Как развить речь ребенка 2-4 лет
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

Рекомендации логопеда родителям детей 2-4 лет по развитию лексико-грамматических категорий, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слова и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развить речь ребенка 2-4 лет

        

1.Импрессивная (пассивная)речь- это, когда ребенок понимает, но не говорит (например, показывает, выполняет просьбы)

С 3 лет (возраст, в котором ребенок уже должен выполнить данную просьбу)

1. Необходимо обогащать пассивный словарь:

а) учите детей понимать конкретные существительные: т.е. показывать по словесной инструкции предметы, части предметов, части тела

б) учите детей понимать обобщающие слова: т.е. выбирать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т.д.

в) учите детей понимать действия:

-т.е. показывать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д.

-выполнять поручения по речевой инструкции (закрыть дверь, принести мяч).

С 3-4 лет

2. Учите понимать различные грамматические формы словоизменения:

а) дифференцировать (различать) единственное и множественное число существительных

«Покажи, где:

Стол-столы                    дерево-деревья

Дом-дома                       мяч-мячи

Стул-стулья                   гриб-грибы»

б) различать предложно-падежные конструкции с предлогами

С 3 лет

( с предлогами на, в, под, за)

«Положи мячик в коробку…»

С 4 лет

( с предлогами под, над, перед, около)

«Покажи, где ложка: в стакане…»

3. Учите дифференцировать формы словообразования

С3-4 лет

Понимать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

«Покажи, где:

Дом-домик

Ложка-ложечка

Мяч-мячик»

2. Лексика (экспрессивная (активная) речь - это,когда ребенок произносит слова, говорит самостоятель-

но)

1. Обогащайте активный словарь ребенка

а) конкретными существительными

Попросите ребенка назвать картинки по темам «Игрушки», Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др..

б) обобщающими понятиями

Назвать одним словом группу предметов:

«Игрушки», Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др..

в) глаголами (действиями)

С 4 лет

-назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет и т.д..

г) прилагательными

Названиями цветов

С 4 лет

Белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый

3.Грамматический строй речи (экспрессивная речь)

С 3-4 лет

1.Учите образовывать множественноечисло имен существительных:

стол-столы                              лист-листья

кукла-                                       дерево-

ухо-                                           окно-

слон-                                         стул-

глаз-                                          воробей-

рот-                                           лев-

2.Учите употреблять существительные в косвенных падежах без предлога

Уменя есть мяч (кукла)

У меня нет

Я вижу

Я играю

3. Учите образовывать уменьшительно-ласкательнуюформу:        

С 4 лет

Дом-домик                       стул-

Нос-                                  рука-

Стол-                                нога-

4. Учите образовывать названия детёнышей животных

С 4 лет

У кошки- котенок

У утки-

У гуся-

У лисы-

4. Связная речь

1.Учите договаривать предложения, например, когда читаете знакомую сказку.

С 4-5 лет

2.Учите пересказывать

5.Фонематический слух

1.Учите на слух дифференцировать слова, различающиеся одним звуком. Попросите ребенка показать, где

точка-дочка

почка -бочка

коза - коса

2. Учитеповторять слоги с  «похожими» звуками с 4 лет

па-ба                               на-га

ба-на                               та-на

ва-та                                га-да

та-да                                ка-га

ма-мя                             ба-ма

6.Фонематический анализ и синтез

1. С 3 лет.

Попросите показать на картинках предметы:

Стол-стул                             косы-козы

Папа-баба                             горка-корка

Точка-дочка                         миска-мишка

2. С 4 лет.

Попросите показать собачку, когда она закричит «ррр» (из ряда звуков)

7. Слоговая структура слов

Попросите  повторять слова с различной слоговой структурой:

Дом

Снег

Крыша

Мостик

Каша

Хлеб

Кошка

Капуста, помидоры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей как развить речь ребенка в домашних условиях АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДорогие родители, первый звук, который произносит ребенок – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Сущес...

Рекомендации для родителей как развить речь ребенка в домашних условиях АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДорогие родители, первый звук, который произносит ребенок – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Сущес...

Рекомендации для родителей как развить речь ребенка в домашних условиях АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДорогие родители, первый звук, который произносит ребенок – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Сущес...

Памятка для родителей "Какими упражнениями можно развить речь ребенка?"

В памятке даны примеры упражнений для развития речи детей....

Книги, которые помогут родителям развить речь ребенка

Книги, которые помогут родителям развить речь ребенка...

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Как развить речь ребенка с помощью игр.Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В о...

Консультация учителя-логопеда Тема: «Как развить речь ребенка».

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...