"Наставничество как значимый аспект профессионального развития молодых педагогов"
статья

Шахова Ирина Витальевна

Данная статья посвящена наставничеству в образовании, периоду вхождения молодого специалиста в профессию. Рассматриваются требования к наставнику, правила общения наставника с молодым специалистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nastavnichestvo.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество как значимый аспект профессионального развития  

  молодых педагогов

         Тема наставничества является одной из приоритетных задач национального проекта «Образование». В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.         Роль педагога возрастает, требования к его личностным и профессиональным качествам высокие, повышаются требования и к его социальной и профессиональной позиции. В профессиональном стандарте педагога прописано, какие трудовые действия он должен выполнять, а также какими необходимыми знаниями и умениями обладать. Трудовые функции, прописанные в профессиональном стандарте одинаковы и к педагогам со стажем и к молодым специалистам. Но на сегодняшний день наступил «кадровый голод» из-за старения педагогических кадров, низкого профессионального уровня молодых специалистов и того, что педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. В связи с этим, чтобы молодые педагоги, поступающие в дошкольные учреждения, после первых недель душевного подъема и эйфории не начали сомневаться в собственной состоятельности, как профессиональной компетентности, так и в личностной, не испытывали потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, психологической компетентности, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий, необходимо возрождение наставничества.

Система наставничества в ДОУ вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Современному образованию нужен профессионально-компетентный, грамотный педагог, способный к реализации инновационных технологий. В то же время, практика показывает, что даже при высоком уровне подготовленности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого педагога может протекать долго и сложно.  

Особенность труда начинающих педагогов то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, а, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма, что и от опытных коллег. Для профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.

 Наставничество — это вид подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует освоение работы на практике и в широком диапазоне.

 Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Наставником (Наставницей) называют лицо, которое передает знания и опыт.

  Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Наставник должен быть терпеливым и целеустремленным.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов

1 этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для наставника;

2 этап – 2-3-й год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родитей, коллег.

3 этап – 4-5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки.

4 этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

         Наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом. Нужно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

 Наставнику нужно придерживаться некоторых правил общения с молодым педагогом.

1. Не приказывать  

2. Не угрожать.  

3. Не проповедовать  

4. Не поучать  

5. Не подсказывать решения  

6. Не выносить суждений  

7. Не оправдывать и не оправдываться  

8. Не ставить «диагноз»  

  Список литературы.

1. Беляева И. В. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 12/ 2008, С. 6-15.

2. Лабунская  Н. Л.,. Максимова Н. П., Наумова В. И., Никонова Е. П. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов: описание системы работы / ГБОУ СПО Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А. – Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015 – 89 с.

  3. Профессиональный стандарт. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н [Электронный ресурс] URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения: 02.04.2016)

4. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 18-22.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...

«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»

Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...

Наставничество, как фактор становления профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

ПРОЕКТ «Наставничество, как инструмент наращивания профессиональных компетенций молодых педагогов»

Как бы человек успешно не окончил педагогический вузКак бы он ни был талантливНо если не будет учиться на опытеОн никогда не станет хорошим педагогом              ...