Сборник упражнений по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста «Живые звуки»
картотека по логопедии (старшая группа)

Супрун Анастасия Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

станицы Новопокровской,

Муниципального образования Новопокровский район

 

Сборник упражнений по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста «Живые звуки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

 

 

 

УДК 376.37+373

 

Рецензент: Алдакимова Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

 

Сборник упражнений по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста «Живые звуки»

 

Автор и составитель: Супрун Анастасия Ивановна – 2022

 

 

В сборник вошли методическая разработка и картотека логоритмических музыкально-игровых упражнений для детей дошкольного возраста, сочетающая активную терапию для дошкольников старшей группы, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Автор-составитель Супрун Анастасия Ивановна музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 станицы Новопокровской Муниципального образования Новопокровский район.

Сборник предназначен для музыкальных руководителей, педагогов, учителей-логопедов ДОО, а также родителей детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, также может востребован педагогами дополнительного образования и родителями при работе в направлении развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

Введение

 

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Методика воспитания детей средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи ребенка. Четкое произношение ритмического текста и простых для запоминания фольклорных потешек с движением, а затем — исполнение под музыку не только формируют правильное произношение ребенка, но и развивают музыкальный слух, воображение. Речевой материал, эмоционально окрашенный и закрепленный движением под музыку, воспринимается ярче, быстрее и эффективнее. Игры и упражнения, основанные на музыкальной, речевой и двигательной деятельности ребенка, стимулируют его психическую и мыслительную деятельность. При этом ставятся следующие задачи обучения и воспитания детей.

1. Развивать речь дошкольника:

- развивать общеречевые навыки;

- активизировать словарный запас;

- развивать мелкую моторику.

2. Развивать музыкальность:

- развивать способность воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание;

- развивать музыкальную память и слух;

- развивать чувство ритма.

3. Развивать двигательные навыки:

- развивать координацию движений, умение свободно двигаться и ориентироваться в пространстве;

- формировать красивую осанку и походку;

- обучать основным видам движений (ходьба - высокий шаг, легкий бег на носочках, прыжки и т. п.);

- обучать основным танцевальным движениям («пружинка», выставление ноги на пятку, сочетание хлопков и притопов и т. п.).

4. Развивать психические процессы:

- развивать восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать эмоциональную сферу, умение выражать эмоции в мимике и пантомиме.

5. Развивать творческое воображение и фантазию:

- учить двигаться в соответствии с музыкальным образом того или иного персонажа.

6. Развивать нравственно-коммуникативные качества ребенка:

- вызывать желание солировать;

- формировать доброжелательное отношение к сверстникам.

Вот некоторые принципы обучения логопедическим музыкально-игровым упражнениям.

1. Обязательное закрепление и повторение речевого материала игры с правильным произношением на различных занятиях, в том числе на логопедических.

2. Последовательное разучивание репертуара с учетом сложности упражнения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3. Необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, физиологических особенностей.

4. Разучивание должно проходить в атмосфере радости и интереса со стороны детей.

5. На каждом занятии ставятся новые задачи для поддержания интереса у детей.

6. Обучение движениям с музыкой должно носить игровой характер.

7. В работе с детьми используются разнообразные предметы, игрушки, маски, костюмы.

8. Постоянно стимулировать творческую самостоятельность детей, предлагать творческие задания, стимулировать желание солировать.

9. Неоднократно повторять выученные упражнения с детьми, что способствует в дальнейшем желанию детей использовать эти упражнения в самостоятельной деятельности.

Таким образом, логоритмические музыкально-игровые упражнения в дошкольном возрасте служат для познания ребенком окружающей действительности, а также являются его речевым и музыкальным самовыражением.

Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность. Вовлечение детей в сюжет является для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.

В предложенный сборник вошел комплекс заданий, упражнений, сгруппированных по месяцам, которые предназначены для обучения детей 4-6 лет с нарушениями речи, сохранным слухом и интеллектом.

Целью выполнения данных логоритмических упражнений является развитие речи и музыкальных способностей детей путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • формирование и развитие слухо-зрительно-двигательной координации.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Основа занятий разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Психомоторная и речевая нагрузки в ходе занятия осуществляется учетом возрастных особенностей детей. Равномерность распределения материала достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

Разделы занятий разнообразны по форме и представляют собой совокупность средств эмоционального, музыкального, двигательного и речевого воздействия.

