Главные вкладки

    Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
    методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Бурак Алла Михайловна

    Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                         Муниципальное автономное  дошкольное  

                     образовательное учреждение Белоярского района

         «Детский сад комбинированного вида «Берёзка», г. Белоярский»

             

          Инновационный педагогический опыт

           работы по развитию диалектического

               мышления и связной речи детей

               старшего дошкольного возраста

          средствами ОТСМ – ТРИЗ - технологии

             

                                                                                                          Воспитатель

                                                               первой квалификационной категории

                                                                                     Бурак Алла Михайловна

                                                     г. Белоярский

                                                             2013г.

                                      Актуальность.

    Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Традиционно речь рассматривается как средство коммуникации, как средство отражения результатов мышления.  

     Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

    Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

    Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
    - развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
    - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
    - практическое овладение детьми нормами речи.

    Это важно также и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточный высокий уровень развития связной речи школьника. По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей   можно отметить следующие недостатки:

    •        связные высказывания короткие с аграмматизмами;

    •        отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

    •        состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

    •        уровень информативности высказывания очень низкий, бедный словарный запас.

             Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Поэтому, роль речи в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Задачи, основные методы и содержание учебного курса «Развитие речи» определены ещё Е.И. Тихеевой, и на сегодняшний день почти не претерпели изменений. Хотя конкретная ситуация (факторы, влияющие на развитие речи ребёнка) изменились.

    Потребность в новых подходах к методике развития речи дошкольников объясняется тем, что традиционные подходы не дают требуемого качества.

      Таким образом, развитие связной речи детей   является трудным процессом, требующим использования новых, более эффективных  методов  и  приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.          

                                Условия формирования опыта

    Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды  речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь -  планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

         В исследованиях данного направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Я обратила внимание на то, что дети  в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей   по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Детство» под редакцией Логиновой, Бабаевой и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы  .  Использовала методическую литературу: «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5 – 7 лет, Сидорчук Т.А. « К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста», изучала опыт работы коллег города Нягани ( Ю.В.Дакиева), городов Череповца и Трёхгорный(С.А.Петрова и Р.Г.Исламова). С целью активации самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на учебных занятиях, и развитие творческих способностей детей, создала соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, где сосредоточены алгоритмы и  схемы(ТРИЗ), предметные картинки, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, театрализованный уголок, «Копилку мудрости » (пословицы и поговорки ), дидактические игры по речевому развитию.  

                            Основная педагогическая идея

    Основной идеей педагогического опыта является развитие  диалектического мышления и связной речи детей старшего  дошкольного  возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ – технологии.  Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды  речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь -  планирование).  

     Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных,   интересных, занимательных для детей   методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. И поэтому в помощь к традиционным методам и приёмам я стараюсь творчески применять и инновационные технологии. Одна из таких технологий – ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.  ТРИЗ - технология в педагогической деятельности рушит стереотипы так называемой «традиционки», она позволяет раскрыть возможности ребенка и делает работу педагога более профессиональной. Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяют  

    педагогам   наилучшим образом   решать проблемы речевого развития. Я использую в своей работе по данной теме методы «эвроритм» или «Волшебные ступеньки» и «решение проблемных ситуаций». Они помогают детям при формировании умения составлять  описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь -  планирование).

                   Теоретической основой опыта являются: положения о важной роли  связной речи в развитии личности детей (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), общедидактические принципы о единстве обучения и воспитания (В.А.Сластёнин, Н.В.Кузьмина, В.В.Давыдов), современные тендерные исследования о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина, исследования направления о достижении наибольшей активности в овладении языком (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина).

    Реализация основных концептуальных идей развития связной речи детей базируется на следующих принципах:

    • Принцип активности заключается в том, что дети должны выступать в совместной учебной деятельности не как пассивные объекты, а как равноправные соучастники учебного процесса.
    • Принцип креативности связан с тем, что активность воспитанников должна носить не репродуктивный, а продуктивный характер,  то есть быть творческой активностью.
    • Принцип коллективности требует организации учебного процесса как коллективного процесса, в котором дети выступают во взаимные отношения, ведущие к взаимному обогащению.
    • Принцип проблемности заключается в том, что любой материал, предлагаемый для усвоения, должен даваться как способ решения той или иной коммуникативной, познавательной, социальной и др. задачи. Умственное воспитание при этом будет выступать как последовательность подобных задач.
    • Принцип индивидуализации предлагает учет педагогом индивидуальных особенностей воспитанников,  а также самостоятельное нахождение ребенком своего места в коллективной работе в соответствии со своими интересами и личностными особенностями.
    • Принцип успешности предполагает создание для детей ситуации достижения, где успех служит вознаграждением, определенным стимулом, позволяющим преодолевать трудности в работе.

    Новизна опыта

    Разработанная модель  использования  метода «эвроритм» или «волшебные ступеньки» и метода «решения проблемных ситуаций»   позволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, созданию различных видов творческих рассказов, освоению форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь -  планирование).

    В работе:

    • показано, что формирование  связной речи у детей старшего дошкольного возраста успешно достигается в условиях, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Это достигается с помощью методов «эвроритм» и «решение проблемных ситуаций».
    • Традиционные подходы к развитию речи детей предполагают широкое использование узконаправленных игр и тренингов (дидактических игр по звуковой культуре речи, тренингов по формированию грамматически правильной речи и т.д.)
    • Создание речевых продуктов творческого характера - удобный ресурс для организации  комплексных (многоцелевых) тренингов: дети получают ценный для них результат (сказку, загадку, рассказ ), а потому есть мотив ;
    • любой  речевой продукт работает, как на формирование комплекса                          навыков  активной речи, так и  на формирование навыков сильного    мышления.
    • обоснована необходимость в развитии связной речи на этапах дошкольного развития,  как основы  для дальнейшего успешного  обучения  на начальных этапах в школе.
    • определена роль педагога как инициатора и руководителя работы над развитием связной речи  у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

    Предложено для практического применения:  

      - перспективно-тематический  план (приложение 1)  по  развитию связной речи     детей    старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ –   технологии;

    - алгоритм решения проблем(АРИЗ) и алгоритм составления    описательного    рассказа об объекте («Волшебные ступеньки»);(приложение 2 и 3)

    -  игры на подготовительном этапе(приложение 4);

    -  карточки приёмов решения проблемных задач

           (приложение 5);  

     -  план работы с родителями(приложение 6);

     -  методики исследования связной речи детей(приложение 7);

           Длительность функционирования, история развития опыта.

    Экспериментальное обучение проходило в детском саду «Берёзка» с      сентября 2011 года  по февраль  2013 года.

                   Адресная направленность:

    Опыт может использоваться воспитателями старших и подготовительных групп как общеразвивающей  направленности, так и  для детей  с общим недоразвитием речи.        

    Цели и задачи.

    Данный подход направлен на развитие мышления и  связной речи детей старшего дошкольного возраста   средствами ОТСМ – ТРИЗ -технологии и способствует решению основных задач:

    Образовательные

    • развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
    • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм);  
    • практическое овладение детьми нормами речи.

    Развивающие

    • развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность;                                    
    • с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне,   творческого воображения;

    Воспитательные

    • воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное     отношение к  родной речи, родному языку;
    • воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником  в общении с ними.

     Технология опыта

    В работе с детьми я использовала разработанный Г.С.Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач(АРИЗ)(приложение 2); опыт работы педагогов -  М.А.Жмыровой, Р.Г.Исламовой (г.Трёхгорный), С.А.Петровой (г.Череповец), Дакиевой Ю.В. (г.Нягань).

    В своей работе  с детьми по решению проблемных ситуаций использую дидактическое пособие «Осьминог» с карточками приёмов решения противоречий(приложение 5)и картотеку проблемных ситуаций(Приложение1). При составлении описательных рассказов об объектах и явлениях природы с помощью метода «эвроритм» использую пособие «Волшебные ступеньки» и наборы картинок по лексическим темам. Для составления рассказа с использованием «эвроритма» берутся объекты только рукотворного мира.

    Фундамент для дальнейшей творческой деятельности по алгоритмам закладывается в среднем возрасте. И поэтому, начиная с четырех лет  включаются в работу с детьми игры(приложение 4) на развитие системного мышления. Объекты для игр берутся из классификационных групп: игрушки, мебель и др. В подготовительной группе  берутся более сложные классификационные группы: электроприборы, оборудование для исследований и т. д. Работа по алгоритмам начинается с5 - 6 лет.

    Образовательная деятельность с дошкольниками проводится 2 раза в    неделю как факультатив в совместной деятельности воспитателя и детей (1 раз в неделю решение проблемных ситуаций и 1 раз в неделю составление рассказа об объекте по методу «эвроритм»).

    Вся работа строится поэтапно. Подбираются игры к каждому этапу.

    Подготовительные этапы  к решению проблемных ситуаций с помощью АРИЗ;

     На первом этапе  предполагается развивать у детей чувствительность к противоречиям в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия.

    Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

    Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

    Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты живой и неживой природы, например:       

     “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое” и др.

    Игра “Черное-белое

    Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо они быстро рвутся . . . и т.д.)

    Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

    Игра “Наоборот” (проводится с мячом).

    Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

    Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

    Пример: “Помоги Золушке”

    Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

    Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

            Второй этап  – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.(манада)

    Игра «Маятник» Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта, к которому дети относятся неоднозначно.

    Игра «Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что другим?» Воспитатель показывает картинку (утюг) и просит детей сказать, почему утюг должен быть и горячим и холодным; кто или что требует этого? (горячим он должен быть для белья, холодным для руки)

    Игра «Кто (что) это может быть? Воспитатель спрашивает: «Что может быть одновременно и мокрым и сухим?» Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств, и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).

            На третьем этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма, состоящего из трёх шагов:

    1. Что мы имеем?
    2. Что хотим?
    3. Что нам мешает?

    Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

    Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

    Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать его.

             Четвёртый этап   – решение проблемной ситуации с помощью  приёмов: во времени, наоборот, часть, в пространстве, на микроуровне, модель, агрегатное состояние, объединение.

    Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

    На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый  стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

            На последнем этапе, опираясь на полученные знания,  используя  приёмы решения проблем, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации с помощью АРИЗ. Здесь воспитатель только наблюдает и направляет, а  ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Детям предлагаются и  экстремальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.  

    Алгоритм  работы с проблемами

    (авторы - Г.С.Альтшуллер, Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)

    Цель: учить детей решать проблемы, используя разные алгоритмы организации мыслительных действий: решение противоречия, решение проблемы по адаптированному АРИЗ.

    Структурные компоненты.

    1. Рассматривается какая - то проблемная ситуация. Выделяются основные объекты в ней и устанавливаются причинно-следственные связи.
    2. Находятся объекты и их признаки, к которым предъявляются претензии и формулируется противоречие.
    3. Представляется идеальный конечный результат.
    4. Рассматриваются ресурсы, с помощью которых возможно решение              противоречия.
    5. Производится оценка ресурсов с точки зрения затраченного времени и средств.  
    6. Принятие решения проблемы.
    7.  Формулируются способы разрешения противоречия.
    8. Определяются подзадачи или формулировка новых проблем.
    9. Рефлексия: осознание способов работы с проблемами.
    10. Установление главной причины появления проблемы.
    11. Продуктивная деятельность по итогам работы с проблемой.  

    Этапы работы по методу «эвроритм».

    Основные игры и игровые упражнения для подготовки детей к работе по методу «эвроритм»:

     1.Определение функции объекта. Работа над словарем (накопление глагольного словаря:: «Что умеет делать…?»; «Найди друзей»; «Четвертый лишний», «Кто (или что) умеет…?»; «Во что с этим можно играть?»

    2. Выявление подсистемных связей,  работа над словарем и грамматическим строем (напр, над употреблен. Род п ):   «Я (кто-то), ты моя часть…»; «Часть чего это?»; «Что есть у…?», «Составь целое», «На что это похоже?»; «Собиралки», «Что без чего не может быть?», «Мастерская поделок»

    3.Изменение частей и свойств объекта (согласование род п.; развитие связной речи): «Знакомство с волшебниками», «Я дарю тебе свою часть», «Аукцион», «Хорошо – плохо».

    4.Наделение объекта новой функцией (работа с глагольным словарём, согласование глаголов и существительных): «Я дарю тебе свое дело», «Мы юные конструкторы».

    5.Нахождение    сходства    между предметами: «Найди друзей»,  «Что лишнее», «Маятник» (хорошо-плохо).

    6.Подбор аналогий( умение проанализировать развитие системы): «На что похоже», «Продолжи ряд»,  «Когда так может быть».    

    7.Определение линии развития объекта: «Паровозик»; «Раньше - позже»; «Что на что похоже?»; «Зеркало времени»; «Чем был - чем стал».

    8.Игры на классификацию: «Все в мире перепуталось»;  «Продолжи ряд»;  «Я еду…»;  «Цепочка».   

    9.Представляю ключевые моменты работы с «эвроритмом»:  

    Код для детей

    Вопросы к детям

    «Дело»

    Что это? Для чего этот предмет необходим человеку? Для чего он его создал (придумал)?(функция объекта)

    «Главные части»

    Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть?

    "Друзья"

    Какие еще бывают объекты? Придумайте друзей объекта с помощью морфотаблицы, изменяя части по размеру, форме, цвету, и расскажите, что изменилось, и чем это хорошо или плохо.

    «Волшебник»

    Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если  он подружится с другими предметами

    "Неудачник"

    Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный?(игрушечный, резиновый, деревянный и т.д.)

    «SOS»

    Как время может воздействовать на объект?

    Что в самом объекте может  помешать им пользоваться?

    «Один»

    Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился (найти способы сохранения раритета – условия длительного хранения для того, чтобы сделать такие же)?

    «Помощник»

    Что может выполнять то же дело?(объект другой, функция та же)

    «Дело не нужно»

    Когда бывает так, что функция объекта не нужна?

    Рекомендации:

    • детям «эвроритм» представляется в виде домика;
    • при переходе с этажа на этаж используются физкультминутки, пальчиковые гимнастики, связанные с «кодом» этажа например, после рассказа о модификациях объекта (о его друзьях), дети вживаются в образы и моделируют их действия;
    • для составления рассказа с использованием «эвроритма» берутся объекты только рукотворного мира.
    • на первом занятии разбираются четыре ступеньки, следующие четыре на втором занятии,  рассказ дети составляют дома, а родители записывают его в тетрадь. Но можно рассказать рассказ и  сотрудникам детского сада.      

     Высоких результатов не достичь без установления тесного контакта с семьей. В осуществлении взаимодействия с родителями использую такие формы работы, как: - родительские лектории; сообщение на родительских собраниях; групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; практикумы; папки – передвижки;

       Результативность опыта

     Для подтверждения предполагаемых результатов было проведено обследование уровня  развития связной речи   каждого ребенка на начало и окончание проведения экспериментальной работы. Для осуществления мониторинга использована методика, разработанная  Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования в соответствии с требованиями программы «Детство» под редакцией  Бабаевой. В ходе проведения мониторинга исследования проводились по направлению:    

    1. Развитие всех компонентов устной речи детей.

     Результаты мониторинга показали, что значительно повысился высокий и средний уровень развития связной речи. Дети намного охотнее вступают в речевую деятельность, высказывания стали более последовательными, логически связанными между собой, осмысленными, с меньшим количеством аграмматизмов, богаче стал словарный запас. Результаты моей работы по данной теме показали эффективность применения методов и приёмов ОТСМ – ТРИЗ - технологии  в процессе развития  связной речи ребёнка.  «Тризовские»  игры и упражнения   способствуют движению мысли ребенка, развивают логику,  обогащают словарный запас ребенка, а также формируют умение применять полученные знания  в незнакомых ситуациях.

      Это хороший показатель эффективности развития детей и подтверждение правильного направления выбранного пути  работы.

                                              Список литературы

    1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001
    2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-7 лет. – М.: Просвещение, 1993
    3.  Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет.- М.: Просвещение, 2006
    4. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. – Ульяновск, 1999
    5. С.А.Петрова «Приёмы работы с «эвроритмом». Ульяновск, 2007
    6. СИДОРЧУК Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. - Ульяновск, 1996г.
    7. КРОХИНА И. Система подготовительных заданий в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Тезисы докладов  Третья региональная научно-практическая конференция. – Челябинск, 2000г.
    8. АЛЬТШУЛЛЕР Г.С. Найти  идею, - Новосибирск, 1986г.
    9. ГУТКОВИЧ И.Я, САМОЙЛОВА О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. - Ульяновск, 1999г.
    10. ЖМЫРЁВА М.А., СИДОРЧУК Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием. – Ульяновск, 2001г.
    11. ЖЕЛЕЗНОВА С.В., ФАЛЬКОВА Т.А. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. - Ульяновск. 2001г.
    12. Творческие задания «Золотого ключика» - авторы составители  Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А., - Самара

            13. Лепустина С. Н. Формирование системного и диалектического      

                   мышления через «эвроритм».   

    Приложения

                                                                                                                          Приложение 1

     Перспективно – тематический план работы по решению с детьми проблемных ситуаций и составлению рассказа методом «эвроритм»

    Дата

    Проблемная ситуация (творческая задача); объект рукотворного мира.

