«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»
презентация
Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.
Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 355.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ» «Личность ребенка формируется личностью педагога»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно – исследовательские условия: Изучение работ педагогов и психологов по развитию профессиональной компетентности молодых педагогов: Е.В. Бондаревская , Е.Ю. Захарченко, Э. Ф. Зеер , Е.М. Иванова, А.А. Кочетов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин , А. К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин , Корешкова М. Н., Рыжевская М.А . Методические условия: Изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта: Изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта: В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, Е. Вторина , И.А. Зимняя, Д .А.Майер , И.Н.Асаева , В.Г.Яфаева , А.Г.Асмолов , А.А.Чеменева , Е.В.Вербовская , В.Р.Попова Организационно – педагогические условия: освоение новых педагогических технологий, использование в своей работе мультимедийного оборудования и интерактивной панели; повышение квалификации на курсовой подготовке в НИРО, представление опыта работы в ДОУ (педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации, открытые показы); активное участие в педагогических конкурсах, педсоветах, методических объединениях, разработка мини-проектов, составление плана самообразования.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта . Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов . Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования « Профессиональные компетенции состоят из общепрофессиональных ( инвариатных к профессиональной деятельности) и специальных (владение алгоритмами конкретной деятельности, связанными с моделированием, проектированием, исследованиями предмета деятельности)» (В.Д. Шадриков ). «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования представляет собой комплекс компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, Икт — компетентность, эмоциональную компетентность» ( Корешкова М. Н., Рыжевская М.А.) Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». В педагогическом профессиональном стандарте в сфере дошкольного образования, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений (п. 3.2.1 ). Одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции педагога ДОУ является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Создание определенных условий, способствующих повышению квалификации педагогических кадров внутри дошкольного учреждения.
Цель : Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, развития профессиональной компетентности педагогов. Задачи: • Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями; Создать условия для становления квалифицированного и компетентного работника; Адаптация к условиям осуществления трудовой деятельности и оказание моральной и психологической поддержки молодым педагогам через наставничество в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
Ведущая педагогическая идея Современная ситуация в образовании требует особой подготовки педагогов ДОУ. Повышение основных профессиональных компетенций молодых педагогов через систему методического сопровождения – наставничество « Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье». Дэвид Майстер "Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов..." А. С. Макаренко
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Подготовительный этап - изучение литературы и подбор содержания и способов работы с детьми; исследование профессиональной компетентности педагогов; изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка, наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно -образовательного процесса. Реализационный этап – создание системы работы по наставничеству: положение о наставничестве, план работы, оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты. Аналитический этап - сбор и анализ результатов работы молодого педагога, производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника. Молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Подготовительный этап : ● изучение литературы, нормативных документов ● исследование профессиональной компетентности педагогов ● собеседование с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы; ● создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ; ● анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования; ● диагностика изучения методических потребностей педагогов; ● составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
Реализационный этап Внедрение и апробация системы работы по наставничеству Организация «школы молодого воспитателя»; Самообразование углубленная работа над темой Педагогическое обследование компетентностей Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Наставничество Мастер –классы, семинары-практикумы Школа молодого воспитателя Индивидуальные и подгрупповые консультации Анкетирование Посещение педагога психолога (псих- пед . тренинги…) О ткрытые просмотры ООД, взаимопосещения Формы работы с молодыми педагогами Видеотренинги профессионального педагогического общения
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Аналитический этап Показ открытых занятий. Участие в конкурсах, педагогических советах, семинарах, в методических объединениях ДОО, района,города Внедрение педагогам новых технологий Составление портфолио (опыт работы) – своеобразный паспорт повышения профессиональной компетенции педагога Аттестация на квалификационную категорию ●
Мониторинг профессиональной компетентности педагогов Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Повысилась профессиональная компетентность, а именно: Методическая – педагоги ставят цели и задачи собственной педагогической деятельности, разрабатывают учебную программу обр. деятельности, обобщают свой опыт в проектах и методических рекомендациях и т.д. К оммуникативная - владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги), И кт – умение работать и использовать в работе с детьми интерактивную панель, мультимедийное оборудование Р ефлексивная – педагоги управляют своим поведением, контролируют свои эмоции, осознают уровень собственной деятельности, видят причины профессиональных проблем, способны к самоанализу и т.д., И гровая – педагоги научились придумывать сюжеты игр, создают условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников, владеет способами поддержки игры (косвенное руководство)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результаты от наставничества Наставник : Развивает свои деловые качества; Повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения Администрация: Повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; Улучшаются взаимоотношения между сотрудниками Молодой специалист : Получает знания; Развивает знания и умения полученные в Вузе; Повышает свой профессиональный уровень и способности; Развивает собственную профессиональную карьеру; Учится выстраивать конструктивные отношения с наставником
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Вывод Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде; Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; Д инамика в повышении профессиональной компетентности молодых педагогов Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми; Потребность в непрерывном самообразовании; Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой; Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем. Принимают участие в педагогических конкурсах: «Симфония урока», «Лучшая предметно- пространсвенная среда в ДОО», «Безопасная дорога - детям», «Лучший видеоурок » и т.д.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Перспективы: Продолжать работу по наставничеству Продолжить работу, направленную на формирование и развитие ключевых компетенций педагога Представление опыта работы в ДОУ (педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации, открытые показы) П овышение квалификации на курсовой подготовке в НИРО А ктивное участие в педагогических конкурсах, педсоветах, методических объединениях Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию Обобщение материалов педагогов в педагогический опыт, распространение его в социальных сетях
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога Представление опыта работы в МБДОУ «Детский сад № 1 30»: выступления на педагогических советах, участие в работе круглых столов, мастер-классов, семинаров, методобъединений ; Участие в профессиональных Интернет – конкурсах, публикации Публикации на образовательных порталах сети интернет
Литература Чеменева АА, Е.В.Вербовская , В.Р.Попова Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте ФГОС ДО. Нижегородское образование, 2015 – 109с . Киргинцев М.В., Нечаев С.А. Формирование профессиональной компетентности специалистов в дидактических информационных средах. URL: http://conf. su.ru (сервер конф . Ставропольского гос. ун-та). Кащеева Н.В. Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. « Спровождение молодых кадров. Наставничество» Москва, 2018. Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №24. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1 - С. 67-68 Нестеров В.В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога // Акмеология . 2009. № 1. С. 20. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»
middot; Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации образовательного проц...

Номинация: «Творческий подход» Тема: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»
Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации образовательного процесса.·...

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»...

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»...

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...

"Наставничество как значимый аспект профессионального развития молодых педагогов"
Данная статья посвящена наставничеству в образовании, периоду вхождения молодого специалиста в профессию. Рассматриваются требования к наставнику, правила общения наставника с молодым специалистом....