Данная модель логоритмики, характеризуется широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.

 

 

1. Методические рекомендации учителям-логопедам и педагогам по проведению логоритмических занятий

Продолжительность занятий – от 20 до 30 мин.

Количество детей в подгруппах – 5-6 чел.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в утренние часы.

3 части логопедического занятия:

1) подготовительная (вводная) часть (5-7 мин) - включает в себя упражнения, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке: различные виды ходьбы и бега (на носках, на пятках, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений и с перестроением и т.д.);

2) основная часть (15 мин) – включает в себя 3-4 элемента занятия по логоритмике;

3) заключительная часть (5-7 мин) – в нее входят игры на развитие мимических и пантомимических движений, п/и, игры-драматизации, музыкальные игры-драматизации.

Дыхание. Развитие дыхания на занятиях по логоритмике

Дыхание является основой жизнедеятельности человека. Дыхательная рефлексия является основным из безусловных рефлексов человека, запускается сразу после рождения.

3 Вида дыхания:

1. верхнегрудной (ключичный) – дети от 2 до7 лет. При верхнегрудном дыхании активно участвует верхнеключичный пояс и легкие, забор воздуха осуществляется с помощью рта.

2.смешанный тип дыхания – в равной степени активно участвуют и мышцы верхнегрудного пояса и мышцы живота (диафрагма) – дети от 7 лет и старше и взрослые.

3. диафрагмальный тип дыхания (профессиональный) – присущ детям от рождения до 2 лет и для певцов и артистов.

Упражнения на дыхание проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.

Цель упражнения — способность нормализации деятельности периферичных отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способ-ют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (повороты вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты).

Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох и т. д.

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш, ф, х), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из 3-5 слов. Удлинение фразы требует более длит-го выдоха.

Пение. Развитие вокальных и хоровых навыков на занятиях по логоритмике

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческая интонации, слухового и мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музык. звучание, но всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положит. Воздействие на лиц с разного рода речевыми нарушениями. Органическим эл-том песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога — слог и т. д. Воспринимая последовательность, организованность мелодии и речи, он чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшается отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения.

Приступая к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон, затем он напоминает, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. При подборе певческого материала педагог должен учитывать возраст возможности певческого диапазона. Так, например: для 2—3 лет — ми — ля; 3—4 лет — ре — ля; 4—5 лет — ре — си; 5—6 лет — ре — си, иногда до 2 второй октавы; б—7 лет — ре — до2, до второй октавы.

Воспитывая вокальные навыки, педагог следит, чтобы они пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Дикция четкая и ясная. Все это формируется постепенно, в зависимости от успехов логопедического воздействия.

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными тональностями, на которых, естественно, воспроизводится постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. Мелодия песни не должна превышать звука до 2 октавы, в ней нежелательны большие интервалы, иначе трудно сохранить интонацию при скачке. Имеет значение длина фразы — на одном дыхании следует петь не более двух тактов по 4/4. Удобна мелодия, построенная сверху вниз, так как дыхание в начале пения сильнее, воздуха больше, а от силы дыхания зависит качество звучания голоса. Если конец фразы по мелодии ниже, то петь легче, так как дыхание делается слабее.

Затем на занятии воспитываются хоровые навыки - взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль означает слитность, т. е. правильное соотношеие силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.

Вначале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее с длинными. Песни нужно подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания, осторожно вводить песни быстрые и отрывистого характера. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Так, например, фраза «Мы в обиду яблоньку не дадим» будет удачнее, чем «Песни звенят, трубы трубят». Интонация мелодии легче усваивается, если строение мелодии имеет ясную ладовую основу, т. е. если в мелодии часто встречаются звуки тонического трезвучия. Для выбора песен необходимы следующие условия: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни.

З-е лучше начинать с песни. Ее можно исполнять хором, дуэтом или подгруппами.

Существуют такие приемы обучения пению: перед слушанием песни педагог проводит беседу о ее содержании, разъясняет, раскрывает чувства, настроение, выраженные в песне. Даже его голос при пояснении музыкально окрашивается в зависимости от характера произведения. Например, тепло, ласково рассказывалось о колыбельной песне; радостно, с подъемом — о праздничном, торжественном марше; игриво, весело — о пляске. Затем педагог выразительно исполняет песню. Показывает отдельные певческие моменты: как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., используя при этом мимику, дирижерский жест. Необходимо обратить внимание поющих на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти.