    Цели и задачи

    Сентябрь

    3 неделя

    «Как мальчику достать собаку из колодца и самому туда не спускаться»

    Учить детей выделять противоречие в смоделированной ситуации;

    побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ:  развивать коммуникативные навыки; культуру общения;

     Ледовый дворец

    («эвроритм»)

     Учить составлять рассказ об объекте; расширение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков;

    Сентябрь

    4  неделя

    «Как слоненку стать розовым и не быть похожим на большого поросенка»

    Учить детей выделять противоречие  в проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;  

     Корзинка («эвроритм»)

      Учить составлять рассказ об объекте; расширение словарного запаса;

    Октябрь

    1 неделя

    «Как старой бабушке выкопать картошку и меньше повредить спину»

    Учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации;

    упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов и их окружения;

     Зоопарк(«эвроритм»)

     развивать коммуникативные навыки; культуру общения; расширять словарный запас;

    Октябрь

    2 неделя

    «Как мальчику выйти из замка,  и не отдавать злому колдуну золотое сердечко».

    Учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации;

    упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов;

    Детский сад

    («эвроритм»)

     Формировать умение составлять рассказ об объекте, развивать творческое мышление;

    Октябрь

    3 неделя

    «Как сходить на день рожденье в новых туфлях, и не натереть ноги»

    Учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему;

    Резиновые сапоги

    («эвроритм»)

      развивать коммуникативные навыки; культуру общения; расширять словарный запас;

    Октябрь

    4 неделя

    «Как  девушке искупаться в озере после полудня и не стать русалкой»

    Учить детей выделять проблему;

    побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;

    выделять ключевую проблему; вырабатывать умение формулировать новую проблему.

    Стул («эвроритм»)

    Формировать коммуникативные умения; активизировать словарный запас;  

    Ноябрь

    1 неделя

    «Как проехать в пустыне  по шоссе,

    не сбить кенгуру и самому не пострадать?»

    Учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации;

    упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов;

    Сумка («эвроритм»)

     Формировать умение составлять рассказ об объекте, развивать творческое мышление;

    Ноябрь

    2 неделя

    «Как зебре полежать на пляже и остаться с полосками»

    Учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий;

    развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака;

    Пылесос («эвроритм»)

    Формировать коммуникативные умения; активизировать словарный запас;  

    Ноябрь

    3 неделя

    «Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не убежала за кошкой»

    Учить детей выделять проблему;

    побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;

       Холодильник

    («эвроритм»)

     развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

    Ноябрь

    4 неделя

    «Как осветить комнату, не пользуясь огнем»

    Учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ;

      Дом («эвроритм»)

      формировании умения составлять  описательные рассказы о предметах, объектах;

    Декабрь

    1 неделя

    «Как Вини Пуху полакомиться  медом и чтобы  пчелы его не  покусали»

    Учить самостоятельно решать проблемные ситуации, формулировать противоречия;

     

    Снегоуборочная машина

    («эвроритм»)

     создание различных видов творческих рассказов, освоение объяснительной формы речи;  

    Декабрь

    2  неделя

    «Как мальчикам забрать мяч у собаки и чтобы она их не укусила»

    Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий  с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель);

    уточнить представления детей о собаке (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания, способах передвижения);

    Валенки («эвроритм»)

     развивать доказательность речи.

    воспитывать желание  вступать в диалог ;

    Декабрь

    3 неделя

    «Как Мальвине, убегающей от Карабаса, собрать упавшие в траву бусы и чтобы Барабас ее не догнал»

    Учить детей видеть конкретную задачу; помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение; упражнять детей в умении находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств;

    Ручка для письма

    («эвроритм»)

    развивать сообразительность, доказательность речи

    Январь

    3  неделя

    «План воплощения мечты».

    Продолжать учить детей различать проблему и трудности;

    побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;

    Стиральная машинка

    («эвроритм»)

     формировать умение составлять  описательные рассказы о предметах, объектах; обогащать словарный запас;

    Февраль

    1 неделя

    «Как женщинам перевезти в лодке купленный товар

    и чтобы она не перевернулась»

    Учить детей находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие;

    помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве и т.д.

       воспитывать умение работать в парах.  

    Одежда

    (шуба или пальто)

    («эвроритм»)

     Формирование грамматического строя речи, умения составлять  творческие рассказы;

    Февраль

    2 неделя

    «Поможем девочке – умнице»

    Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «Хорошо – плохо»;

    учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий;

    развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака;    

    Игрушки

    (кукла) («эвроритм»)

      формировать коммуникативные качества, пополнение и активизация словаря;          

    Февраль

    3 неделя

    «Возникновение рукотворного мира»

    Учить самостоятельно решать проблемные ситуации; формулировать противоречия;

    побуждать объяснять словами

     способы решения  противоречий.

    Солдатская каска

    («эвроритм»)

    Обогащение словаря детей, формировать культуру диалога, развивать монологическую речь.

    Февраль

    4  неделя

    «Помоги Маше»

    Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий.  с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель);

    уточнить представления детей о лошади (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания; развивать доказательность речи;

     

    Платяной шкаф

    («эвроритм»)

      формировать коммуникативные качества, пополнение и активизация словаря;

    Март

    1 неделя

    « Как сделать так, чтобы слушать музыку как нравится и не мешать другим?»

    Светофор («эвроритм»)

    Учить детей узнавать предмет и задавать вопросы, используя пособие по именам признаков;

    учить детей находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие;

    помочь усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве, наоборот, часть, микроуровень, модель,  

    воспитывать умение работать в коллективе; развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

    Март

    2  неделя

    «Как гулять по зимнему лесу и не проваливаться?»

    Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «Хорошо – плохо»;

    учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий;

    учить находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств;

    Очки («эвроритм»)

     Развитие грамматического строя  и произносительной стороны речи ; практическое овладение детьми нормами речи.

    Март

    3 неделя

    «Как передвигаться по гололёду и оставаться здоровым?»

    Учить детей задавать вопросы;

    продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи;

    помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение;

    развивать сообразительность, доказательность речи

    упражнять детей в умении находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств;  

    Кастрюля («эвроритм»)

     воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное     отношение к  родной речи, родному языку;      

    Март

    4  неделя

    «Как детям выйти на прогулку и не сломать дверь»

    Часы («эвроритм»)

    Учить находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие;

    помочь детям усвоить способы  разрешения противоречий с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель, часть);

    учить детей находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени;  Развитие грамматического строя  и произносительной стороны речи ; практическое овладение детьми нормами речи.

    Апрель

    1 неделя

    «Как детям в походе поесть горячую пищу без ложек и не обжечь руки»

    Учить детей различать проблему и трудности;

    побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;

    выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.

    Нож («эвроритм»)

    воспитывать умение работать в коллективе; развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

    Апрель

    2 неделя

    «Принятие точки зрения другого человека».

     

    Уточнить представление детей об основных средствах коммуникации (речь, мимика, жест, моделирование) и учить анализировать их с точки зрения другого человека.

    Микроскоп («эвроритм»)

     Развитие грамматического строя  речи ; практическое овладение детьми нормами речи.

    Апрель

    3 неделя

    «Большое космическое путешествие»

    Учить детей различать проблему и трудности;

    побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;

    выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.

     Книга («эвроритм»)

    Развивать коммуникативные навыки детей при работе над составлением рассказа об объекте.

    Апрель

    4 неделя

    «Как не замочить ноги в луже?»

    Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значений одного признака, и объяснять их наличие;

    учить объяснять, когда количество объекта может изменить его качество;

    помочь детям усвоить способы разрешения противоречий;  

    Душ («эвроритм»)

      развитие  таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность; навыков общения со сверстниками;

    Май

    1 неделя

    «Как людям передвигаться в густом тумане и не сталкиваться друг с другом»

     

    Формировать умение видеть и решать проблемы, используя приемы решения противоречий;

    дать понятие, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать к его признакам противоречие; учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств.    

     Фонарик («эвроритм»)

    воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к   людям, желание быть приятным собеседником  в общении с ними.

    Май

    2 неделя

    «Как рыбаку ловить рыбу с помощью баклана?»

    Помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель);

    уточнить представления детей о птице баклан (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания, способах передвижения);

    развивать доказательность речи;

    воспитывать желание решать общую задачу.

    Удочка («эвроритм»)

    воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником  в общении с ними.

    Май

    3 неделя

    «Как маме угостить бабушку пирожками

     и чтобы Красная Шапочка не пострадала»

    Помочь детям усвоить способы  разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель, часть;

    учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств;      

    Настольная лампа

    («эвроритм»)

     формировать навык сотруд -  ничества друг с другом, практическое овладение детьми нормами речи.    

    Май

    4 неделя

    «Как бабушке поливать цветы в засушливое лето

    и чтобы вода из колодца не убывала»

     Учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий;

    развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; формировать коммуникативные качества.

     Вентилятор («эвроритм»)

    воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником  в общении с ними.

                                 

                                                                             

     

                                                               

                           

             

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

    Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

    Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

    План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

    План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...