Главные вкладки

    Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Лаврова Татьяна Михайловна

    Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Чтобы говорить живо, понятно, эмоционально, человек должен владеть связной речью. Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения. Обычно это возраст около 2 лет. Диалог – это разговор двух и более людей, цель которого – спросить о чем-то и вызвать на ответ или побудить к какому-то действию. 

    Диалог - это, прежде всего, разговорная речь: простые слова, несложные словесные конструкции (неполные предложения, односложные ответы, краткие вопросы), восклицания, больше мимики, жестов, эмоций. Зачастую диалогическая речь ситуативна, то есть понятна только в определенном контексте. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.  

    Монолог – речь одного человека. Цель монолога – сообщить какую-то информацию, поделиться впечатлениями. Важно научить ребенка монологической речи в дошкольном возрасте, уже с первых дней в школе ребенку будет необходим этот навык: рассказать о себе, о своем доме, запомнить, что было в школе, и рассказать дома. Овладевая монологической речью, дети сначала учатся пересказывать, потом рассказывать. Учась рассказывать, дети последовательно овладевают тремя типами монолога:

    • описание (характеристика какого-то предмета),
    • повествование (рассказ о каких-то событиях),
    • рассуждение (изложение материала в форме доказательства).

    В коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием  формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной, конечной целью всего коррекционного процесса, требующей кропотливой работы логопеда, воспитателя,  родителей и ребенка.

    Не научившись связно говорить в дошкольном детстве, детям потом с каждым годом труднее и труднее будет наверстывать упущенное. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимает  умение вести диалог, говорить внятно, грамматически правильно, оформляя свою речь, а также уметь строить свое поведение в соответствии с задачами общения,  требованиями ситуации и особенностями собеседника. Общение богатое эмоциями, мимикой, жестами существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно мы, взрослые,  семья и педагоги даруем детям опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, взаимодействовать.

    Ученые подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, воображения, наблюдательности. Организация обучения детей предполагает формирование умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Развитие связанного высказывания невозможно без развития у детей других сторон речи: расширенного активного словарного запаса, развитой звуковой культуры речи и сформированного грамматического строя, поэтому, развивая связанную речь, мы развиваем и все другие компоненты речи.

    Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

    Работа по развитию связной диалогической речи нацелена на формирование определенных диалогических умений:

    - собственно речевые умения (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога и др.);

    - умения речевого этикета;

    - умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

    - умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;

    - невербальные умения.

    Работа по развитию связной монологической речи нацелена на формирование следующих умений:

    - понимать и осмысливать тему, определять ее границы;

    - отбирать необходимый материал;

    - располагать материал в нужной последовательности;

    - пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;

    - строить речь преднамеренно и произвольно.

    Методы развития речи определяется как способы деятельности педагога и детей, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений.

    Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

    Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

    Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

    Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

    Развитие диалогической речи с детьми дошкольного возраста осуществляется с помощью методов: разговоры с детьми; беседы; различные виды игр (театрализованные, дидактические, подвижные); специально организованные ситуации; словесное поручение.

    Обучение монологу осуществляется через следующие методы и приёмы: совместное рассказывание (ребенок и взрослый); образец рассказа; анализ образца рассказа; план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов; мотивационная установка.

    Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является беседа воспитателя с детьми. Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовительный диалог на заранее выбранную тему. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знаний. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую активность.

    Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, пояснений, указаний, объяснений. Во время общения происходит влияние на все стороны речи ребенка: исправляются ошибки, дается образец правильной речи, развиваются навыки диалогической и монологической речи. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра, дидактические упражнения. Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, соблюдать правила речевого этикета. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь.

    Обучая детей старшего дошкольного возраста пересказу, используются основные приемы - совместный пересказ, наводящие вопросы, опора на  мнемо-схемы, использование плана, опора на иллюстрации, пересказ по цепочке.

    Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е.И. Тихеевой, A.M. Бородич. О.С. Ушаковой и других показана роль рассказывания, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы. Основные приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста:

    Образец рассказа - подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, облегчает подбор словаря, грамматических форм.

    Коллективное составление рассказа. Дети продолжают предложение, начатое воспитателем или другими детьми. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

    Моделирование - это схема явления, отражающая его элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.

    Рассказывание по игрушкам (по картине, серии картин) заключается в формировании умения строить монолог - описание и монолог - повествование, сначала описывается внешний вид игрушки, с добавление личного отношения к ней, затем рассказ по набору игрушек и в итоге связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях данной игрушки. Данный метод будет более эффективным при проведении систематической работы по художественной литературе.

    Творческое рассказывание рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом, требует активной работы воображения, мышления, речи, волевых усилий, участия положительных эмоций.

    Обучая детей старшего дошкольного возраста  рассуждению, используются основные приемы- создание проблемных ситуаций, опора на иллюстрация, наводящие вопросы,  использование дидактических игр и упражнений.

    Приведем примеры некоторых основных упражнений:

    Игровое упражнение «Назови правильно»

    Цель - развитие умения соотносить прилагательные и существительные.

    Детям предлагается определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными.

    Голубое небо, соленый соль, красивая роза, красивый ромашка, большая стакан, серебристый роса, колючий елка, горячий чай, душистая сирень, белые облака, горький горчица.

    Игровое упражнение «Волшебное предложение»

    Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

    Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, педагог начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?). Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...».

    Игровое упражнение «Пойми меня»

    Цель - развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

    Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка волшебная. В ней приготовлены подарки для детей. Педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-го, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок отгадан, открывают свою картинку.

    Игровое упражнение «Если бы...»

    Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления: синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

    Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

    «Если бы я был волшебником, то ...»

    «Если бы я стал невидимым...»

    «Если лето не наступит никогда...»

    «Если бы я умел летать...»

    «Что было бы. если бы все были веселые...»

    Игровое упражнение «Ай, да сказка»

    Цель — развитие у детей воображения, связанной речи.

    Педагог начинает рассказывать детям сказку, потом говорит о том, что она забыла, что дальше было в сказке, и просит тетей помочь рассказать сказку до конца.

    Таким образом, можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать связную речь, так как она помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что являлся важным условием для всесторонне развитой личности.

    Литература

    1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М:  Изд-во  Московского психолого-педагогического института;  Воронеж:   Изд-во  НПО   «МОДЗК», 2002.-224 с.

    2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособ. для воспиг. дет.сада. — М.: Просвещение, .981.-159 с.

    3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во 11нститута Психотерапии, 2001. — 240 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

    Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...