РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ (КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА)
консультация по логопедии

Макушева Валентина Владимировна

Младенец, появившись на свет, не обладает врождѐнным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определѐнный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребѐнком слышимой им речи. При этом большую роль играет речемыслительная деятельность ребѐнка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребѐнка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Если в силу каких либо причин имитационная или речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребѐнка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести. В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи. а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки; б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребѐнка. К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребѐнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребѐнка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, всѐ и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребѐнка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям. Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребѐнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания. Словарь для справок Фонематическое восприятие — способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребѐнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению. Моторика артикуляционного аппарата — возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нѐба и др.) в полном объѐме, с достаточной силой, точностью и скоростью. Зрительный гнозис — возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения. Если у ребѐнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребѐнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребѐнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребѐнок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребѐнка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному, со временем все задания, требующие от ребѐнка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребѐнок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребѐнка, когда он без посторонней помощи, сам достаѐт нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребѐнку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon roditelyam_na_zametku.pdf536.81 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Консультация для родителей "Когда необходима консультация логопеда?"

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:— маленький словарный запас ребенка;— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;— за...

Родителям на заметку: "Когда нужна консультация логопеда?"

У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные родители начинают рано проявл...

Родителям на заметку: в каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.

Учителя-логопеды часто сталкиваются с запущенными речевыми проблемами, когда для их устранения требуется длительное время. Как правило, к логопеду начинают обращаться в 5 – 6 лет. Бытует мнение ...

Родителям на заметку! Советы логопеда.

Родителям на заметку! Советы логопеда....