Обследование состояния связной речи детей с ОНР
статья по логопедии

Анисимова Елена Васильевна

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Это обусловлено тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения.    А комплексное обследование уровня сформированности связной речи позволяет целостно оценить речевую способность ребенка в разных формах речевых высказываний ‒ от элементарных  (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества), учитывая характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.  И далее поможет выстроить логопедическую  работу по формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 262 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsled_svyaznoy_rechi.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Обследование состояния связной речи детей с ОНР

 Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

 ‒  Обследование словарного запаса по специально составленной программе;

  ‒   Исследование связной речи с помощью серии заданий;

  ‒ Наблюдения за детьми в процессе учебной,  предметно - практической, игровой и обиходно‒бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

   ‒  Изучение медико‒педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

  Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей ‒ необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

  Для обследования  с л о в а р я  может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250‒300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий  Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой,  Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой,  О.Б. Иншаковой и др.  Лексический (и соответствующий картинный) материал отбирается с учетом следующих принципов:

  ‒   семантического (в словарь‒минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко‒близко», «вверху‒внизу», «сначала ‒ потом» и др.);

  ‒   лексико‒грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи ‒ существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги ‒ в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);[1]*

  ‒   тематического, в соответствии с которым в  пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д.;  физические, обиходно‒бытовые, профессиональные действия;  слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и др.). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

    Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказа начального слога (звука) или «немой» артикуляции.

   Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для установления возможностей детей в соотнесении между собой некоторых слов - понятий дается задание на подбор антонимов.

   При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

 Наблюдения за речью детей осуществляются в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях, монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации, передачи той или иной информации и т.д.

  В целях комплексного исследования  связной речи детей используется серия заданий[2]*, которая включает:

 (1)  составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

(«картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);

 (2) составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;

Первое задание для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок следующего примерного содержания:  1) «Мальчик поливает цветы»; 2) «Девочка ловит бабочку»;   3) «Мальчик ловит рыбу»; 4) «Девочка катается на санках»; 5)  «Девочка везет малыша в коляске» и т.п. При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?», постановкой которого выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй ‒ вспомогательный вопрос, прямо указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). Рекумендуется использовать следующии критерии оценки выполнения задания:

- возможность самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы;

- полнота отображения предмета речи (предметной ситуации);

- семантические и языковые особенности составленных фраз;

- смысловое соответствие изображенному на картинке;

- грамматическая правильность (соответствие высказывания языковой норме).

        Второе задание ‒ составление предложения по трем картинкам, например: «девочка», «корзинка», «лес», направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых, предикативных отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача, опираясь на «семантическое» значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только двух или даже одной картинки (например: «Девочка гуляла в лесу»), инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, наличие и характер аграмматизма и др.); характер оказываемой ребенку помощи.

 Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Приводим примеры таких заданий.

  •  Составление высказываний по демонстрируемым действиям.

Инструкция: «Посмотри на меня и расскажи о том, что я сделаю». (Взять книгу со стола, положить ручку на стол, накрыть ручку тетрадкой).

  •  Составление высказывания по опорным словам.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я назову тебе сейчас слова, а ты составишь с ними предложение так, чтобы в нём обязательно были все эти слова».

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамматическом оформлении. Ребенку предлагаются наборы слов, которые можно объединить по смыслу и составить из них предложения.

 Примерный речевой материал:        

Медведь, мед, сладкий, любит. 

Муравей, домой, маленький, спешил, черный.

Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, он, зерно.

Большое, это, сладкое, зерно, был.

 Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

  •  Задание на составление предложений по данным словам  (слова, в т.ч. в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности).  Предлагаемые слова:

«Девочка, идти, магазин»; «Мальчик, рыба, ловить»; «Под, ноги, скрипит, снег, белый».  «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка».

  Включение в комплексное логопедическое исследование заданий на составление отдельных (фразовых) высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с системными нарушениями речи, в частности, детей, имеющих второй или третий уровень речевого развития.[3]* Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) – рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.

 Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:

Далее задания предназначаются для изучения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества).

(1) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

 (2) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

 (3) сочинение рассказа из личного опыта;

 (4) составление рассказа‒описания;

 С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

  (5) окончание рассказа по данному началу;

  (6) придумывание рассказа на заданную тему.

 Первое задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы  Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.).

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию рассказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

Второе задание используется для выявления возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов‒эпизодов. Для исследования рекомендуется использовать серии из трех‒четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), или серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы» и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например, «дупло», «поляна», «лужок» – по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих вопросов, а также жестового указания на соответствующую картинку или конкретную деталь. (Характер и объем оказываемой помощи фиксируются в протоколе обследования и выступают в качестве одного из критериев оценки уровня выполнения задания.) Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками - эпизодами.

 Как вариант задания на составление рассказа по наглядной опоре детям может быть предложено оставление рассказа по сюжетной картинке.

Третье задание ‒ составление рассказа из личного опыта ‒ имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется.

При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения. 

Для выполнения четвертого задания детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предмета. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в т.ч. персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании.

 При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие ‒ отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.

В случае, когда ребенок оказывается не в состоянии составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

 Пятое задание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Как дополнительное задание можно использовать также составление рассказа на заданную тему. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован такой вариант. Ребенку предъявляются картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле идет дорожка. Задаются следующие вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком‒нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ.

 При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа (текстового сообщения) обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества.  Учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, полнота и точность отображения предмета речи (темы высказывания); связность и последовательность речевого сообщения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок.

Глухов В.П.

           Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 262 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа.Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Это эксперементальная работа ,в которой я исследовала связную речь детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Исследование было направлено на выявление возможностей детей в ис...

Обследование связной речи детей старшей логопедической группы МДОУ № 5 с ОНР 3 уровня и НВ ОНР

Обследование связной речи у Балыкловой Виктории - ОНР 3 уровня, 5 лет,  Шарикова Ярослава -НВ ОНР, 5 лет. В обследование входят: беседа, пересказ, составление рассказа по картинке, составление ра...

Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста

Обследование речи детей даёт педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отдельных методических приёмов. Речь сложная психическая функция, которая  оказывае...

Обследование состояния развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребёнка на начало и конец учебного года....

Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрено развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Описаны уровни развития связной речи, основные возрастные характеристики. Статья будет актуальна воспитателям детский са...

Методическая разработка «Обследование состояния экспрессивной речи у детей с ОВЗ»

Методическая разработка "Обследование состояния экспрессивной речи у детей с ОВЗ и инвалидностью. Критериии оценки: уровни речевого развития: 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень....