Формирование у дошкольников 3 – 7 лет лексико – грамматических категорий игровыми способами
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._igrovye_priemy_leksika.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей по теме:

«Формирование у дошкольников 3 – 7 лет лексико – грамматических категорий игровыми способами

                                                                         

                                                                                                 

                                                                                                    Учитель-логопед  

                                                                                                высшей кв. категории                                                                                                                                      

                                                                                    А.В.Фролкина

 Выкса, 2023

Формирование у дошкольников 3 – 7 лет лексико – грамматических категорий игровыми способами

                                                                                 «Чистая, грамматически   правильно        

                                                                                                оформленная речь –  важнейшее,                                                                                        

                                                                                                значимое  условие  всестороннего    

                                                                                                 полноценного развития  детей….»

      Основной значимой единицей языка является слово. Совокупность всех слов  языка составляет его лексику, а то, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.

Лексика, это слова, обозначающие предметы, явления, действия, признаки окружающей действительности. Грамматический строй языка, это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы языка. Морфологический уровень – это умение владеть приемами словообразования. Синтаксический уровень – это умение составить предложение, грамматически правильно его оформить.

    Лексика – как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка. В основе правильного формирования речи лежит ее главная единица – слово. В лингвистике оно рассматривается как минимальная лексическая единица, в которой выделяются звуковая оболочка и значение. В речи все слова взаимодействуют и главное условие – понимание смысла и значение речи.

Овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной речи, звуковой культуры речи. Понимание дошкольником значения слова, имеет определенные особенности, обусловленные практическим опытом ребенка. Основными задачами в работе с детьми дошкольного возраста являются обогащение, активизация и уточнение словаря, развитие навыков словообразования и словоизменения. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, как правило испытывают значительные трудности в обучении в школе, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Работа по развитию лексико – грамматических понятий ведется в трех направлениях:

- накопление словаря;

- формирование фразы;

- активное включение ее в связную речь.

Отмечаются основные факторы, которые влияют на развитие лексико-грамматической стороны речи, это:

- врожденное языковое чутье;

- речевая среда, которая окружает ребенка;

- форма общения взрослых;

- целенаправленное педагогическое воздействие (наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей).

Существуют определенные методы и приемы формирования лексико-грамматически правильной речи: - основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на занятиях. Разумеется  воспитатель должен на любом занятии исправлять речевые ошибки детей.  Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи.

Обучение на такого рода занятий носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. Заниматься грамматикой нужно непродолжительно, т.к материал довольно сложен. Играм и упражнениям отводится как правило 5 – 10 мин., т.образом они составляют лишь часть занятия.

Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах рекомендуется использовать игровые, сказочные персонажи, особенно при повторении материала. Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной речевой ошибки.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи:

приемы:

- прямое указание;

- образец речи педагога;

- сравнение;

- сопряженная, а затем отраженная речь;

- исправление ошибки;

- вопросы  подсказочного и оценочного характера;

- хоровое проговаривание;

- создание проблемной ситуации;

- привлечение к оценке детей. 

методы:

-  словесные упражнения;

- дидактические игры;

- рассматривание картинок;

- пересказ коротких рассказов, сказок.

Основные принципы, формирования лексико-грамматических представлений у детей.

-  Возрастной подход – учет возрастных возможностей детей. Например, в младшем дошкольном возрасте  при отработке предлогов не следует включать в игры сложные предлоги, еще недоступные детям по возрасту. Обучение младших детей через дидактические игры рекомендуется организовывать  в индивидуальной  форме.

- Развивающий характер обучения – это распределение речевых игровых упражнений от более простых к более сложным (например, переход от обязательной в младшем возрасте опоры на наглядность к  устным формам  в старшем  дошкольном  возрасте.

Комплексное  решение различных речевых задач – соответствие конкретных дидактических задач общим речевым задачам, реализуемым в соответствии с образовательной программой.

- Концентричность -  наряду с обязательным присутствием уже знакомого материала введение каких – то новых элементов или задач.

- Систематичность – систематическое включение в занятия по развитию речи грамматических упражнений.

        Как уже  было сказано ранее,  большая роль в системе работы по формированию у детей лексико – грамматической стороны  речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют  ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развивать речевые  возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста,  ошибки в речи.

В данной консультации предлагается практический лексический материал в виде дидактических игр. Этот материал может быть использован при работе над автоматизацией и закреплением поставленных звуков, пополнению, активизации и уточнению словарного запаса детей.

Игры и упражнения на совершенствование лексико - грамматической стороны речи

Задачи:

- контроль за правильным построением  предложения;

  1. - закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с однородными членами предложения;

- развитие умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Игра «Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу. Зайчик плел венок из цветов и говорил: «Я плету венок из….» - продолжи предложение, называя цветы.

Игра «Собери предложение из слов» 

Цель: учить детей составлять предложения по заданным словам. (дерево, подберезовик, брусника, трава, подосиновик, сапожки , ежик, корзиночка.

«Игра всегда много» - обведи предметы, названия которых бывают только во множественном числе: лопата, часы, клещи,  очки, шляпа, ножницы и т.д.Игра « Хвастунишка» - закончи предложения, используя картинки (у меня много конфет, яблок, баранок, утюгов и т.д.).

«Закончи предложение подходящими словами»:

Ты бегаешь быстро, а я еще…..;

У тебя яблоко большое, а у меня еще…..;

Ты очень сильный, а я еще….;

Ты очень скромный, а я еще…..

Антонимы (подниматься- спускаться, подъезжать-отъезжать, отдыхать-работать и т.д)

Игра «Подбери определения к картинкам. Произнеси эти словосочетания:

- красная (шапка)                           плавало  (бревно)           длинный  (шарф)

- красное (яблоко)                         плавали (утки)                 длинная (гусеница)

 - красные (ягоды)                          плавала (девочка)            длинное (пальто)

 -красный  (флажок)                       плавал (мальчик)             длинные (ленты)

Игра « Образуй новое слово» - сапоги из резины – резиновые сапоги;

Сок из винограда – виноградный сок и т. д.

Игра « Образуй новые слова - однокоренные» -  лес, лесник, лесной, лесочек; дом, домок, домишко, домовой,  домище. ит.д.  

Игра «Иностранец» -показывает фотографии своей машины и рассказывает о ней. Найди речевые ошибки в его рассказе и поправь его. « у меня красивый машина. Я ехать в мой машина. Моя багаж лежит на машина, Я любить свой машина.»                                                             

Игра «Перепутанные вагончики» - В каждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение, «прицепи» вагончики в нужном порядке.

 Маша магазине гуашь в покупает. Готовит пирожки сегодня вкусные бабушка. Финиша до машина доехала. Цветок подушке на Даша вышила. Алеша мышку полу на увидел. Мама малыша купает душем под. Забил гол ворота в Паша. и т.д.

Упражнения на словообразование        

Игра «Назови машину одним словом»

Цель: учить детей образовывать слова способом  основосложения.

Самовар, водолаз, мясорубка, ледокол, самокат, вездеход,  электровоз, самолет, пароход, кофемолка, кофеварка, и т.д.

  «Выбери правильное слово»

Цель:  развитие мышления, речевого внимания. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует…..(жаркий, теплый, знойный, холодный, ледяной) ветер;

На лугу распустились….(зеленые, синие, коричневые, желтые, красные) маки;

Мама взяла в лес  (сумку, пакет, корзинку);

Дед мороз приходит в гости….(осенью, летом, вечером, утром, зимой);

Собака живет….  (в лесу, в конуре, в берлоге, в доме, в шалаше);

Поезд едет по ….(дороге, воздуху, воде, рельсам). и т.д.

Дидактическая игра «Сосчитай и назови»  

Цель: согласование существительных с числительными.

Один огурец, два огурца, три огурца, пять огурцов;

Один стул, два стула, три стула, много стульев;

Одна слива, две сливы, четыре сливы, шесть слив. и  т.д.

Дидактическая игра «Магазин посуды»  

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. «Я буду покупателем, а ты продавцом»

- Мне нужна посуда для супа (супница);  Посуда для хлеба (хлебница);

 Посуда для салата (салатница);  Посуда для молока (молочник);  Посуда для масла (масленка);  Посуда для конфет ( конфетница);  Посуда для сухарей (сухарница);  Посуда для соли (солонка);  Посуда для сахара (сахарница); 

Дидактическая игра «Похожие слова»  

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребенку ряд слов, просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова- это слова – приятели.

Приятель- друг- враг;   грусть -  радость - печаль;  еда - очистки- пища;  труд - завод- работа;  танец - пляска - песня;  бежать - мчаться - идти;  думать - хотеть- размышлять;  шагать - сидеть - ступать;  слушать - глядеть - смотреть;  трусливый - тихий - пугливый;  старый – мудрый – умный;  бестолковый – маленький – глупый;  смешной - большой - огромный.

 Дидактическая игра «Назови ласково»  

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит. Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко …(сладенькое);  чашка зеленая, а чашечка …(зелененькая); груша желтая, а грушка…(зелененькая);  ведро синее, а ведерко …(синенькое);  солнце теплое, а солнышко…  (тепленькое); цыпленок пушистый, а цыпленочек …(пушистенький);  дом низкий, а домик …(низенький);  морковь вкусная, а морковочка …(вкусненькая). И т.д.

Дидактическая игра «Мама потерялась»  Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные», «Домашние животные».

- корова ищет…(теленка);  лошадь ищет … (жеребенка);  свинья ищет…(поросенка);   собака ищет…(щенка);   кошка ищет…(котенка);  коза ищет..(козленка);   овца ищет..(ягненка);   лиса  ищет..(лисенка);  зайчиха  ищет..(зайчонка);   волчиха  ищет..(волчонка);   ежиха   ищет..(ежонка);  медведица   ищет..(медвежонка);    белка  ищет..(бельчонка);  

Дидактическая игра «Вершки - корешки»  

Цель: упражнять детей в классификации овощей.

Дидактическая игра  «Придумай название профессии»  

Цель: придумать название профессии так, чтобы они начинались на первую букву имени.

Например  (Вера – врач);  Виктор  (……  );  Леша   (…..); Сергей  (….); Полина (…..);  Михаил   (….);   Пантелей  (….);   Алена  (….);   Карина  (….) и т.д.

Дидактическая игра  «Найди по цвету»

Цель: Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде, числе. Например:

Красное – яблоко, кресло, платье;   желтая  - репа, краска, сумка;   синий - василек, карандаш, баклажан;  желтый лист, лимон, бант. и т.д.

Дидактическая игра  «Катина прогулка»

Дидактическая игра  «Игры кота Рыжика»

Дидактическая игра  «Незнайка в магазине» 

      Формирование грамматически правильной  стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"  В  общей  основе  развития  лично...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Целью данного занятия является  закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьш...

Формирование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий с помощью игр и упражнений на базе развивающих домашних заданий

Формирование фонематического слуха и лексико-грамматических категорий с помощью игр и упражнений на базе развивающих домашних заданий...