Использование технологии "Сторисек"в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушением речи.
статья по логопедии

Вебер Елена Викторовна

«Сторисек»  – это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Сторисек» в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушением речи.

         «Сторисек», всемирно распространенный, но малоизвестный в России, британский, национальный литературный проект, который был разработан в Великобритании в 1994 году и отмечен Европейской наградой.  В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй».  «Сторисек»  – это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей.

Главный компонент сторисека – художественная книга, высокого качества. С помощью художественной книги и сопутствующих ей компонентов воспитывается любовь к книге и чтению, развиваются литературные, социальные и коммуникативные навыки.

Основатель «Сторисека» Нейл Гриффитс, соавтор книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автор книг о детях и играх и их взаимовлиянии, разрабатывает программы для детских садов.        

Задачи «Сторисека»:

- чтение хороших книг;

- расширение кругозора;

- пополнение и расширение словарного запаса;

- развитие навыков осмысленного чтения;

- навыков обсуждения художественного произведения;

- социальных навыков;

- стимулирование интереса к книге.

Сторисек помогает сделать процесс чтения интересным событием для детей, создавая огромные возможности для организации коммуникативной деятельности детей, разнообразных дидактических, сюжетно-ролевых, театральных игр по художественному произведению, доброжелательной комфортной атмосферы общения с книгой в кругу близких им людей.

Что же это за «мешок историй», что находится в мешке?

Это настоящий полотняный мешок довольно большого размера, внутри которого находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, сопутствующими реквизитами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиозаписи, словесные игры, шпаргалки для родителей.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу, развивают словарный запас и связную речь, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. В мешок можно положить, например, маски, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению и др.

Научно-популярная книга соответствует тематике детской художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами, служит дополнительным источником развития всесторонних навыков чтения.

В аудиозаписи ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. В логопедических группах словесные игры можно использовать с целью разностороннего развития речи детей .

Мешок историй можно предложить родителям для работы с детьми дома. Разработанные шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям. Они созданы для оказания помощи родителям во время работы с детьми и содержат возможные вопросы и задания. В методике «Сторисек» автором разработаны: рекомендации по работе с художественной книгой; варианты вопросов для работы с художественной книгой; рекомендации по работе с мягкими игрушками и реквизитами; рекомендации к работе с научно-популярной книгой; примерные задания к научно-популярной книге; рекомендации по работе с языковыми материалами; шпаргалки для родителей, стратегия громкого чтения и др.

Использование адаптированных технологий этого проекта в логопедических группах предоставляет педагогам и родителям массу творческих возможностей в организации коррекционной работы с детьми, так как в наполнении мешка возможно множество вариантов.

Этапы работы над созданием Сторисека.

Подготовительный этап.

  1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Критерии отбора книги:

- книга, соответствующая возрасту детей;

- качественные иллюстрации.

2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;

4. Разрабатываются литературные игры;

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;

6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

Этап продвижения.

 На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;  

Основной этап.

1.  Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).

2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например,  о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).

3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).

Завершающий этап.

Собираются впечатления о  книге (произведении), уточняется запрос детей.

Сторисек по сказке Сутеева В.Г  «Мешок яблок»

Компоненты для сторисека по сказке В.Сутеева «Мешок яблок»

1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

2. Мешок (чемодан).

3. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок».

4. Биография автора (интересные факты из жизни).

5. Аудио сказка (CD).

6. Мультфильм (DVD).

7. Загадки про животных и овощах.

8. Маски, игрушки  – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк).

9. Муляжи яблок, грибов, капусты, морковки, картошки, свеклы.

10. Шнуровка с изображением яблони, домика Зайца, Ежа и др.

11. Трафареты с животными и овощами.

12. Раскраски по сказке и карандаши.

13. Настольные игры: домино, домашние животные, лото.

14. Научно - познавательные энциклопедии о диких животных, о деревьях.

15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).

16. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).

17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.

18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.

19.Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов (например, дичка).

20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.

21. Викторины о диких животных, овощах.

22. Создание коллажа из картинок.

23. Скороговорки о животных.

Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.

План сторисека «Мешок яблок»

  1. Чтение сказки «Мешок яблок» с  показом иллюстраций.

Вопросы детям:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что понравилось?

- Кто главный герой сказки?  

  1. Отгадайте загадки и назовите остальных героев сказки.

Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну – ка быстро отгадай-ка.

Как зверёк зовётся? (заяц).

Заяц зайцу говорит

Мне б его да аппетит

В аппетите мало толку

 Мне бы зубы как у… (волк).

Сделал дыру, вырыл нору
Солнце сияет, а он и не знает (крот).

Окраска сероватая
Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона это (ворона).

Сжался ты не развернёшь,

 На клубок, на мяч похож,

Сто иголок, а не шьёшь

Не хочу ответил … (ёж).

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт (коза).

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

- Зачем заяц отправился в лес?  

- Что нашёл в лесу заяц?

- Почему яблоня называете дикой?

- Сколько яблок набрал заяц?

- Какой у него (зайца) характер?

- Кого первого встретил заяц у яблони?

- Какая по характеру ворона?

- Каким вы представляете себе Медведя?

- Кто подбежал потом к Зайцу?

- Как относится автор к бельчатам?  

- Кто встретился Зайцу по дороге еще?

- Где встретил Заяц волка?

- Какой волк?

  1. Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимики изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).

 - Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?  

- Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?

- А кто ничего не принёс?

Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.

  1. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.  

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

  1. Проиграть сказку в масках, или предложить сыграть сцену встречи волка и зайца с игрушками би-ба-бо, с мягкими игрушками.
  2. Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?

- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?

- Как главный герой проявлял себя в разных ситуациях при встрече с бельчатами, кротом, волком?

- Какими качествами он обладает?

- Заяц положительный или отрицательный герой сказки?

- Кто противоположный герой? Почему?

- Какой вопрос задаёт ворона в конце сказки?  

- Как вы на него ответите?

- Какая главная мысль в сказке?  

- Чему сказка учит?  

  1. Предложить детям раскраски по сказке.
  2. Просмотр мультфильма.
  3. Подвижная игра «Найди следы медведя. Волка, зайца и т.д.».
  4. Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».
  5. Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».

Литература:

Мутав Л. Удовольствие от совместного чтения /Л. Мутав// Библиотечное дело. – 2008. - № 23.- С. 41 – 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....

Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...

Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи

Система  коррекционно-педагогической   подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи...

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.  ...

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи...