Проект "Дидактический синквейн"
проект по логопедии

Зуенко Елена Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektdidakticheskiy_sinkveyn.docx50.45 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: \\Serg\222\pismo\Gerb\Славянский р-н(герб) контур.JPG

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 22

СТАНИЦЫ ПЕТРОВСКОЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Проект «Дидактический синквейн»

                                                               

                                                                            Разработала  учитель-логопед:

                                      Зуенко Е.А.

   

                                                                                        2017

Проект «Дидактический  синквейн»

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей – логопатов через использование технологии синквейн.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, познакомить с технологией составления синквейна, согласовать коррекционное воздействие на дошкольника;
  • заинтересовать родителей, привлечь к использованию информационного стенда « Логопед советует»

выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к организации совместной деятельности.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: среднесрочный 

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по коррекции речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационного стенда « Логопед советует»
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические рекомендации для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Актуальность

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах развития речи ребенка – логопата. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей, перед которыми встают следующие вопросы

  • Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
  • Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
  • Как вовлечь ребенка в интерактивную  совместную деятельность ?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.Для того ,чтобы родители в совместной деятельности использовали технологию синквейн необходимо:

  • помочь им понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, воспитателя и родителей по применению этой технологии,
  • подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.

               Актуальность и востребованность проекта определяется необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и поиском эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей в введении и использовании в коррекционной работе   игровой технологии синквейн  проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Выявить  уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР.
  • Подобрать темы  диагностических синквейнов.

Для решения этих задач начинаю работу с анкетирования. На основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выработать тактику индивидуального  общения с каждым родителем. Это поможет наилучшим образом  сориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные  особенности. 

2 этап — основной (практический).

Задача:

  • разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам поэтапного введения  синквейна на  домашних совместных занятиях .

Полученные во время занятий с логопедом, воспитателем  знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение мастер-класса;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по мере овладения технологией);
  • создание информационного окна  «Логопед советует»»
  • Сбор и изучение информации (использование медиа ресурсов сети Интернет).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы (презентация)

Данный этап предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых «учителей» своих детей в обучении, воспитании и коррекции речевых недостатков.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность использования технологии синквейн в домашних условиях.
  • Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов на педагогическом совете.

Перспективный план реализации проекта

Сроки

Методы, формы

Содержание работы

Результат работы

Ответственный

1.Подготовительный этап

Октябрь

 Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор тем диагностических синквейнов

Анкета для родителей

Картотека  синвейнов для диагностики по лексическим темам

Учитель-логопед

2. этап Основной

Октябрь

Мастер-класс

«Играя, синквейн составляем».

Рекомендации по составлению синквейна и определению названий.

Совместное обсуждение в группе с воспитателями(утренний круг).

Учитель-логопед,

воспитатель

Ноябрь

Консультация «Варианты работы с синквейном»

Индивидуальное консультирование

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по  проведению пальчиковой гимнастики Еженедельные рекомендации

родителям

Создание информационного окна

«Логопед советует»

Учитель-логопед

Декабрь

Конкурс чтецов

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на совместных занятиях с родителями.

Положение о конкурсе

Учитель-логопед, воспитатель

3. Заключительный этап

 

 

Декабрь

Мониторинг работы логопеда с родителями

Мониторинг детей

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах коррекционного сопровождения  детей

Выявление уровня речевого развития детей

Анкета для родителей

Динамика речевого развития

 Учитель-логопед

Приложение 1

Мастер – класс для родителей

«Играя, синквейн составляем»

               

     

Цель. Познакомить родителей с презентацией «Дидактический  синквейн»; научить использовать знания и умения в работе с детьми в совместной деятельности.

Задачи. 1. Объяснить значение использования синквейнов в коррекционной

                  работе с детьми-логопатами.

               2. Формировать интерес к составлению синквейнов.

               3. Познакомить с приёмами совместной деятельности, вовлекая

                   в работу членов семьи.

Участники «Мастер – класса»: родители воспитанников

группы компенсирующей направленности, воспитатель.

Предварительная работа.

  1. Подготовка листов бумаги и карандашей.
  2. Изготовление алгоритма составления синквейнов.
  3. Формирование образцов синквейнов.
  4. Разработка информационного буклета  для родителей.
  5. Приглашение родителей на практическое занятие          

«Мастер – класс».

План проведения «Мастер – класса».

  1. Теоретическая часть: выступление учителя-логопеда о необходимости

составления синквейнов.

  1. Демонстрация составления синквейнов.
  2. Советы по составлению синквейнов.
  3. Раздача буклетов для родителей.
  4. Рефлексия: обмен мнениями, впечатлениями.

                              Ход «Мастер – класса».

Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить  «правильно и красиво»  говорить, привлечь  детское  внимание к занятиям словотворчеством? Опыт работы с детьми с ТНР показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.


В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Задумавшись над данной проблемой, мы пришли к пониманию использования технологии «Синквейна» в работе с детьми: 

синквейн  можно использовать  на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в

 рамках прохождения определенной лексической темы.

синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР в полной мере  совершенствует словарную работу.

развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.


Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

При использовании технологии «синквейна»  решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа  стихотворения.

              Пример синквейна.                      Дети

                                                          Любимые, ласковые

                                                      Играют, радуют, умиляют

                                                         Дети – цветы жизни.

                                                                   Счастье.  

   Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

        Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

                         Правила составления синквейна.

         Синквейн состоит из пяти строк

1. Певая строка – одно слово, существительное, отражающее главную и       (заголовок, тема).

2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.                              

3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о

котором идет речь.

4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее от- ношение к теме.

5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Составление синквейна с родителями, используя алгоритм ( практическая часть)

Кукла.

Красивая, любимая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

                           Рекомендации по составлению синквейнов.

1.На первых этапах учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.

     Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке

     (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа,

    мужчина;тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим  предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот,  ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.

6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом        вместе с родителями.

7. В конце работы дети могут изложить свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Выступление можно сопровождать  музыкой.

                              Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-

     ем слов и фраз, входящих в состав последнего).

2.Составление синквейна по стихотворению.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного

   синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк

   необходимо ее определить).

4.Возможно использовать синквейн:

- во время совместной прогулки;

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

-при выполнении совместных заданий по рекомендации учителя-логопеда

 1.Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

 1. Звуки речи.

 2. Гласные, согласные.

 3. Слышим, произносим, выделяем.

 4. Звуки складываются в слова.

 5.Речь.

 - на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,

придумать рассказ;

Заяц.

2.Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

 В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «Кто назовет больше нужных слов».

6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать

   синквейны и оценивать их).

                                                Вывод

При творческом использовании синквейна, он воспринимается детьми как

увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержа-

ния, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...