Формирование основ безопасности жизнедеятельности через проектную деятельность (пожарная безопасность).
проект по обж (средняя группа) на тему

Степанова Ирина Леонидовна

бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291»

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение из опыта работы: Формирование основ безопасности жизнедеятельности через проектную деятельность (пожарная безопасность).

 

 

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                        Воспитатель Степанова И.Л.

 

 

 Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимых для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Образовательные: дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.

Развивающие: формирование умения реально оценивать возможную опасность.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах;
  • Проводить профилактику страха перед огнем;
  • Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудной ситуации.

Практические: учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

Результат:

  • Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;
  • Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

 

«…Неторные пути опасностей, надежд себе всегда без колебаний выбираем.

        И дети тоже чувствуют, что нет гарантии от опасностей и бед.

        И даже смерти преждевременной явление,

        Но лишь тогда они проявят опасенье,

        Коль будут знать, чего бояться им.»

                                                                                                       Домокаш Варга

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от других зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

В последнее время, работая в детском саду и наблюдая за детьми, я заметила, что дети становятся менее самостоятельными, не знают к кому обратиться за помощью в случае экстремальной ситуации, не соблюдают правила техники безопасности.

Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. И именно мы - взрослые должны:

  1. Детям дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения
  2. Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь дошкольникам овладеть элементарным навыкам поведения в быту, на улице, на дороге, в природе.
  3. Развить у дошкольников чувства и ответственности. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит снимает многие проблемы и неприятности.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это непросто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Подсчитано: на тысячу пожаров, сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасности. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка – дать элементарные знания основ безопасности. Именно в период дошкольного развития начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работая с детьми использую разнообразные и эффективные формы работы:

  • комплексные занятия;
  • беседы (по иллюстрациям, сюжетным картинам);
  • ознакомление с художественной литературой;
  • развлечения, досуги (праздники, театральная деятельность);
  • игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые).

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать, то, что затруднительно и невозможно в повседневной жизни. В работе с детьми использую содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитания уважения к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.

Примером для детей служат литературные произведения:

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • «Гуси – лебеди»;
  • «Кошкин дом»;
  • «Сказки К.И. Чуковского»;
  • «Рассказ о неизвестном герое» С.Я Маршак;
  • Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял;
  • Г-Х Андерсен «Сказка про спички»;
  • Б. Жидков «Пожар»;
  • Е. Хоринская «Спичка- невеличка»;
  • Г. Остер «Вредные советы»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Кот, петух и лиса» и др.

Для детей отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

 

 

Познавательные стихи А .Усачева дети запоминают быстро:

«Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе…»

В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения:

«Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва,

Поскорей звони 02»

В тесном контакте с родителями, заинтересованными партнерами и активными помощниками в работе с детьми по данному направлению, в группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Для знакомства детей с профессий пожарного мною изготовлена дидактическая кукла «Пожарный», родителями – «пожарный щит».

Основным средством ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности считаю дидактические игры: «Назови причины пожара», «Выбери нужное», «Сложи картинку», «Карточная викторина», «Что нужно пожарному».

В работе с детьми использую современные плакаты по обж: «один дома», «правила поведения при пожаре». Они всегда перед глазами, дети легко их запоминают, неоднократно рассматривая и повторяя изображенные на них правила. Очень радует, что дети с желанием изучают правила безопасности и зачастую сами подсказывают темы следующих занятий.

Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в этот период прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ патриотического воспитания через проектную деятельность

Опыт проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...

«Обучение правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улице, дома, в общение с незнакомыми.Актуальность этой проблемы выражается в том, что у детей дошкольного возраста отсутст...

«Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность».

Конспект занятия по ознакомлению  детей с основами безопасности жизнедеятельности через сказку....

Формирование основы безопасного поведения через проектную деятельность.

Метод проектов- это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающей ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Проект «Наша безопасность» По теме: «Формирование у дошкольников элементарных основ безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»

Ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми)...

«Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность».

ООД по социально – коммуникативному развитию   (формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности)  в средней   гр...