Главные вкладки

    Методическая разработка: "Словесно-дидактические игры по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Методическая разработка адресована:  молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.

    В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.

    Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигенции в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

    Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Согласно ФГОС ДО: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

    Для развития связной речи ребёнка необходимо использовать различные словесно-дидактические игры, проводить НОД.

    Все словесно- дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих словесно-дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по теме:

    «Словесно-дидактические игры по формированию связной речи

    детей старшего дошкольного возраста»

    Оглавление:

    Пояснительная записка        3

    Введение        5

    Содержание.        8

    1.Особенности использования словесно-дидактических игр        8

    2.Алгоритм проведения словесных-дидактических игр        8

    3.Словесно-дидактические игры        9

    Список литературы        16

    «Игра - это искра, зажигающая огонёк

    пытливости и любознательности»

    В.А. Сухомлинский

    Пояснительная записка

    Методическая разработка адресована:         молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.

         В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.

    Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигенции в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

    Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Согласно ФГОС ДО: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

         Для развития связной речи ребёнка необходимо использовать различные словесно-дидактические игры, проводить НОД.

         Все словесно- дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих словесно-дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.


    Введение

         Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

         Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. 

    Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Совместив игру и сказку получаются замечательные (развивающие) дидактические игры, которые могут использовать как педагоги, так и родители.

    В работе особое внимание уделяем словесно-дидактической игре, содержание которой ориентируется на сказку. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Словесно-дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

    В словесно- дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на внутренне представление и знание о предмете, воспоминании о нем.

    Словесно-дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.

    Словесно- дидактические игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать, действовать согласно инструкции, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

    Словесно- дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов.

    Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью словесно-дидактической игры.

     Использование словесно-дидактических игр способствует решению следующих задач:  

    1. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
    2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
    3. Совершенствовать связную речь;
    4. Обеспечивать количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса
    5. Формировать грамматический строй речи и т.д. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
    6. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений и другие.

    Содержание:

    Особенности использования словесно-дидактических игр- как средства речевого развития детей дошкольного возраста.

    Использование словесно-дидактических игр способствуют развитию связной речи детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической и комплексной работы. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей

    светло, радостно, без принуждения.

         Алгоритм проведения словесно-дидактических игр:      

    1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 

    2.Объяснение хода и правил игры, при этом этих правил.      

    3.Показ игровых действий.   

     4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика четкое выполнение или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).    

    5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

    Словесно-дидактические игры

    «Расскажем сказку вместе»

    Цель: Формирование у детей навыков речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

    Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.

    Ход: Ребенок последовательно раскладывает на столе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь взрослого). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

     «Сундучок со сказкой»

    Цель: Развитие связной речи, творческого мышления, фантазии.

    Оборудование:8–10различных фигурок, коробочка.

    Ход: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

            

     «Вспомни сказку Колобок»

    Цель: Развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

    Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

    Ход: Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

    Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад.

    «Поиграем в репку»

    Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.

    Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка), черный (Жучка), белый (кошка), серый (мышка).

    Ход: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».

    Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.     

                                                               

    «Помоги Колобку»

    Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.

    Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

    Ход: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите ребенка придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут ребенку придумать интересную историю.

     «Старая сказка на новый лад»

    Цель: Развитие речи, воображения, творческого мышления.

    Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

    Ход: Взрослый вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

    Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как повели бы себя? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.                                                           

     «В мире сказок»

    Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.

    Оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36маленьких карточек с такими же изображениями.

    Ход игры: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале взрослый должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.

    Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.

     «Назови героев сказки»

    Цель игры: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки.

    Ход игры:

    «Это простая ложка –Котова,

    Это простая ложка –Петина,

     А это не простая, точёная, ручка золочёная, -моя. Никому её не отдам!»

    (Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)

    «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

    (Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)

    «Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».

    (Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»

    «Я назову, а вы продолжите».

