Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Горбенко Елена Анатольевна

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности" 

 В  общей  основе  развития  личности  лежит   овладение  речью. Речь  зависит  от  эмоционального  состояния   человека, его  интересов,  склонностей,  привычек. По  мере  взросления  ребенка в  особенностях  его  речи   находят  выражение  разные  черты  характера:  самостоятельность,  активность,  произвольность,  эмоциональность,  креативность (способность  к  творчеству).

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

Творческий характер деятельности, реализуемый, в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя, необходимость совершенного владения речью,  ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.     

  Содержание  работы  по  театрализованной  деятельности  состоит  из  нескольких  направлений, одно  из которых :                                                       «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.                                               

Овладение  речевыми   умениями   проходят  через  все  виды  театрализованной  деятельности.

Содержание  работы  по  театрализованной  деятельности   предполагает  интеграцию  в  решении  речевых  задач,  охватывающих  разные  стороны  речевого  развития:

- связная  речь – построение  собственной  модели  изложения  в  процессе  пересказа,  сочинение  сказок,  составление  рассказов,  придумывание  небылиц,  использование   разнообразных  средств  внутритекстовой  связи;

- словарь – осознанный  и  произвольный   выбор  средств  лексической  выразительности;

- грамматика- правильное  грамматическое  оформление  высказывания;

- звуковая  культура  речи -  выразительное  интонирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности" 

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности

 В  общей  основе  развития  личности  лежит   овладение  речью. Речь  зависит  от  эмоционального  состояния   человека, его  интересов,  склонностей,  привычек. По  мере  взросления  ребенка в  особенностях  его  речи   находят  выражение  разные  черты  характера:  самостоятельность,  активность,  произвольность,  эмоциональность,  креативность (способность  к  творчеству).

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

Творческий характер деятельности, реализуемый, в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя, необходимость совершенного владения речью,  ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.      

  Содержание  работы  по  театрализованной  деятельности  состоит  из  нескольких  направлений, одно  из которых :                                                       «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.                                                

Овладение  речевыми   умениями   проходят  через  все  виды  театрализованной  деятельности.

Содержание  работы  по  театрализованной  деятельности   предполагает  интеграцию  в  решении  речевых  задач,  охватывающих  разные  стороны  речевого  развития:

- связная  речь – построение  собственной  модели  изложения  в  процессе  пересказа,  сочинение  сказок,  составление  рассказов,  придумывание  небылиц,  использование   разнообразных  средств  внутритекстовой  связи;

- словарь – осознанный  и  произвольный   выбор  средств  лексической  выразительности;

- грамматика- правильное  грамматическое  оформление  высказывания;

- звуковая  культура  речи -  выразительное  интонирование.

Развитие  средств  языка в театрализованной  деятельности состоит  прежде  всего в расширении  словарного  запаса  в широком  смысле  этого  слова.  Сюда  входят   такие  виды  работ  над  словарем,  как  ознакомление  с новыми  словами,  уточнение  и  развитие  значений  слов,  введение  их  в  активную  речь  ребенка.        Осуществляя  эту  работу  педагог  преследует следующую  задачу : обогатить активный  словарь   дошкольников образной лексикой,  познакомить с  фразеологическими  оборотами,  развивать  наблюдательность  за  изменением  значения слов,  вырабатывать  критику  в  части  отбора   и сочетания  языковых  средств,  соответствующих  характеру  литературных  героев.

Работа  по  обогащению, активизации  словаря,  отбору  слов  не  является  самоцелью,  а служит  основой  для  приобретения  детьми  собственного,  оригинального  стиля  речи  при  воспроизведении  образа  театрального  героя.    

          Одной  из  задач  по ознакомлению детей с основами театральной культуры  является знакомство  с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Реализация этой задачи носит  практический характер, т.е. происходит  во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас.                                                                                                                                  Н-Р:

 Антракт -- промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты -- одобрительные хлопки.

Артист -- художник (умение, мастерство).

Афиша -- объявление о представлении.

Работа  над  словом  опирается на  активное  действенное  познание детьми  предметов  и  явлений  театрализованной  деятельности  с  привлечением всех  или  многих  анализаторов: зрения,  слуха,  осязания и т.д.

         Обогащению  словарного  запаса  детей также способствует  театральная  задача—занять  позицию  героя,  вживаться  в  литературный  образ и  творчески  интерпретировать  литературный  текст  в пересказе от лица литературного  героя. Для  пересказа сказки или эпизода от лица литературного  героя  ребенку  необходимо  понимать  значение  образных выражений, используемых  в  тексте,  осознавать  смысловую  последовательность  сюжетных  действий;  производить  творческую  интерпретацию   подлинника.

