Наставничество как средство формирования профессиональных компетенций молодых педагогов.
статья по логопедии

Дайнеко Дарья Юрьевна

Статья о наставничестве в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья о наставничестве в ДОУ.26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество как   средство формирования профессиональных компетенций молодых педагогов.

«Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…», это слова Антона Семёновича Макаренко.

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем проблема, как привлечь грамотных молодых специалистов, и что еще существеннее того, как удержать их там, существует. Известно, что по окончанию вуза, начинающий педагог ещё не является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации – «вживания» в профессию. Между тем, молодой педагог сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами. В этот момент молодому специалисту необходима помощь опытного педагога, педагога-наставника. Сегодня именно наставничество достойно самого пристального внимания, потому что в нём заключается жизненная необходимость молодого педагога получить поддержку профессионала, который может предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте.

А что мы включаем в понятие «наставничество»? Под наставничеством подразумевается способ передачи знаний, а также навыков и умений молодому специалисту, которые идут от более опытного и знающего человека. Наставничество является определенным типом подготовки молодого специалиста, при котором его занятость происходит под наблюдением и поддержкой опытного в данной сфере наставника.

На мой взгляд, наставничество является постоянным диалогом, целью которого будет помочь начинающему специалисту понять культуру языка и технологию работы. Основным фактором в области наставничества должна быть готовность, как начинающего логопеда, так и наставника к совместной работе.

Наставничество — это не дань моде и уж тем более не инновация. Это один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.

И так, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Принципы наставничества:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника

2. Контакт наставника и подшефного

3. Личный пример наставника

4. Доброжелательность и взаимное уважение

5. Уважительное отношение к мнению всех участников процесса

6. Направленность плановой деятельности

Задачи:

  • обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
  • совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
  • Должное обеспечение психологической поддержки молодого логопеда.
  • Оказание необходимой помощи в методической и практической сфере, с целью повышения уровня профессионализма молодого логопеда.
  • Стимулирование к самостоятельному повышению уровня логопеда, овладение наиболее современными программами обучения.
  • Показ и изучение практических способов обучения более опытными специалистами.
  • Анализ результатов работы логопеда во всех направлениях его деятельности.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.

После изучения большого количества литературы становится понятно, что на протяжении многих лет работы в области логопедии, сложилась строго определенная система, благодаря которой формируется наставничество в данной области. Существующая методика состоит из трех последовательных этапов.

Существует 3 этапа становления молодого логопеда:

  1. Адаптация – изучение необходимых норм логопедии.
  2. Стабилизация – достижение профессиональной компетентности.
  3. Преобразование – достижение самодостаточности как специалиста.

 Первым этапом является адаптация. На данном этапе происходит выделение компетентности и степени ответственности молодого логопеда, также выявляются существующие пробелы в знаниях и навыках. На протяжении данного этапа, наставнику следует разработать индивидуальный план для молодого логопеда.

Данный индивидуальный план будет включать в себя, и отражать все основные направления деятельности молодого логопеда. Подобного рода план составляется таким образом, чтобы существовала возможность его корректировки в течение срока наставничества. О плане я расскажу чуть позже.

Вторым этапом будет являться проектировка. На данном этапе происходит разработка и последующая реализация программы, а также корректировка навыков специалиста.

На втором этапе выстраивается определенная программа собственного развития логопеда, которая включает:

  1. Проведение консультаций с наставником: на уровне ДОУ, на МО.
  2. Изучение опыта более опытных логопедов: изучение методической литературы, посещение МО своего района и других районов, посещение мастер – классов, просмотр семинаров и мастер – классов в интернет ресурсах.
  3. Повышение мастерства в сфере логопедии: участие в конкурсах для молодых педагогов (педагогический дебют).

На данном этапе молодой логопед изучает не только опыт работы своего наставника, но и других более опытных коллег.

Формы методической работы, являющиеся традиционными, в которых главная роль уделялась докладам, утратили свое значение из-за низкой эффективности и отсутствием необходимой обратной связи. Сегодня, в области логопедии, следует использовать современные, активные формы работы, которые предполагают вовлечение молодого логопеда в постоянную практическую работу.  

Именно данный этап является основным в оценке молодого логопеда наставником. Так как ежедневно любой молодой логопед испытывает постоянную потребность в положительной оценке проведенного им труда.

Третьим этапом будет оценка. На данном этапе производится контроль полученных профессиональных навыков молодым логопедом и в последующем определяется степень его готовности к выполнению прямых обязанностей.

Само по себе наставничество, должно должным образом стимулировать молодого специалиста к самосовершенствованию.

Следует сказать, что использование в области логопедии системы наставничества способно позволить будущим специалистам наиболее быстро адаптироваться к работе, а также почувствовать необходимую уверенность в собственных силах. Данная система также способна принести пользу и наставнику. Работая с молодыми логопедами, более опытные специалисты способны еще больше повысить уровень своих профессиональных навыков. Общаясь с более молодыми специалистами, у опытного логопеда появляется возможность приобретать новые взгляды в профессиональной области.

Хотелось бы поделиться некоторым опытом работы в качестве наставника. В моей практике наставничества были и студенты, проходившие педагогическую практику в нашем детском саду, и молодые педагоги, пришедшие работать в наш детский сад. Надо отметить, что для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.  Работая 23 года учителем – логопедом, имея высшую квалификационную категорию и владея опытом работы, поэтому я с удовольствием беру на себя обязанности наставника.

Цель моей работы в качестве наставника – оказать помощь молодым учителям - логопедам адаптироваться в новых условиях педагогической деятельности, дать им возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности.

         Для меня, для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:

  • проведение занятий для молодого педагога;
  • организация индивидуальных консультаций;
  • знакомство с опытом других педагогов, с молодым педагогом совместное посещение их занятий с последующим анализом;
  • подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
  • посещение занятий молодого педагога, с последующим анализом;
  • ознакомление с новинками методической литературы;
  • консультации по проведению родительских собраний, подготовке материалов к конкурсам разного уровня.

Я начинаю сопровождение молодого педагога с выявления его потребностей в обучении, намерений и цели, диагностики уровня его теоретической подготовки, установления в каких вопросах педагог испытывает трудности.

В первую очередь я, как наставник, знакомлю его с традициями и обычаями детского сада. Первые дни самостоятельной работы для молодого педагога самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные, ведь у него появляется возможность проявить себя. Очень важно в данный момент не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями, просто нужно быть рядом и проявить внимание к его эмоциональному состоянию, поинтересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. Нужно сориентировать педагога с самого первого дня на постоянное повышение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, освоение секретов преподавания.

Наша совместная деятельность, наставника и молодого педагога, начинается с составления плана работы.  План работы я наполняю следующим содержанием:

Содержание работы

  • «Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе).
  • Вхождение в профессиональную деятельность.
  • Знакомство молодого специалиста с традициями учреждения, правилами внутреннего распорядка, уставом.
  • Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса.
  • Оказание помощи в обследовании и отбору детей в логопедические группы
  • Оказание помощи по организации качественной работы с документацией.
  • Изучение программы учреждения
  • Изучение задач и целей годового плана
  • Структура перспективного планирования
  • Структура календарного планирования
  • Структура тематического планирования
  • Структура планирования занятий.
  • Собеседование по вопросам планирования и организации самообразования
  • Выбор методической темы и направление работы
  • Подборка методической литературы
  • Собеседование по изученной методической литературе
  • Изучение и внедрение здоровье сберегающих технологий
  • Знакомство с современными образовательными технологиями и способами их использования в работе с детьми
  • Посещение молодым специалистом занятий, с целью перенять педагогический опыт
  • Использование ИКТ в деятельности учителя-логопеда.
  • Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и оказания практической помощи
  • умение грамотно подготовить занятие;
  • умение сопоставлять задачи и содержание занятия;
  • умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;
  • умение подвести итог занятия
  • Оказание помощи в определение характера динамики, результативности работы, составление прогноза, относительно дальнейшего развития и обозначение дальнейшего образовательного маршрута для каждого обучающегося.
  • Повторное посещение занятий: умение применять полученные умения и навыки на практике.
  • Рефлексия (анализ) педагогической деятельности.
  • Подведение итогов работы за год – сдача отчёта.
  • Отчёт о результатах работы по теме самообразования.
  • Индивидуальные консультации по возникающим вопросам

•        Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения

      Поскольку основной формой организации учебного процесса в саду является занятие. Поэтому им уделяли наибольшее внимание. Совместно с молодым учителем анализировали проведенные им занятия, давались методические рекомендации по правильности составления планирования и умения достичь цели, поставленной на занятии: как правильно начать занятие, разумно распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии.

Какие использовались ещё формы работы с молодым специалистом?

Формы:

  1. Час вопросов и ответов (возможность задать наболевшие вопросы и получить ответ)
  2. Индивидуальные беседы и самоанализ.
  3. Дискуссия
  4. Консультация
  5. Практикум
  6. Мастер-класс
  7. Совместная подготовка и участие молодых специалистов и педагогов - наставников в утренниках.
  8. Методическая мастерская (изучение методической литературы, разбор интернет ресурсов)
  9. Практикум (показы занятий, проведение консультаций с родителями воспитанников)  
  10. Педагогический совет.
  11. Творческий час (изготовление пособий, составление выступлений, подготовка к родительским собраниям)
  12. Проведение открытых занятий с детьми начинающего педагога и наоборот.

           Работа с молодыми педагогами в течение времени помогла становлению их педагогического мастерства, научила их разбираться в сложных вопросах инновации в образовании.

И так, сущность наставничества заключается в процессе обучения на рабочем месте. В детском саду выработана стратегия адресного подхода к молодым специалистам, которая учитывает их личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, склонности и интересы. В каждом конкретном случае это индивидуальный план сопровождения.

     Данный метод не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для сохранения и передачи накопленного опыта молодому специалисту. Помимо этого, он способствует решению проблем, связанных со старением кадров.

        У наставничества множество положительных черт: в его рамках можно использовать комплекс методов и технологий работы с молодыми педагогами, в процессе наставничества происходит передача и освоение не только явного(формального), но и неявного (неформального) знания, наставничество - относительно недорогая форма работы с молодыми специалистами.

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые педагоги и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника. Для детского сада это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. Молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала  молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Своё выступление хотелось закончить словами ещё одного выдающегося человека: «Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» - Владимир Иванович Даль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...

«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»

Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...

ПРОЕКТ «Наставничество, как инструмент наращивания профессиональных компетенций молодых педагогов»

Как бы человек успешно не окончил педагогический вузКак бы он ни был талантливНо если не будет учиться на опытеОн никогда не станет хорошим педагогом              ...

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества

Материалы выступления на Городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североральского городского округа. Тема: "Реализация части ОП ДО, формируемой участн...