Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Топ - хлоп, малыши".
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Вебер Елена Викторовна

Программа по логоритмике предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо – зрительно – двигательной координации; развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально – личностных качеств. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл top_-_hlop_malyshi.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Учебно-тематический план………………………………………………………8

Содержание программы…………………………………………………………..9

Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы…………………………………………………………….12

Информационно-методическое обеспечение программы…………………….14

Приложение 1…………………………………………………………………….15

Приложение 2……………………………………………………………………17

Пояснительная записка

Возможно, самое лучшее,

  это красивая речь.

И свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

      Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

      В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

      Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.

     Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагики. Это комплексная  методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой  являются речь, музыка и движения.

В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения комплексных логопедических методик, направленных на формирование речи детей младшего дошкольного возраста. Одной из таких методик является логопедическая ритмика. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, дыхательной,  речедвигательной.  Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятия вводятся элементы активной и пассивной музыкотерапии. Такая работа с младшими дошкольниками является профилактикой нарушений речевого развития и позволяет предотвратить тяжелые речевые нарушения детей в более старшем возрасте.

Цель программы: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:  

  1. Активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  2.  Развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  3. Развивать слуховое внимание и память.
  4. Развивать коммуникативные способности детей; творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
  5. Воспитывать эмоционально-волевые качества личности ребёнка.

При разработке программы мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.  

4.  Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

5.  Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.  

6. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

 8. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

9. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Ожидаемые результаты обучения

Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.

Условия реализации программы

Программа ориентирована на детей 2 - 3лет.

Форма обучения  - подгрупповая.

Срок реализации – 1 год.

Занятия проводятся 4 раза в месяц  продолжительность 15 минут.

Общее количество – 40 занятий в год.

Формы работы с дошкольниками: игровое занятие.

Материалы и оборудование

Техническое оснащение (магнитофон и аудиоматериалы);

наглядно-демонстрационный  материал по темам занятий;

музыкальные инструменты;

физкультурный инвентарь;

атрибуты для дыхательных упражнений;

дидактический материал;

педагогическая литература по логоритмике;

мячики для самомассажа.

Учебно – тематический план с детьми 2 - 3  лет

№ п/п

Месяц

Тема

Количество занятий

1

Сентябрь

Осень.

4

2

Октябрь

Осень. Дикие животные.

4

3

Ноябрь

Звери в осеннем лесу.

Прогулка в осеннем лесу.

4

4

Декабрь

Зима.

4

5

Январь

Зима. Зимние забавы.

3

6

Февраль

Зима. Машина, паровоз.

4

7

Март

Весна. Первая капель.

4

8

Апрель

Весна. Продолжение.

4

9

Май

Курочка хохлатка.

4

10

Июнь

Лето.

4

Содержание программы

1. Вводная часть: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2. Основная часть: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть: упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные

упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

   Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

 Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

 Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

 Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

 Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.                                    • Чистоговорки, обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.                                                 • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.                                                     • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.                                                                                  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.  

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма,  темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

• Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.  

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы.

При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводится 2 раза в год. Сроки проведения: сентябрь, май. (Приложение 1). 

Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Мониторинг неречевых психических функций проводится по методике

Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.

Критерии:

Слуховое внимание:

  1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:

бубен, погремушка, дудочка, барабан»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

  1. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве:

  1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение.
  2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики:

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики:

  1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,  кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
  2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
  3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

      4. Переключение от одного движения к другому.

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –

наоборот. По 1 баллу.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» 

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю.

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу

Информационно-методическое обеспечение программы

1. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей»: сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

2. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»: Методическое пособие. [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2003;

3. Т. А. Куликовской Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»; М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

4. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 013г.

5. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.

6. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики», С-П., Невская нота, 2009 г.

7. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

Приложение № 1

Методика обследования

№ п/п

Вопросы

5

4

3

1.

Слуховое внимание

2.

Ориентирование в пространстве

3.

Состояние общей моторики

4.

Состояние мелкой моторики

5.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

6.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Уровни освоения программы:

25-30 - Уровень знаний сформирован – дети правильно выполняют все задания, не испытывают, затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.

15-20 - Уровень знаний на стадии формирования – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.

10-15 - Уровень знаний не сформирован – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибк

Сводная таблица результатов обследования детей

Группа ___________________________Дата обследования начало года ______________ конец года________________

п/п

Фамилия, имя ребенка

СЛУХОВОЕ

ВНИМАНИЕ

СЛУХОРЕЧЕВАЯ

ПАМЯТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ

ПАМЯТЬ

ОБЩАЯ МОТОРИКА

МЕЛКАЯ

МОТОРИКА

ОРИЕНТИРОВКА В

ПРОСТРАНСТВЕ

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»

Использование программы в образовательной деятельности  предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Бей ладошкой, топай ножкой!"

Дополнительная общеразвивающая программа для младшего дошкольного возраста  «Бей ладошкой, топай ножкой!» разработана в соответс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа для детей младшего дошкольного возраста. « Умка »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» имеет социально-гуманитарная  направленность. Актуальность программы «Умка» заключается в то...