Исходя  из  этого, осуществляя словарную работу в том числе и в театрализованных играх,  преследуются  следующие  цели:

-подвести  к  пониманию  значения   фразеологизмов,  образных  выражений (на  ворон  зазеваться,  насилу  найти,  горюет,  бранится);

- активизировать  в  речи  фразеологизмы,  образные  выражения              ( броситься  со  всех  ног, нестись что есть  мочи,  насилу  убежать);

- учить  понимать  значение  слов,  характеризующих  движение  героев ( вскочить);

- развивать  умение  подбирать  слова,  обозначающие  действия,  состояния, характер  движения ( пришел – приплелся,),значение  имен  прилагательных оценочного  характера (старый – дряхлый,  робкий -  трусливый);        

-учить  использовать  в  речи  глаголы,  характеризующие продолжительность действий  героев  в сказке ( шел,  шел и пришел; погоревал, погоревал, да делать  нечего);

- развивать  умение  подбирать  определения к  заданным  словам из  сказки ( игра «скажи  какой, какая?»);

- учить  подбирать  синонимы  к  глаголам (действиям  героев)- смекнул – догадался, бока  подвело -  исхудал, колотили – били, стянула – украла и др.);  

-подводить  к  пониманию  многозначных  слов,  подбирать  синонимы к  словосочетанию с многозначным  словом ( тяжелый  мешок,  тяжелая  задача,  тяжелый  день);

-  подбирать  антонимы  к  изолированным  словам,  обращая  внимание  на  сочетание  частей  речи (петушок  работает, а мыши  бездельничают; мышата  ленивые, а петушок  трудолюбивый…);

-  активизировать  образную  лексику в описании  героя ( одна- одинешенька, медведь- богатырь, лягушка – квакушка, мышка – нарушка и т.д.)

На  разных  этапах театрализованной  деятельности  широко  используются  речевые  игры,  которые  помогают  детям  понять  эмоциональное  состояние  и  поступки  персонажей и  подводят  к  употреблению  уместных  языковых  средств,  для  создания  портретов  героев драматизации. В тесной  связи  со  словарной  работой  и  развитием  связной  речи  в  театрализованной  деятельности  не меньшее внимание  уделяется  работе над  грамматической  формой  слова и  предложения.

. Во время таких игр интенсивно развивается речь, выполняя  грамматические  упражнения, дети учатся:

-  подбирать слова, обозначающие  признаки  и действия,  согласовывая их    в  роде,  числе,  падеже;

-  находить  родственные  слова  в  контексте;

-образовывать  имена  существительные  с увеличительными, уменьшительными,  ласкательными  суффиксами, что помогает  детям  понимать  различие  смысловых  оттенков  слова( береза- березка- березонька);  различие  смысловых  оттенков  глаголов образованных  аффиксальным  способом(бежал- забежал- подбежал); имен  прилагательных  образованных  суффиксальным  способом ( умный – умнейший,  плохой – плохонький); развивает  умение  точно  и  уместно использовать эти слова в разных  видах  рассказывания;

-догадываться  о  значении   незнакомого  слова (ушанка);

- объяснять  оттенки  значения  глаголов  и  имен  прилагательных,  близких  по  смыслу, понимать  переносное значение  слов: засмеялись -  захихикали; бежать – мчаться,  звать – приглашать.;

- использовать  разные  степени  имен  прилагательных с помощью суффиксов( хитрый – хитрее- хитрющий);

- использовать    слова  с разными  смысловыми  оттенками  ( рука -  ручка -  ручища, друг -  дружок  - дружочек);

-согласовывать  имена  существительные  и  прилагательные в  роде ( если  серый,  то волк , а не  туча);

- сопоставлять предложения  с противительными  союзами «но,а»;

-уметь строить  предложение, заменять  слова  в предложении;

- уметь  использовать  разные синтаксические  конструкции;

Творческие  игры также обеспечивают усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

      Развитие  языковых  способностей  у детей в театрализованной  деятельности состоит  в  том, чтобы  научить  их  умело  пользоваться  средствами  языка  в  реальных  условиях  речевого  общения .Ребенок, пользуясь  всеми имеющимися  у  него  в  запасе  речевыми  средствами,  должен  уметь  произвольно  строить  и  перестраивать  высказывания,  использовать  в  речевом  общении  разные  виды  предложений, а внутри  их -  синонимы, антонимы,  разные  языковые  средства  для  передачи  разных  смысловых  оттенков  высказывания.  

Театрализованные  деятельность  способствует  формированию  интереса  к  учению  у  дошкольников, приносит  им  успех  и  радость  творческого  общения,  дает  возможность  прочно  закрепить  лексический и  грамматический материал, необходимый для  развития навыков  и  умений  устной  речи.

      Участие  ребенка в театральных  постановках,  творческий  характер  его  деятельности,  привлекательность  этой  деятельности,  открывает  для  дошкольников  новое, интересное,  помогает   обнаружить  в  себе   ранее  неизведанное,  возможности   прикладывать  необходимые  условия,  направленные  на преодоление  трудностей .   Театрализованная  деятельность  укрепляет  положительную  самооценку,  порождает  уверенность  в себе   и  чувство  удовлетворенности  от  достигнутых  успехов,  изменяет  характер  влияния  нарушений  речевой деятельности  на  деятельность  в  целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой культуры ребенка посредством театрализованной деятельности

Развитие речи ребенка с помощью театрализованных игр....

«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Целью данного занятия является  закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьш...

Формирование творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Формирование   творческих способностей детей  посредством театрализованной деятельности. Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна С самых ранних лет  ребёнок ...

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников среднего возраста 4-5 лет посредством театрализованной деятельности".

   Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желан...

Формирование творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

С самых ранних лет  ребёнок стремится  к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе  атмосферу свободного  выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попы...

Конспект "Формирование речевой культуры ребёнка посредством театрализованной деятельности"

Этот материал был представлен педагогическому коллективу нашего ДОУ на педагогическом совете на тему: "Развитие творческо-речевой активности дошкольников"...