Главные вкладки

    Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"
    учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Гарипова Альбина Ильфатовна

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

    (МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

     

     

     

     

     

     

     

    Методическое пособие

    «Мнемотехника в обучении связной речи детей

    старшего дошкольного возраста»

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель 2 квалификационной категории:

    Гарипова Альбина Ильфатовна

     

     

     

     

     

     

     

     

    2014 г.

     

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.     Пояснительная записка

    Актуальность, инновационная значимость.......................................................................... 3

    Цели и задачи........................................................................................................................ 4

    2.    Реферативная часть

    Теоретические основы........................................................................................................... 4

    3.    Практическая часть

    Содержание и этапы работы................................................................................................. 5

    Формы и методы работы....................................................................................................... 7

    Сравнительный анализ результативности работы с детьми по развитию речи

    ................................................................................................................................................ 8

    Ожидаемые результаты.......................................................................................................... 9

    4.    Заключение

    Практическая значимость ...................................................................................................... 9

    Выводы.................................................................................................................................... 9

    5.                Список литературы.......................................................................................................... 10

    6.                Приложения

    Методические рекомендации по обучению дошкольников составлению

    описательных  рассказов при помощи опорных схем-рисунков.......................................... 11

    Перспективный план старшая группа………………………………………………….    14

    Перспективный план подготовительная группа..................................................................... 16

    Перспективный план работы с родителями............................................................................ 17

    Мнемотаблицы.

    2

     

    "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

    он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

    таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

    К.Д.Ушинский

    Пояснительная записка

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

    Проблемы в речи детей:

    -Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    -Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    -Употребление нелитературных слов и выражений.

    -Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

    -Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    -Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    -Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    -Плохая дикция.

    Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ.

    Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

    (МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

    Методическое пособие

    «Мнемотехника в обучении связной речи детей

    старшего дошкольного возраста»

    Воспитатель 2 квалификационной категории:

    Гарипова Альбина Ильфатовна

    2014 г.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.        Пояснительная записка

    Актуальность, инновационная значимость        3

    Цели и задачи        4

    2.        Реферативная часть

    Теоретические основы        4

    3.        Практическая часть

    Содержание и этапы работы        5

    Формы и методы работы        7

    Сравнительный анализ результативности работы с детьми по развитию речи

            8

    Ожидаемые результаты        9

    4.        Заключение

    Практическая значимость         9

    Выводы        9

    1. Список литературы        10
    2. Приложения

    Методические рекомендации по обучению дошкольников составлению

    описательных  рассказов при помощи опорных схем-рисунков        11

    Перспективный план старшая группа………………………………………………….         14

    Перспективный план подготовительная группа        16

    Перспективный план работы с родителями        17

    Мнемотаблицы.

    2


    "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

    он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

    таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

    К.Д.Ушинский

    Пояснительная записка

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

    Проблемы в речи детей:

    -Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    -Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    -Употребление нелитературных слов и выражений.

    -Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

    -Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    -Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    -Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    -Плохая дикция.

    Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ.

    Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.

    В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано


    использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

    Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности в чтениии восприятии стихов, загадок.

    Задачи:

    Развивать литературную речь;

    • Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;
    • Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
    • Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
    • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;
    • Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;
    • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся       персонажем.

    РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

    Теоретические основы пособия

    Данная технология имеет:

    1 .Теоретическую основу - базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники   Система запоминания  «Джордано»»)

    2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

    3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

    Отличительные особенности технологии:

    -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

    -приемы запоминания индивидуализированы;

    -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

    -введено понятие "навык запоминания" и разработана точная система контроля навыка запоминания.


    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

    Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

    Нужно отметить, если вы сделали, например волка — изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

    Мнемотехника помогает развивать:

    • ассоциативное мышление
    • зрительную и слуховую память
    • зрительное и слуховое внимание
    • воображение

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Содержание и этапы работы:

    Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Использую для:

    обогащения словарного запаса,

    при обучении составлению рассказов,

    при пересказах художественной литературы,

    при отгадывании и загадывании загадок,

    при заучивании стихов.

    Предварительная работа:

    • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
    • раздаточный материал;
    • обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
    • выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. Стихотворения.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Описательный рассказ.

    Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание -это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

    Пересказ.

    Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

    Творческие рассказы.

    Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

    Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа.

    1. этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
    2. этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
    3. этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ по заданной мнемотаблице. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.

    Как работать над составлением графического плана-схемы связного рассказа

    Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым.