    Цель игры: Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

    Ход игры:

    Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

    Сестрица - (Алёнушка)

    Братец - (Иванушка)

    Баба - … (Яга, костяная нога)

    Красная (шапочка)

    Муха - … (Цокотуха)

    Крошечка – … (Хаврошечка)

    Царь … (Салтан)

    Царевна - … (лягушка)

    Сивка … (бурка)

    Финист - … (Ясный сокол)

    Никита … (Кожемяка)

    Серебряное … (копытце)

    Цветик - … (семицветик)

    Илья … (Муромец)

    Добрыня … (Никитич)

    Соловей - … (разбойник)

    Василиса … (Прекрасная)

    Царевич … (Елисей)

    Мальчик … (с пальчик)

    Конёк – (Горбунок)

    Гадкий … (утёнок)

    «Сказочный теремок»

    Цель: Развитие связной речи, воображения и творческого мышления.

    Оборудование: книги или сюжетные картинки (хорошо знакомые детям)

    Ход игры: Дети судят полукругом.  Взрослый предлагает детям посмотреть на книги и сюжетные картинки к сказкам (2-4 книги) и говорит, что в теремке живут герои этих сказок. С помощью считалки выбирается водящий- Хозяин «Теремка»

    Он показывает детям книги или сюжетные картинки со сказками и приглашает в свой теремок: «Приходите, гости дорогие, расскажите мне о моих сказочных жителях». Один из детей рассказывает о каком-либо сказочном герое, не называя его. Водящий должен угадать, о каком герое идет речь и из какой он сказки. Затем водящий становится тот ребенок, который рассказывал.

    «Бусы из слов»

    Цель: Развитие связной речи, определение последовательности событий.

    Оборудование:3-4 книги со сказками

    Ход игры: Дети смотрят книги, вспоминают название сказок. Перед детьми раскладывается веревка (канат). Взрослый предлагает составить бусы из героев сказки. Первый ребенок называет любого героя и становится около веревки. Второй ребенок называет другого героя из этой же сказки и встает рядом с первым, и т.д. Затем раскладывается вторая веревка и составляется бусы из другой сказки. В конце игры можно сравнить у кого длиннее бусы.

    «Козлята и зайчик»

     ЦельРазвитие связной речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.

    Оборудование: книжка «Волк и семеро козлят», настольный театр или фланелеграф.

    Игровое правило: внимательно слушать собеседника

    Ход игры: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

     «Если бы ты попал в сказку»

    Цель: Развитие связной речи, воображения и творческого мышления.

    Оборудование: микрофон.

     Ход игры: Дети садятся на ковре, образуя круг. Выбирается ведущий. Он играет роль журналиста, который с микрофоном подходит к кому- ни будь из детей и задает вопрос: «Если бы ты попал в сказку «Репка», что бы ты сделал с репкой, после того как её вытащили герои сказок?», «Кем из героев сказки «Колобок» ты захотел бы стать?», «А как бы ты Маше помог убежать от медведя к дедушке и бабушке?». Если ребенок, к которому обратился «Журналист», не готов ответить на вопрос, он задает этот вопрос другому ребенку. Когда дети знакомятся с игрой, роль журналиста выполняет взрослый.

    «Шкатулка со сказками»

    Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

    Оборудование:8 –10 различных фигурок, коробочка.

    Ход игры: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки.  Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 –3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребёнок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом

    «Радио»

    Цель: Развитие связной речи детей, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

    Оборудование: микрофон

    Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

    Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

    «Почемучка»

    Цель: Развитие связной речи, воображения и творческого мышления.

    Оборудование: книга «Мойдодыр» К. Чуковского (книга может быть любая)

    Ход игры: игра проводится после слушания какого-либо произведения (например, Мойдодыр). Дети сидят на ковре. Выбирается ведущий – «Почемучка», которому взрослый дает мяч. Почемучка подходит к кому- ни будь из детей, передает ему мяч и задает вопрос по сюжету сказки («почему от мальчика убежало одеяло?»), ребенок с мячом в руках отвечает на вопрос, затем он становится почемучкой и так же задает вопрос следующему ребенку. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос или придумать вопрос, он просто передает мяч любому играющем 

    Список литературы:

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2007г.-260стр

    2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. Сада-2-е изд. — М: Просвещение, 1991 — 160 с.

    3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -
    М.: Просвещение, 2003 - 98 с..

    4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

    5.  Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - Пособие для практических работников ДОУ. — 5-е издание. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 176 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста...

    Методическая разработка «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

    АктуальностьВ соответствии с современными тенденциями развития образования, а также с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника...