Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста
проект по рисованию (младшая группа)

Алтунина Анна Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№9 «Радуга» города Балабаново Калужской области»

           Утверждаю:

 Заведующий МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»  

Ивашкевич Т.С.                    

Приказ № ___________

от «___» ___________ 2018 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

II младшая группа №2

 «Разноцветная палитра»

на 2018-2019 учебный год.

                                                                        Составила:

воспитатель

Алтунина Анна Николаевна

Соответствие занимаемой должности

Г.Балабаново

Список детей.

Пояснительная записка

        Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных  художественно-эстетического, социально-нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и тем как он владеет средствами изображения. Творческая личность – одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество – это явление уникальные. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством.  В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинства нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Цель:

Развитие у детей навыков и умений изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.

Задачи:

Образовательные: 

  • Научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования
  • Совершенствовать умения в знакомых техниках
  • Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,

Воспитательные:

 Привить детям устойчивый  интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому, воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие: 

  • Развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально- эстетические чувства, вкусы , последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.

Краткая характеристика возраста детей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ


К детям от 3 до 4 лет предъявляется масса требований. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ознакомят родителей с требованиями, чтобы они подготовили ребёнка перед поступлением в дошкольное учреждение. После их изучения они узнают, какие возрастные особенности детей 3 – 4 лет по ФГОС. Эти рекомендации помогут родителям и воспитателям адекватно реагировать на изменение в поведении детей и оказать необходимую поддержку в процессе их развития.

Ребёнок 3 – 4 лет больше стремится к самостоятельности, осознаёт собственную «отдельность» себя от матери. Малыш нуждается в общении со сверстниками, уважении и признании. Самый важный вид деятельности – это игра. Возрастные особенности крохи в 3 – 4 года: • Формируется «противоволя», поэтому ребёнок хочет всё делать по-своему. • Появляется осознание себя, как отдельного от родителей человека, поэтому он часто отвергает любую их помощь. • Малыш совершает поступки не под влиянием случайного желания, а исходя из более сложных и стабильных мотивов. • Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Кроха представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. • Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других. • Словарный запас ребёнка пополняется, он активно осваивает речь, придумывает новые слова. Выше описаны наиболее выраженные черты ребёнка от 3 до 4 лет.

 РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Центральная нервная система крохи ещё в процессе формирования, при этом проявляются следующие качества: • Ребёнок способен анализировать и синтезировать информацию, которую он получает от окружающих. • Происходит развитие речи, увеличивается её значение в процессе познания. Малыш всё чаще задаёт вопросы, расспрашивает, уточняет. • Дети 3 – 4 лет не способны долго концентрироваться на изучаемом материале, поэтому в процессе следует использовать дидактические приёмы, чтобы удержать их внимание. Младшие дошкольники очень эмоциональны, из-за чего они быстро устают. Дети ещё не способны управлять своими эмоциями, а поэтому после вспышки активности впадают в состояние замкнутости и отрешённости. Ещё одна особенность ребёнка в 3 – 4 года – это несовершенство взаимодействия сигнальных систем. То есть малышу лучше показать наглядный пример, словесные инструкции ему не так понятны.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Как упоминалось ранее, дети воспринимают себя, как отдельного индивида, они стремятся стать самостоятельными. Однако проблема в том, что это желание не соотносится с возможностями. В этом и состоит суть конфликта ребёнка 3 – 4 лет, то есть он желает всё делать сам, но не может справиться без взрослых. Кроха не слушается родителей, выдвигает им свои требования. Таким образом, он пытается выйти из-под опеки взрослых. Чтобы личность успешно сформировалась родители должны воспитывать самостоятельность у крохи: • Относится к малышу, как к равноправному, отказаться от стиля общения «авторитетный взрослый – маленький ребёнок». • Позволять ему быть самостоятельным. • Поддерживать его начинания и стремления, если они положительные. • Если у ребёнка что-нибудь не получается, то ему стоит подсказать другой метод решения задачи или предложить ему свою помощь. • Не критиковать кроху, а сформировать у него понятие, что он хороший. В этот период у малыша формируются основы самооценивания, он замечает, как действуют его сверстники, сравнивает их результаты со своими, стремиться к лучшему результату. Он желает добиться успеха, признания и уважения, хочет слышать похвалу.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

