Лэпбук "Звук Л"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Баринова Елена Владимировна

Лэпбук "Звук Л" для работы по автоматизации звука Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6349a4d3dd700.docx854.59 КБ

Предварительный просмотр:

1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования  

«Детский сад №60»

расположенное по адресу: г. Сызрань, пр. Гагарина, д. 12

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме

«Лэпбук: Звук Л»

Выполнил: учитель-логопед СП «Детский сад №60» ГБОУ СОШ №3 г.Сызрани

 Баринова Елена Владимировна

2021 год

Введение

В последнее время количество детей с ТНР постоянно увеличивается и речевые патологии становятся все более сложными. Кроме имеющихся речевых проблем в работе с такими детьми учитель-логопед неизбежно сталкивается и с другими трудностями, которые усложняют коррекционно-развивающую работу. В числе наиболее распространенных можно назвать неусидчивость детей, низкий познавательный интерес к занятиям, плохая концентрация внимания. К тому же дети с ТНР плохо воспринимают речевую инструкцию и в работе с ними необходимо зрительное подкрепление.

Решением этих проблем может послужить создание лэпбука или интерактивной папки, в которой собирается и накапливается материал по определенной теме. Такая форма организации позволяет хранить весь материал в одной месте и всегда иметь его под рукой.

Созданный мной лэпбук «Звук Л» содержит следующий материал:

  • изображение с артикуляционной позицией звука Л и изображение буквы Л;
  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • тактильная звуковая дорожка;
  • задания на автоматизацию звука;
  • задания, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза;
  • задания, направленные на профилактику оптической дисграфии.

Методические рекомендации  к лэпбуку «Звук Л»

Описание: На обложке лэпбука «Звук Л» - изображение буквы Л и слогов. На левой части разворота имеется изображение правильной артикуляционной позиции звука Л, вырезанное из цветной бумаги изображение буквы Л, книжечка с комплексом артикуляционной гимнастики, картинка самолета с тактильной звуковой дорожкой и кармашек с чистоговорками. На правой части разворота наклеены кармашки для с заданиями для автоматизации звука Л. Лэпбук выполнен из картонной папки (основа), оклеен обоями. Кроме этого в работе по созданию лэпбука был использован клей ПВА, клей «Момент», акриловые краски, лак для акриловых красок, крупа, цветная бумага.

Цель: постановка и автоматизация звука Л

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая

Актуальность:  лэпбук рассчитан для решения ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка. Предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

Требования к лэпбуку:

Лэпбук (lapbook) - это тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

  1. Лэпбук информативен. Внутри собраны материалы для работы со звуком Л на разных этапах: от постановки звука до развития фонематического анализа и синтеза слов;
  2. Лэпбук вариантивен, т.е. имеющийся материал можно использовать для других заданий;
  3. Лэпбук пригоден к использованию одновременно в индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в самостоятельной деятельности детей.
  4. Лэпбук обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;
  5. Структура лэпбука и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  6. Лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Содержание лэпбука 

Лэпбук содержит следующий материал для коррекционно-развивающей работы:

  • Артикуляционная позиция звука

Цель: напомнить положение органов артикуляционного аппарата, необходимое для правильного произношения звука;

  • Изображение буквы Л

Цель: запомнить графическое изображение буквы Л;

  • Комплекс артикуляционной гимнастики

Цель: Выработка движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука;

  • Тактильная звуковая дорожка «Самолёт летит»

Цель: Произнесение изолированного звука Л, развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительной пальцев

  • Чистоговорки

Цель: автоматизировать поставленный звук в речи и улучшить дикцию детей;

Юла
Ла-Ла-Ла – веселая юла.
Лу-Лу-Лу– купили мы юлу.
Лу-Лу-Лу – новую юлу.

Мила- помощница
Ла-ла-ла – как-то Мила пол мела.
Ло-ло-ло – видит, на полу стекло.
Лу-лу-лу – сто осколков на полу.
Лы-лы-лы – Мила подмела полы.
Ла-ла-ла – Мила маме помогла.

О футболе
Ол-ол-ол – очень любим мы футбол.
Лы-лы-лы – забиваем мы голы.
Ол-ол-ол – вот какой забили гол!
Ол-ол-ол – забил я гол.

Про Клаву и Аллу
Кла-кла-кла- Клава булки испекла.
Эла-эла-эла-Алла булки съела.

Еловая чистоговорка
Ол-ол-ол – с ёлки улетел щегол.
Ал-ал-ал – мимо ёлки конь скакал.
Ул-ул-ул – волк под ёлкою уснул.
Ил-ил-ил – лось у ёлочки ходил.
Эл-эл-эл – голубь к ёлки подлетел.

Скала
Ла-ла-ла – вот стоит скала.
Лу-лу-лу – заберемся на скалу.
Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы – как слезем со скалы?

Луша
Ла-ла-ла — цветы Луша полила.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Ла-ла-ла — девочка мала.
Ала-ала-ала — бабочка летала.

Школьная история
Ола-ола-ола – за вокзалом наша школа
Ала-ала-ала – шла из школы Алла.
Ила-ила-ила – Алла двойку получила.
Ала-ала-ала – Алла книжки не читала.
Ула-ула-ула – только Алла в класс шагнула.
Ала-ала-ала – нашей Алле стыдно стало!

Великан
Ил-ил-ил – великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.
Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол – и к портному он пошел.
Ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.

Скакалка
Алка-алка-алка — у девочки скакалка.
Алку-алку-алку — купили ей скакалку.
Алка-алка-алка — новая скакалка.

Самосвал
Ал- ал- ал — мне купили самосвал.
Ал- ал- ал — новый самосвал.
Ал- ал- ал — едет самосвал.
Ала- ала- ала — кузов есть у самосвала.

  • Скороговорки

Цель: автоматизировать поставленный звук в речи и улучшить дикцию детей;

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Толкал лапой Полкан палку.

Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.

Мила мыло не любила.

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Наш Полкан попал в капкан.

  • д/и «Ребусы»

Цель: Развивать фонематический анализ и синтез;

По первым звукам картинок определить зашифрованное слово (лампа, слон, лось, стол, стул, волк)

  • д/и «Назови, что нарисовано»

Цель: Профилактика оптической дисграфии и автоматизация звука Л;

  • д/и «Подбери схему»

Цель: Определять позицию звука Л в слове;

Возможны несколько вариантов использования материала (лошадь, лопата, полка, лук, булавка, стол, стул, слон):

  1. Подбирать к заданной картинке схему слова
  2. Подобрать все картинки к заданной схеме слова
  3. Распределить все картинки по 3 трем схемам (в начале, середине и конце слова)

Кроме того представленные изображения можно использовать в дидактических играх:

  • «Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  •  «Чего не стало?»

Цель: Употребление существительных в родительном падеже

Положить перед ребенком 3-5 изображений, после этого ребенок закрывает глаза, взрослый убирает одну картинку и ребенок называет предмет, которого не стало.

  • «Что я загадала?»

Цель: Развитие умение выделять основные признаки предмета.

Взрослый даёт описание предмета, а дети угадывают. При правильном ответе показывает картинку с изображением. Затем дети сами учатся 6 придумывать загадки к картинкам.

Лэпбук «Звук Л» можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий, развитию фонематического анализа и синтеза, а также в свободной деятельности детей.

Лэпбук предназначен для длительного использования в работе над звуком, может обновляться и дополняться новым материалом. Это дает возможность поддерживать у детей стойкий интерес во время занятий.

Заключение

Не вызывает сомнения, что работа с лэпбуком помогает в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР. Необычная подача материала привлекает внимание детей, помогает вызвать интерес к занятиям, а меняющееся содержание и добавление нового материала помогает поддерживать интерес на высоком уровне. Кроме того ребенок всегда может самостоятельно возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Кроме того можно вовлекать детей в процесс обновления материала, придумывать новые игры и дизайн интерактивной папки.

Таким образом, лэпбук позволяет  ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звука Л.

Список литературы

  1. https://logoped-online.by/raskraski-na-zvuk-l-avtomatizaciya-zvuka-l/
  2. https://logo676.jimdofree.com/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8/
  3. https://vse-skorogovorki.ru/na-bukvu-l/

Приложение

IMG_6476