«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»
презентация

Комарова Анжела Леонидовна

Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.

Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация355.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Визитная карточка Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 154» Ленинского района г. Нижнего Новгорода Образование : Высшее Мининский Государственный Педагогический Университет Стаж педагогической работы –3 года. В должности старшего воспитателя 2 года. Адрес электронной почты: angel 520 k@yandex.ru

Слайд 2

Тема: «Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ» «Личность ребенка формируется личностью педагога»

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно – исследовательские условия: Изучение работ педагогов и психологов по развитию профессиональной компетентности молодых педагогов: Е.В. Бондаревская , Е.Ю. Захарченко, Э. Ф. Зеер , Е.М. Иванова, А.А. Кочетов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин , А. К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин , Корешкова М. Н., Рыжевская М.А . Методические условия: Изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта: Изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта: В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, Е. Вторина , И.А. Зимняя, Д .А.Майер , И.Н.Асаева , В.Г.Яфаева , А.Г.Асмолов , А.А.Чеменева , Е.В.Вербовская , В.Р.Попова Организационно – педагогические условия: освоение новых педагогических технологий, использование в своей работе мультимедийного оборудования и интерактивной панели; повышение квалификации на курсовой подготовке в НИРО, представление опыта работы в ДОУ (педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации, открытые показы); активное участие в педагогических конкурсах, педсоветах, методических объединениях, разработка мини-проектов, составление плана самообразования.

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта . Особую роль в этом играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов . Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе – это наставник. Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Создание условий для осознания необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования « Профессиональные компетенции состоят из общепрофессиональных ( инвариатных к профессиональной деятельности) и специальных (владение алгоритмами конкретной деятельности, связанными с моделированием, проектированием, исследованиями предмета деятельности)» (В.Д. Шадриков ). «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования представляет собой комплекс компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, Икт — компетентность, эмоциональную компетентность» ( Корешкова М. Н., Рыжевская М.А.) Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». В педагогическом профессиональном стандарте в сфере дошкольного образования, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений (п. 3.2.1 ). Одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции педагога ДОУ является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Создание определенных условий, способствующих повышению квалификации педагогических кадров внутри дошкольного учреждения.

Слайд 6

Цель : Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, развития профессиональной компетентности педагогов. Задачи: • Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями; Создать условия для становления квалифицированного и компетентного работника; Адаптация к условиям осуществления трудовой деятельности и оказание моральной и психологической поддержки молодым педагогам через наставничество в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Современная ситуация в образовании требует особой подготовки педагогов ДОУ. Повышение основных профессиональных компетенций молодых педагогов через систему методического сопровождения – наставничество « Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье». Дэвид Майстер "Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов..." А. С. Макаренко

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Подготовительный этап - изучение литературы и подбор содержания и способов работы с детьми; исследование профессиональной компетентности педагогов; изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка, наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно -образовательного процесса. Реализационный этап – создание системы работы по наставничеству: положение о наставничестве, план работы, оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты. Аналитический этап - сбор и анализ результатов работы молодого педагога, производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника. Молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне .

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Подготовительный этап : ● изучение литературы, нормативных документов ● исследование профессиональной компетентности педагогов ● собеседование с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы; ● создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ; ● анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования; ● диагностика изучения методических потребностей педагогов; ● составление совместного плана молодого специалиста и наставника;

Слайд 10

Реализационный этап Внедрение и апробация системы работы по наставничеству Организация «школы молодого воспитателя»; Самообразование углубленная работа над темой Педагогическое обследование компетентностей Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 11

Наставничество Мастер –классы, семинары-практикумы Школа молодого воспитателя Индивидуальные и подгрупповые консультации Анкетирование Посещение педагога психолога (псих- пед . тренинги…) О ткрытые просмотры ООД, взаимопосещения Формы работы с молодыми педагогами Видеотренинги профессионального педагогического общения

Слайд 12

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Аналитический этап Показ открытых занятий. Участие в конкурсах, педагогических советах, семинарах, в методических объединениях ДОО, района,города Внедрение педагогам новых технологий Составление портфолио (опыт работы) – своеобразный паспорт повышения профессиональной компетенции педагога Аттестация на квалификационную категорию ●

Слайд 13

Мониторинг профессиональной компетентности педагогов Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 14

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Повысилась профессиональная компетентность, а именно: Методическая – педагоги ставят цели и задачи собственной педагогической деятельности, разрабатывают учебную программу обр. деятельности, обобщают свой опыт в проектах и методических рекомендациях и т.д. К оммуникативная - владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги), И кт – умение работать и использовать в работе с детьми интерактивную панель, мультимедийное оборудование Р ефлексивная – педагоги управляют своим поведением, контролируют свои эмоции, осознают уровень собственной деятельности, видят причины профессиональных проблем, способны к самоанализу и т.д., И гровая – педагоги научились придумывать сюжеты игр, создают условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников, владеет способами поддержки игры (косвенное руководство)

Слайд 15

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результаты от наставничества Наставник : Развивает свои деловые качества; Повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения Администрация: Повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; Улучшаются взаимоотношения между сотрудниками Молодой специалист : Получает знания; Развивает знания и умения полученные в Вузе; Повышает свой профессиональный уровень и способности; Развивает собственную профессиональную карьеру; Учится выстраивать конструктивные отношения с наставником

Слайд 16

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Вывод Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде; Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; Д инамика в повышении профессиональной компетентности молодых педагогов Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми; Потребность в непрерывном самообразовании; Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой; Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем. Принимают участие в педагогических конкурсах: «Симфония урока», «Лучшая предметно- пространсвенная среда в ДОО», «Безопасная дорога - детям», «Лучший видеоурок » и т.д.

Слайд 17

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Перспективы: Продолжать работу по наставничеству Продолжить работу, направленную на формирование и развитие ключевых компетенций педагога Представление опыта работы в ДОУ (педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации, открытые показы) П овышение квалификации на курсовой подготовке в НИРО А ктивное участие в педагогических конкурсах, педсоветах, методических объединениях Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию Обобщение материалов педагогов в педагогический опыт, распространение его в социальных сетях

Слайд 18

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога Представление опыта работы в МБДОУ «Детский сад № 1 30»: выступления на педагогических советах, участие в работе круглых столов, мастер-классов, семинаров, методобъединений ; Участие в профессиональных Интернет – конкурсах, публикации Публикации на образовательных порталах сети интернет

Слайд 19

Литература Чеменева АА, Е.В.Вербовская , В.Р.Попова Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте ФГОС ДО. Нижегородское образование, 2015 – 109с . Киргинцев М.В., Нечаев С.А. Формирование профессиональной компетентности специалистов в дидактических информационных средах. URL: http://conf. su.ru (сервер конф . Ставропольского гос. ун-та). Кащеева Н.В. Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. « Спровождение молодых кадров. Наставничество» Москва, 2018. Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №24. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1 - С. 67-68 Нестеров В.В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога // Акмеология . 2009. № 1. С. 20. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...

"Наставничество как значимый аспект профессионального развития молодых педагогов"

Данная статья посвящена наставничеству в образовании, периоду вхождения молодого специалиста в профессию. Рассматриваются требования к наставнику, правила общения наставника с молодым специалистом....

Наставничество, как фактор становления профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

ПРОЕКТ «Наставничество, как инструмент наращивания профессиональных компетенций молодых педагогов»

Как бы человек успешно не окончил педагогический вузКак бы он ни был талантливНо если не будет учиться на опытеОн никогда не станет хорошим педагогом              ...