На рубеже 3 – 4 лет меняется социальная позиция ребёнка. Он нуждается в общении с одногодками, готов считаться с интересами части детского коллектива. Кроха может выстраивать отношения со сверстниками, учитывая общепринятые нормы и правила поведения. Однако в большинстве случаев дети просто находятся рядом и плохо идут на контакт. Дети в 3 – 4 года эмоциональные, отзывчивые, способны сопереживать, утешать, могут прийти на помощь. Они дружелюбные, открытые, не ощущают угрозы извне, чаще всего действуют ситуативно. Трёх-, четырёхлетние малыши способны контролировать своё поведение, руководствуясь своими побуждениями. В этот период развивается половая идентификация. В 3 – 4 года ребёнок овладел основными бытовыми навыками (самообслуживание, правила гигиены). Он самостоятельно кушает, ходит в туалет, моется, чистит зубы, одевается и раздевается. Родителей кроха осознаёт не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у них есть работа, и что они выполняют разные социальные роли. Дети в 3 – 4 года часто копируют поведение взрослых.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

У ребёнка 3 – 4 лет совершенствуются различные психологические процессы: • Непроизвольная память. Кроха запоминает информацию, которая спровоцировала у него яркие эмоции. Он может запомнить 5 названий предметов и 3 – 4 слова. Он уже способен выучить маленький стих. • Преобладает наглядно-действенное мышление, начинает формироваться наглядно-образное. Малыш может находить взаимосвязь между предметами, основываясь на практические действия, делать несложные выводы. • Предпочтительный вид деятельности у младших дошкольников – это игра. С её помощью дети копируют поступки взрослых, тестируют разные модели поведения. Малышам предлагаются краткие сюжетные игры, во время которых они выполняют простые действия с игрушками и предметами (заменители). • Воображение у ребёнка 3 – 4 лет развито слабо, он не способен замечать детали, изображает предметы в примитивном виде. Кроха создаёт простые конструкции и аппликации по образцу. • Развиваются пространственные представления. Кроха ориентируется в знакомых местах. • Пополняется запас слов. Ребёнок воспринимает небольшой рассказ, составляет простые предложения, поддерживает несложный диалог, может пересказать короткий текст. • Кроха проявляет интерес к познанию окружающего мира, радуется новым умениям и полученным знаниям. Чтобы ускорить развитие малыша необходимо ежедневно заниматься с ним по специальной программе.

Продолжительность реализации :1 год

Формы и режим работы

  • Систематические занятия
  • Игры, игровые приемы
  • Организация и оформление выставок детских работ
  • Индивидуальная работа
  • Работа с родителями

Время проведения деятельности.

Каждый понедельник/четверг с 15.30 до 15.45

Ожидаемые результаты:

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования (сформировывается представление о сенсорных эталонах цвета). 
Выявление и осознание ребенком своих способностей. Сформировываются способы самоконтроля. Обогащается речь детей. Развивается мелкая моторика рук.
Развивается мышление, воображение, память.

Формы проведения итогов реализации: творческий отчет

Перспективный план работы

Месяц

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Практический выход

Октябрь

«Осень золотая»

Закрепление временных признаков.

Художественное творчество из природных материалов.

Привлечение родителей к участию в выставке поделок и рисунков.

-Выставка работ.

-  Конспекты продуктивной деятельности.

Ноябрь

Нетрадиционная техника рисования-«Рисование пальчиками».

Познакомить детей с техникой «Рисование пальчиками».

Развивать мелкую моторику рук, фантазию.

Рисуем пальчиком.

Консультация на тему «Разноцветные пальчики»

Выставка поделок.

Фотоотчет Конспекты продуктивной деятельности..

Декабрь

«Волшебная зима»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование пальчиками»

Закрепление временных признаков. Учить детей передавать характерные признаки зимы через

изодеятельность.

Продуктив

ная деятель

ность по теме «Волшебная зима»

Привлечение родителей к участию в выставке поделок и рисунков.

Домашнее зодание на тему «Разноцветная зима»

Фотоотчет по домашнему заданию.

Конспекты продуктивной деятельности.

Январь

«Новый год»

«Рождество»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование лодошками»

Учить передавать впечатления от праздника через изодеятельность. Развивать творческие способности

Работа с детьми в технике

«Рисование лодошками»

Изготовление новогодних открыток.

Конспекты продуктивной деятельности.

Февраль

«23 февраля»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование тычком»

Воспитывать патриотические чувства. Вызывать желание заботиться о своих близких.

Развивать фантазию у детей.

Изготовле-

ние подарков для пап.

Рисование поролоном

Привлечение родителей к участию выставки «Мой папа защитник»

Выставка рисунков.

Конспекты продуктивной деятельности.

Март

«8марта»

«Весна идёт»

Нетрадиционная техника рисования-

«Рисование тычком»

Умение передать в работе настроение праздника. Закрепление временных признаков.

Изготовление подарков для мам.

Рисование ватными палочками

Привлечение родителей к участию выставки

«Мамочка любимая моя!»*

Поздрави-

тельный плакат «От всего сердца»

Конспекты продуктивной деятельности.

Апрель

«День космонавтики»

«День земли»

Нетрадиционная техника рисования-

«Оттиск»

(сухими листьями)

Расширять знание детей в области космонавтики. Приобщать детей к труду через изобразительную деятельность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Изготовление плакатов, листовок для акции «День Земли»

Привлечь родителей к участию в акции.

Фотоотчет с акции.

Конспекты продуктивной деятельности.

Май

«9 мая»

«Лето»

Знакомство с нетради. техникой рисования-

«Рисование свечой»

Воспитывать патриотическое чувство, любовь к Родине.

Закрепление временных признаков. Учить видеть красоту окружающего мира и передавать её в работах.

Изготовле-ние рисунков и поделок по теме.

Консульта-ция по теме «Рисуем на асфальте»

Выставка работ. Фотоотчет

Конспекты продуктивной деятельности.

Отчет о проведенной работе.

Использование программ и технологий

1.И.А. Лыкова «Изодеятельность в детском саду ранний возраст» Сфера. Москва 2008 г.

2.Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет» ОЛМА Медиа Групп. Москва 2014 г.

3. Е.А. Янушко «Рисование с детьми ранний возраст» Мозаик-Синтез. Москва 2007 г.

4. Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет» Мозаик-Синтез.Москва 2007

5. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Просвящение. Москва 1991

6.Н.Р. Макарова «Секреты бумажного листа» Мозаик- Синтез. Москва2007

7.Т.Носова «Ситцевый лоскут» Мозаик-Синтец. Москва 2007

8. О.Соловьёва «Необыкновенное рисование» Мозаик-Синтез. Москва2007

9. Л.В. Куликова «Смешные игрушки из пластмассы» Мозаик-Синтез. Москва 2007.

Практический материал по работе.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чтобы ребёнок в 3 – 4 года гармонично развивался, взрослым необходима грамотная консультация для родителей:

• Проявляйте терпение и понимание к «противоволе» малыша. Если вы попытаетесь подавить его желания, то он может стать пассивным, апатичным, зависимым от вашей воли, инфантильным. Позволяйте ему настаивать на своём, даже если это выглядит глупо.

 • Помните, что упрямство ребёнок проявляет не когда ему чего-то очень хочется, а когда ему важно, чтобы с его мнением считались.

• Постепенно подготавливайте младшего дошкольника к детскому саду. Помогите ему освоить навыки самообслуживания за 4 – 8 недель до поступления в детское учреждение, выработайте подходящий режим дня. Постарайтесь настроить в крохе позитивное отношение к детскому саду, но будьте готовы к негативным реакциям.

 • Помогайте малышу разбирать конфликтные ситуации в детском саду. Учите его уважать свои и чужие личностные границы. Покажите ему наглядный пример, для этого относитесь с уважением к нему и другим членам семьи.

• Уважайте эмоции ребёнка: сопереживайте его горю, понимайте злость, разделите с ним радость, ощущайте его усталость.

 • Развивайте у него координацию движений, пусть кроха попрыгает, попробует постоять на одной ноге, поиграет с мячом. Для развития моторики займитесь лепкой, учите его завязывать и развязывать шнурки, складывать пирамидки. Совместно занимайтесь спортом.

 • Развивайте его речь, для этого следите за чистотой своей речи, читайте ему вслух. Так не только пополнится словарный запас крохи, но и будет развиваться образное мышление, а ваши отношения станут ещё более тёплыми. Интересуйтесь, как прошёл его день, терпеливо отвечайте на его вопросы. Таким образом, педагоги и родители должны изучить возрастные особенности детей 3 – 4 лет, чтобы полностью реализовать воспитательные возможности этой возрастной категории. Это очень важно, так как в этот период формируется характер и принцип поведения будущей личности. Именно в 3 – 4 года закладывается основа физического, интеллектуального и морально-волевого развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»

Использование программы в образовательной деятельности  предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Топ - хлоп, малыши".

Программа по логоритмике предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровн...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Бей ладошкой, топай ножкой!"

Дополнительная общеразвивающая программа для младшего дошкольного возраста  «Бей ладошкой, топай ножкой!» разработана в соответс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа для детей младшего дошкольного возраста. « Умка »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» имеет социально-гуманитарная  направленность. Актуальность программы «Умка» заключается в то...