Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Иванова Анна Вячеслававна

В статье рассмотрено развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Описаны уровни развития связной речи, основные возрастные характеристики. Статья будет актуальна воспитателям детский садов, учителям – логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассмотрено развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Описаны уровни развития связной речи, основные возрастные характеристики. Статья будет актуальна воспитателям детский садов, учителям – логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте развитие связной речи достигает довольно высокого уровня:

1. Совершенствуется диалогическая речь, дети способны участвовать в беседе, доступной их возрасту, проявлять навыки культуры общения, адекватно коммуникативной ситуации использовать интонационные средства выразительной речи.

2. В процессе собственной деятельности (например, в сюжетно – ролевой игре) используют объяснительную речь, отражают планирующую функцию речи, степень сформированности общения со взрослыми и сверстниками.

3. Более зрелыми становятся рассказы с опорой на процесс восприятия, память, жизненный опыт. Дети способны к составлению описательных, повествовательных (сюжетных) рассказов с правильным использованием разнообразных грамматических форм и синтаксических структур.

4. Дети осваивают монологическую речь, составляют творческие рассказы с опорой на воображение, сочиняют сказки, небылицы, невероятные истории и приключения. Активно участвуют в праздниках, концертах, спектаклях, проявляют некоторые навыки выступления на публике, умение правильно держаться, двигаться, говорить.

Дети старшего дошкольного возраста доброжелательно общаются со сверстниками, умеют высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать детей, замечать ошибки, дополнять.

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно – образного мышления дошкольника. Ребёнок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развёрнутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объём высказываний, используются различные типы односложных предложений.

В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребёнком в общении, увеличивается, на 1000 – 1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов, широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся употреблять в речи слова с противоположным значением – антонимы (друг – враг, высокий – низкий, хорошо – плохо, говорить – молчать); слова близкие по смыслу, - синонимы (ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далек от свободного пользования словами: наблюдается недочёты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах текстов, передаче содержания сказок, рассказов, во время беседы.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматически формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Список используемой литературы:

  • Развитие связной речи дошкольников и коррекция её недостатков в детском саду. / Н.В. Новоторцева – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 256с.
  • Ф.А. Сохин. М. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада. – М.:«Просвещение», 1976. – 224с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа.Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Это эксперементальная работа ,в которой я исследовала связную речь детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Исследование было направлено на выявление возможностей детей в ис...

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста

Обследование речи детей даёт педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отдельных методических приёмов. Речь сложная психическая функция, которая  оказывае...