Презентация "Логопедические игры и упражнения по лексической теме Космос"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Макеева Татьяна Петровна

В эту презентацию включены игры:

1. Космическая артикуляционная гимнастика;

2. Логоритмическое упражнение "Космонавт";

3. Упражнение "Космические договорилки";

4. Логопедические пятиминутки;

5. Стихи для развития слуховой памяти;

6. Текст для обучения пересказу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Космос» Артикуляционная гимнастика «Планета» Подготовим ракету к полёту: 1 . Почистим моторы (Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Маляры», «Вкусное варенье »); 2. Продуем турбины (Артикуляционно-дыхательное упражнение «Фокус »); 3. Проверим подготовку космонавтов (Артикуляционные упражнения из разных комплексов: «Окошечко», «Заборчик», «Лопаточка», «Катушка», «Иголочка», «Месим тесто» и т.д.). К полёту готовы! Теперь — в космос! 4. Летим ( Артикуляционные упражнения: «Моторчик», «Кораблик »). 5. Выходим на орбиту (Артикуляционные упражнения: «Качели», «Часики»). Сделаем посадку на этой планете и познакомимся с «инопланетянами – Лягуш и Слоняш » (Артикуляционные упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Индюк» ). Прощаемся с местными жителями и летим обратно на планету Земля (Артикуляционные упражнения: « Моторчик», «Кораблик», «Качели», Часики»). Вот мы и дома!

Слайд 2

Логоритмическое упражнение «Космонавт» Раз-два, стоит ракета. ( поднять руки вверх ) Три-четыре, скоро взлёт. ( развести руки в стороны ) Чтобы долететь до солнца (круг руками ) Космонавтам нужен год. ( взяться руками за щёки, качать головой) Но в полёте нам не страшно ( руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево ) Каждый ведь из нас атлет ( сгибать руки в локтя х) Пролетая над землею ( разводить руки в стороны) Ей передадим привет. ( поднять руки вверх и махать )

Слайд 3

Развиваем слуховое внимание и чувство рифмы. Упражнение «Космические договорилки » * В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект -…. ( Комета ) * Осколок от планеты Средь звёзд несётся где-то. Он много лет летит-летит, Космический … (Метеорит ) * Освещает ночью путь, Звездам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам … ( Луна ) * Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется … ( Земля )

Слайд 4

Логопедические пятиминутки 1. Упражнение «Мы считаем до 5». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Одна ракета – две ракеты – три ракеты – четыре ракеты – пять ракет, один спутник – два спутника – три спутника – четыре спутника – пять спутников, один космодром – два космодрома – три космодрома – четыре космодрома – пять космодромов , одна планета – две планеты – три планеты – четыре планеты – пять планет и т.д. 2 . Игра «Что делает?». Активизация и активизация словаря по теме. Закончить предложение: - Командир космического корабля - .. управляет космическим кораблём; - спутник - … передаёт сигналы на землю; - орбитальная станция - … мчится в космосе; - космонавты - … проводят опыты в космосе. И т.д. 3. Упражнение «Один - много». Образование множественного числа существительных в родительном падеже . Одна ракета – много ракет, одна планета – много планет, один спутник – много спутников, один космонавт – много космонавтов, один космодром – много космодромов , одна луна – много лун , одна звезда – много звёзд, один метеорит – много метеоритов. И т.д.

Слайд 5

Мы учим «Космическая считалка» Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт! «Юрий Гагарин» В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. В.Степанов

Слайд 6

Развиваем связную речь Текст для пересказа «ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?» — А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик. Лягушонок задумался и сказал: — Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики , ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там. — Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. Г. Цыферов Вопросы: О чём спросил кузнечик однажды? Что сказал лягушонок? Что говорили большие слоны о звёздах? Что думали о звёздах большие медведи?



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

Тема: «Космос».

Родителям рекомендуется поговорить с ребёнком о том, почему бывают день и ночь. Возьмите юлу и предметные картинки или мелкие игрушечки от киндер-сюрпризов. Расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребёнку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У неё тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: её ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещённой половине земного шара день, на неосвещённой — ночь». Предложите ребёнку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход, закат), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара). Попросите ребёнка найти слова, противоположные по смыслу: «После тёмной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Тёмная — светлая, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад. Предложите ребёнку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночёвка; свет, светлячок, солнце, светлеть. Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный). Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?

Не упустите возможность объяснить, почему бывают зима и лето. Для этого можно использовать настоящий глобус или картинки. Расскажите ребёнку: «За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней. Солнце освещает Землю по-разному». Предложите ребёнку посмотреть на глобус или картинку, где земной шар, «проткнут» воображаемой осью. Скажите: «На концах оси находятся Северный и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушарие и теперь здесь наступает лето, а в Северное полушарие приходит зима. Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных полушариях времена года всегда разные». Произнесите медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — половина шара.) Объясните, что это сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — ... (полная луна). Предложите ребёнку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно. Поздней осенью грустно, а весной радостно». Предложите ребёнку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложите ребёнку образовывать новые слова по образцу: лето — ... (летний), весна — ... (весенний), жара — ... (жаркий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

4.Рекомендационные упражнения по лексической теме "Космос" (апрель 2 неделя )

***(совершенствование лексики- грамматического строя речи на материале лексической темы)...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Космос")

Дидактические игры способствуют развитию речевой активности у детей старшего дошкольногов возраста с ТНР....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Космос"

Применение и использование речевых и дидактических игр по теме космос с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома...

Игры и упражнения по лексической теме : "Космос"

Игры и упражнения по лекической теме: "Космос"...

Речевые игры и упражнения по лексической теме "Космос"

Информационная страница с рекомендациями по развитию речи детей для работы  родителей с детьми дома и для работы педагогов с детьми....