Консультация для родителей «Речевая готовность к школе»
консультация по логопедии

 

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_kshkole.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевая готовность к школе»

                                                                                                                        Подготовила:

                     учитель-логопед

                     Савватеева Ю.А.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

                Родителям в первую очередь следует обратить внимание :

  • Правильное произношение всех звуков;
  • Умение различать звуки речи на слух;
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
  • Словарный запас;
  • Сформированность грамматического строя речи;
  • Связную речь;
  • Речевую коммуникацию

              Звукопроизношение и фонематический слух

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:

1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки),

2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры),

3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова). Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.

                                         Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

                                             Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Назови животных и их детенышей.

У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...

у медведя… и т.д.

 Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.

 Назови, одним словом каждую группу предметов.

Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.

 Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.

Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.

 Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.

Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.

 Отгадывание загадок.

 Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.

                                           Грамматический строй речи

Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

 Назови предметы в единственном и множественном числе.

Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.

 Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.

 Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.

Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.

Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.

                                                    Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь:

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
  • составлять рассказ по картинке, по серии картин;
  • отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обратите внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

                                               Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета;

Источник: 

1. www.infourok.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

В консультацию для родителей включены: речевые игры, задания, упражнения для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"

Буклет для родителей дошкольников.Советы логопеда....

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"

Ваш ребенок готовится стать школьником.Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испыты...

Консультация для родителей. "Речевая готовность к школе"

Консультация для родителей. "Речевая готовность  к школе"...

Консультация для родителей. Речевая готовность к школе ребенка с ТНР

В консультации прпедставлены возрастные нормативы речевого развития детей 7-го года жизни,  которые помогут родителям  сравнить и оценить речь своего ребенка и сделать выводы о его речевой ...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"

Консультация для родителей подготовительной группы о составляющих речевой готовности ребенка к школе....