    Взрослый (логопед, учитель, воспитатель или родитель) заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса. Например:


    • цвет. Дети называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;
    • человек. Дошкольник объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;
    • контур отдельных деталей предмета. Ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;
    • знак вопроса внутри контура предмета. Дети называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;
    • рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;
    • форма. Дошкольник описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;
    • знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы. Дети называют предмет или объект. Например: Это — барабан, это — яблоко и т.д.

    Этапы работы над стихотворением:

    • взрослый (воспитатель, логопед, родитель) выразительно читает стихотворение;
    • сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает

    стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

    • задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную

    мысль;

    • выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
    • читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
    • ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    Методы работы:

    Индивидуальный.

    Групповой.

    Наглядный.

    Формы работы:

    Игры.

    Беседы, работа с наглядным материалом.

    Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

    Чтение и заучивание художественной литературы.

    Рассматривание репродукций картин.


    Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

    -        мощное развитие визуального мышления;

    - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

    -        формирование способности к эффективному самостоятельному обучению

    В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

    Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

    Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

    Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

    Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

    Здоровье: физкультминутки.

    Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

    Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

    Сравнительный анализ результативности работы с детьми по развитию

    речи за 2012 -2013 уч. гг.

    Уровн

    и

    Умение

    содержатель

    НОИ

    выразительн

    о

    пересказ ыва

    ть литературн

    ые тексты;

    Умение

    составлять

    план рассказа и

    придерживатьс

    я его;

    Умение

    составлят

    ь рассказы

    о

    предметах

    Развитие

    художествен

    ного

    восприятия

    и

    эстетическог

    о вкуса;

    Способность

    испытывать

    сострадание

    и сочувствие

    к героям

    книги,

    отождествле ние себя с

    полюбивши

    мся

    персонажем.

    Общий

    балл

    2012

    2013

    2012

    2013

    2012

    2013

    2012

    2013

    2012

    2013

    2012

    2013

    Высок

    69

    75

    67%

    75%

    47

    75

    73

    94

    50

    96

    61%

    83%

    ий

    %

    %

    %

    %

    %

    %

    %

    %

    Среди

    20

    25

    21%

    25%

    25

    25

    17

    6%

    40

    4%

    25%

    17%

    ий

    %

    %

    %

    %

    %

    %

    низкий

    11

    %

    0%

    12%

    0%

    28

    %

    0%

    10 %

    0%

    10 %

    0%

    14%

    0%


    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    • Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
    • Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
    • Появился  интерес к заучиванию стихов;
    • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Практическая значимость

    После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Намного быстрее и качественнее заучивают стихи, загадки, обогащают свой словарный запас.

    Выводы:

    Использование приемов и методов инемотехники позволяет детям старшего дошкольного возраста овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирует интерес и потребность в чтениии восприятии стихов, загадок.

    Список литературы:

    • Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
    • Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
    • Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я - говорю! М., 2007.
    • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
    • Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.
    • Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,

    • Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
    • Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
    • Кирьянова. Р. А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002
    • Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003
    • Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.
    • «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод, руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
    • Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия
    • Тихомирова Л.Ф. "Познавательные способности детей 5-7 лет". М. 2005
    • Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

    (МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

    Приложение 1.

    Методические рекомендации

    по обучению дошкольников

    составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков.

    Что такое мнемотехника – это составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.

    Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).

    Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам, пословицам, сказкам.

    Глоссарий по теме.

    Используемая литература.

    Мнемотехника- это технология развития памяти.

    Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

    развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно образного;

    кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

    перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;

    развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации

    Методы и приёмы мнемотехники:

    Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.
    Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:

    метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок);

    метод, использующий образное мышление (эйдетизм);

    метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

    метод трансформации (превращения).

    В-третьих, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.

    Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

    Когда начинать заниматься мнемотехникой?

    Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет,  когда у них накоплен основной словарный запас.

    Составление рассказов-описаний
    по теме « Игрушки».

    «Кукла»:

    «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

    «Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается».

    1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)

    2. Форма. (Какой она формы?)

    3. Мячи. (Какого размера игрушка?)

    4. Детали машины. (Назови ее детали.)

    5.  Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)

    6.  Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

    SWScan00_0


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

                                         

    Приложение № 3

    Перспективный  план (старшая группа)

    МЕСЯЦ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

         ЦЕЛИ

                     СОДЕРЖАНИЕ

    СЕНТЯБРЬ

    Игра «Копилка слов»

    Цель: обогащение словаря, развитие долговременной  памяти.

    Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

    ОКТЯБРЬ

    Игра «Волшебники»

    Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

    Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

    НОЯБРЬ

    Игра «Цветик-семицветик»

    Цель: обогащение глагольного словаря

    Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

    ДЕКАБРЬ

    Игра «Теремок»

    Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

    Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

    ЯНВАРЬ

    Игра «Зашифруем слова»

    Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

    Содержание: Попросить  ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

    ФЕВРАЛЬ

    Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

    Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

    Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

    МАРТ

    А.Н.Плещеев «Сельская  песня»

    -выразительно  читать   наизусть   стихотворение, используя   мнемотаблицы.

    АПРЕЛЬ

    Я. Аким  «Апрель»

    -составление  мнемотаблицы  на  основе стихотворения

    - развивать  у  детей  умение  выразительно  читать  наизусть  стихотворение, передавая  интонацией  задушевность, нежное  отношение  к  ещё  робкой   весне.

    МАЙ

    С.Есенин  «Черёмуха»

    -выразительно  читать   наизусть   стихотворение, используя   мнемотаблицы

    -развивать  умение  чувствовать  напевность  языка,   языковые  выразительные  средства.

     Перспективный    план (подготовительная группа)

    МЕСЯЦ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

            ЦЕЛИ

                       СОДЕРЖАНИЕ

    СЕНТЯБРЬ

    Пересказ  русской  народной  сказки   «Лиса  и  козёл».

    - интонационно  верно  передавать  диалоги  персонажей   опираясь  на  мнемотаблицы

    - использовать  при  пересказе  выразительные  средства  языка                                              

    ОКТЯБРЬ

    Заучивание  стихотворения  Е. Трутневой  «Осень».

    -  составление   мнемотаблиц   для  выразительного  чтения  наизусть  

    - выразительно   читать  наизусть  стихотворение,интонационно  передавать  спокойную   грусть  осенней природы

    НОЯБРЬ

    Пересказ    рассказа   В.Бианки  «Купание  медвежат».

    -  составление   мнемотаблиц    для пересказа

    -  передавать   текст  точно,  последовательно,  выразительно

    ДЕКАБРЬ

    Заучивание  стихотворения  Е. Трутневой   «Первый  снег».

    - использование  для  выразительного  чтения  наизусть  готовые   мнемотаблицы

    -интонационно  выразительно  передавать  любование  картиной  зимней  природы  при  чтении  наизусть  стихотворения

    ЯНВАРЬ

    Творческие  сказки: «Как  ёжик  зайца  выручил»,    «День  рождения  зайца».

    -  придумывание  сказки  на  заданную  тему  с  использованием   описания  внешнего  вида  персонажей,  их  действий,  переживаний

    - составление  мнемо-схем  для придумывания  сказки

    ФЕВРАЛЬ

    Заучивание  стихотворения    С. Есенина  «Берёза».

    - составление   мнемотаблиц   для  выразительного  чтения  наизусть  

    -интонационно  передавать  нежность, любование   зимней  природой

    МАРТ

    Пересказ   рассказа  М.Пришвина   «Ёж».

    -  составление   мнемотаблиц    для пересказа

    - передавать   текст  точно,  последовательно,  выразительно

    - пересказывать  текст, написанный  от  лица  автора, и   переводить его  при  этом  в  косвенную  речь

    АПРЕЛЬ

    Пересказ  сказки  Л.Толстого  «Белка  прыгала  с  ветки  на  ветку…..»

    -  передавать   текст  точно,  последовательно,  выразительно

    - использование  для  пересказа  готовыемнемотаблицы

    МАЙ

    Пересказ   рассказа  М.Пришвина  «Золотой  луг».

    -  передавать   текст  точно,  последовательно,  выразительно

    - составление   мнемотаблиц    для пересказа

    - учить  пересказывать  от  третьего  лица


                                     Работа   с  родителями.

      Месяц

                                 Содержание

       Сентябрь

      Информационная  ширма  «Мнемотехника  для  детей  »

       Ноябрь

     Папка- передвижка  с  образцами   мнемотаблиц  составленных  по  произведениям.(стихи,  рассказы, сказки)

       Февраль

     Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по  произведениям. (стихи)

        Март

      Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по  произведениям. (сказки)

        Апрель

      Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями   рассказа  по  готовоймнемотаблице.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

    Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

    Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии

    Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....

    Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

    «Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    На чём базируется технология, основная суть, что помогает развивать, этапы работы...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию

    В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...

    "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Наше знакомство с мнемотехникой. Что такое мнемотехника – это составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.Рисование детьми графических схем (планов) по о...

    Методическая разработка: "Словесно-дидактические игры по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Методическая разработка адресована:  молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашн...