Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)
материал

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из главных задач дошкольного образования. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Главная цель педагога в формировании у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Часцовская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение детский сад №66

Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством театрализованной деятельности

(из опыта работы)

Подготовила:

Азарова Т.Н.,

воспитатель,

первая квалификационная категория

П. Гарь-Покровское, 2022 уч.год

Актуальность

Дошкольный возраст – основной период развития личности ребёнка, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуализации ребёнка в разных видах деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, которое направлено на подготовку детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной. 

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработка практических умений и навыков поведения в играх, в быту, обучение правильным действиям в различных ситуациях.

Дети в любой момент могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности, используя различные методы и приёмы.

Поэтому важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Следует также отметить, работа по реализации образовательной области «Безопасность» должна входить во все разделы и направления работы дошкольного учреждения. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.

Обучая детей правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать. Этим мы не научим ребёнка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание, как и чрезмерная опека дошкольника, взрослыми может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. Поэтому задача взрослых - научить ребёнка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникёра и труса.

Тема моей работы заключается, в поиске оптимальных путей формирования у детей ответственного отношения к вопросам безопасности. Имеются разные методы ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Но, на мой взгляд, и как подтверждают многочисленные исследования, театр – один из самых доступных видов искусства для дошкольников. Ведь в его основе лежит игра, а ведь каждый ребенок любит играть. Во время игры дети получают новые знания, умения, учатся  импровизировать, «проигрывают» различные ситуации.

Цель: сформировать навыки безопасности жизнедеятельности детей средствами  театрализованной деятельности.

Поставленные задачи для достижения цели:

  • Сформировать у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • Углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасного поведения.
  • Создать условия для усвоения и закрепления знаний у детей и их родителей основ безопасности жизнедеятельности.
  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства, для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест.
  • Обогащение и активизация словаря.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Театр — один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью.

Работу по «Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство» я начала с организации развивающей среды в группе, подбора методической литературы, составления плана работы, подготовки игр и художественной литературы.

В работе со сказками активно использовала  приём «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.

 В младшем возрасте предпочтение отдаётся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.

В старшем возрасте это: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», а также авторские: «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстой, «Красная шапочка» Ш. Перро и т.п.

Необходимо было научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Необходимо было рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши могут не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. И здесь к нам на помощь вновь приходит сказка.

Хорошим примером несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. Царевна нарушила правило безопасности, потому что нельзя брать угощения от незнакомых людей.

Девочка из русской народной сказки «Три медведя» ушла в лес и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе.

Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Большое значение в данной работе имеет планирование деятельности, систематизация её в данном педагогическом процессе. Навыки безопасного поведения детей всегда должны охватывать все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и за его пределами.

 Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, к данной проблеме привлекались и родители.

Для родителей были подготовлены и проведены консультации на темы:

  • «Семейный театр по ПДД, как эффективная  форма работы  с родителями по здоровьесбережению».
  •  «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка».
  • «Влияние театра на освоение безопасности жизнедеятельности».

 В работе по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности я использую разные формы и методы:

  • Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
  • Ситуативные беседы, показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.д.) с помощью иллюстраций, инсценировки сказок, презентаций. Но театрализованная деятельность, как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, является наиболее действенной и продуктивной.
  • Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения.
  • Интегрированные ООД.
  • Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).

Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», «Дружба с дорожными знаками»;

Игровые НОД: «Юный пожарный», «Чтобы не было беды», «Азбука пешехода»;

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествуем на машине», «Принимаем гостей дома»;

Подвижные игры: «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;

Беседы: «Наши верные друзья» о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый — огонь злой», «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», (цель — рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма), «Что может испортить новогодний праздник?»;

Конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица».

Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;

Развлечения: инсценировки сказок «Кошкин дом», «Пожар в лесу», «Красный, жёлтый, зелёный», «Колобок на новый лад».

Весь материал всегда  носил познавательный, информационный и обучающий характер и помогал формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру. Ведь дети, смотря, слушая или проговаривая слова персонажей при театрализации произведений, анализируя с помощью педагога (родителей) поведение героев постепенно приходят к простым, но важным выводам: многих бед могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности.

Можно сделать вывод о том, что театрализованная деятельность – позволяет решать множество задач, в том числе, касающихся формированию основ безопасности жизнедеятельности. С помощью театра развивается личность ребенка, его творческие способности. Работа в данном направлении всегда остаётся актуальной и данная система постоянно должна совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

«Использование ИКТ в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» (Обобщение педагогического опыта)

laquo;Использование ИКТ в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» (Обобщение педагогического опыта)...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности через проектную деятельность (пожарная безопасность).

бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291»       Сообщение из опыта работы: Формирование основ безо...

Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...

"Развитие речи посредством театрализованной деятельности" из опыта работы

Свою педагогическую работу я начала с детьми 3-х лет. Многие не умели разговаривать, я столкнулась с нарушение речи у детей. Размышляя над вопросом, как развить речь детей пришла к...