Напевая тихо мелодию песни, педагог как бы настраивает поющих, затем с этой же ноты начинает петь вместе с детьми (взрослыми). На следующем занятии педагог предлагает прослушать песню в записи и исполнить ее самостоятельно.

Методическая разработка

«Вместе с мамой мы играем, упражнения выполняем»

 

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Предложенная методическая разработка «Вместе с мамой мы играем, упражнения выполняем» включает в себя:

- речевые упражнения без музыкального сопровождения.

- стихотворный материал имеет:

· разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма у ребёнка; для развития глагольной лексики; для автоматизации звукопроизношения у детей;

· определённый динамический размер, когда дети соотносят движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

· среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

· насыщенность глагольной лексикой, чтобы продемонстрировать движения;

· сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;

· стихотворный материал подобран в соответствии с возрастом, речевых и двигательных возможностей детей с нарушением речи.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. В упражнениях на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Постановка речевого дыхания осуществляется до проведения занятий по логоритмике. Упражнения, которые сопровождаются музыкой, поднимают настроение, эмоциональное состояние ребёнка.

Сочетание музыки и движения является необходимым условием в коррекции речи.

Здесь представлен материал по лексическим темам. При их выполнении у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия, чувство ритма, темпа. Стихи в форме игры учат детей координировать движения со словами, что способствует речевому развитию детей. Этот материал можно использовать на различных этапах коррекции речи и в соответствии с лексической темой.

Упражнения составлены с учётом возраста детей, особенностей речевых нарушений. Данный подход в логопедии эффективен, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям. Эти «минутки» повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение.

Дорогие и уважаемые наши мамы, хочу вам дать несколько рекомендаций по работе с Вашими детьми в направлении развития музыкальных и речевых способностей ребенка, которые позволять сформировать чувство ритма.

Идеально для этого подходят игры с палочками (например, палочки для суши). Ими можно отстукивать ритм, инсценировать стихотворения и даже рассказывать сказки… Если не оказалось дома палочек, не беда! Прекрасно подойдут и ладошки с ногами. Ритм можно и отхлопывать и оттопывать.

Задания:

1. Предложите ребенку повторить за вами определенный ритмический рисунок. Например: / // /, // //, / / /, // / //, /// /

Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.

2. Предложите ребенку воспроизвести графический рисунок (его можно выложить из подручных материалов таких как, спички или макаронины).

Проявите фантазию! Начинайте с простых рисунков: //, // //, / / и т.д.

Если ребенок справляется, задания можно постепенно усложнять.

3. Ритмы с выраженным ударением: задания, формирующие умения передавать акценты ударами и выдерживать паузы.

Примеры рисунков: // /

А) тихо-громко (короткие и длинные палочки:)

Б) с выраженным ударением: /////, ///, ///, ///

4.Отстукивание ритмов стихотворений, чистоговорок, потешек.

4. «Вы скачите палочки…».

Вы скачите палочки. – стучим двумя палочками одновременно.

Как солнечные зайчики.

Прыг – прыг, скок – скок, – стучим, скрестив палочки, друг о друга.

Прискакали на лужок,

Правой ножкой топ – топ, – правой палочкой о пол.

Левой ножкой топ – топ, – левой палочкой о пол.

На головку сели, – изобразить «рожки» палочками.

Песенку запели: Ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм, пропевая на “ля” 5.

5. «Барабанщик»

Предложите ребенку под музыкальное сопровождение побыть барабанщиком, отстукивая ритм любимых песен.

6. «Дождик».

Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

7. «Шумелки». (Развитие звукового восприятия) Насыпьте в контейнеры из-под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.

Сходите с ребенком в парк, понаблюдайте за падающими листья, походите с ребенком по опавшей листве, послушайте как она шуршит.

Предложите ребенку прослушать аудиозапись П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; Ф.Шопена «Осенний вальс».

 

Обучающие упражнения

Сентябрь

Тема «ГРИБЫ»

1. «Случай в электричке» (упражнение без музыкального сопровождения)

Едут в электричке

Волнушки и лисички   

С подружками-друзьями,

Чушками-груздями

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

А старичок боровичок,

Интеллигентный старичок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

К билету прилагаются

Четырнадцать квитанций

С названиями станций.

Дети встают друг за другом

 и двигаются за ведущим

топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи.

 

 

 

 

 

 

Контролер внимательно проверяет билет.

 

 

Сентябрь

Тема «Ягоды»

1. «Ягоды» (упражнение без музыкального сопровождения)

Клубника очень спелая

руки вытягивают вперёд от груди, разгибая в локтях, затем разводят в стороны

Выросла в саду.

Крыжовник я на кустике

наклоны туловища вперёд, поочерёдно двигая то правой, то левой рукой, сжимать пальцы в кулак и разжимать их

Ещё для вас найду.

Смородина на веточках

поочерёдно поднимать правую и левую руки, делая движения сверху вниз, шевеля пальцами.

Серёжками висит.

Роса малину балует,

руки вытянуть вперёд и развести их в стороны.

На солнышке блестит.

поднимать руки вверх (к солнышку)

 

2. Упражнения под музыку:

трек «Песня волка» (работа над звуком [У])

диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «Дождь» диск № 33 Железновых «Игровой»

трек «Во саду ли в огороде»

диск Железновых «Весёлая логоритмика»

 

Тема «Деревья, кусты, золотая осень»

Задания:

1. «Деревья» (упражнение без музыкального сопровождения)

На нашем участке

постепенно поднимают руки вверх

деревья растут,

 

Каких только видов

постепенно опускают руки вниз

не было тут: Берёза, сосна, Кипарис и каштан,

загибают поочерёдно пальцы.

Клён, тополь, катальпа, платан, Ивушки рядышком

наклоны головы друг к другу

ветки склонили,

 

Рябину, калину и вяз мы полили

имитация полива деревьев из лейки

Радуют листьями, ветками нас,

поднимают руки через стороны

Вот и окончен этот рассказ.

вверх, наклон головы вперёд

 

2. Релаксационные упражнения:  

                                     Дубы и березы                

- Какие это деревья? (дубы и берёзы)

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: «ы-ы-ы»

 

                      «Ветер и ветерок»                 

- Представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

Дети поднимают руки.

- Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

- Подул холодный ветер: с- с-с, закачались сосны.

 Дети покачиваются и машут руками.

- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются.

- Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются

3. Упражнения под музыку:

Трек «Песня ослика Иа» (работа над звуком [И])

диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «В лесу» диск №27 Железновых «5 поросят»

 

Тема «Овощи, фрукты»

1. «Овощи» (упражнение без музыкального сопровождения)

дети стоят лицом в круг

Ах, какой же урожай,

Побыстрее собирай.

 

Выкопай картошку с грядки,

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей,

Чтобы съесть их поскорей.

Срежь капусту, посоли,

 

 

 

Маму с папой угости.

Выдерни морковь, редиску,

 

Поклонись им в пояс низко.

 

Ай, какой же урожай,

 

Ты в корзину загружай.

 

правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону

имитация копания огорода

 

наклониться, правой рукой

«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом

правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево.

отвести поочерёдно руки вправо – влево

имитация выдёргивания овощей

 

выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо

руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы, руки развести в стороны, направив их движение к себе

2. Релаксационные упражнения:

«Овощи»

- Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».

 

 

3. «Фрукты» (упражнение без музыкального сопровождения)

 

К веткам мы протянем руки,

Груш сорвём мы по две штуки.

руки поднять вверх.

руки согнуть в локтях и поочерёдно

подтягивать руки к

себе, выполняя движения пальцами

Яблоки в саду созрели,

руки согнуть в локтях, сместить их

в левую сторону и пальцами показать

«круглое яблоко»

 

Сливы соком налились,

руки согнуть в локтях, сместить их в

правую сторону и пальцами показать

«овальную сливу»

Мы давно их съесть хотели,

Ну, попробуй, дотянись.

открыть широко рот и закрыть его, голову при этом поднять вверх

 

 

 

4. Упражнение на развитие мимики: «Какой на вкус?»

- Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения

5. Упражнения под музыку:

Трек «Музыкальные голосилки» (работа над звуками[А-У-И])

диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

Трек «Апельсин» диск № 21 Железновых «Десять мышек»

 

Мы делили апельсин.

Дети крутят сжатым кулаком левой руки

Много нас, а он один.

Растопыривают пальцы правой руки.

 

Поднимают указательный палец левой руки. Левая рука сжата в кулак,

Эта долька для котят.

 

отгибать пальцы правой рукой. Мизинец.

Эта долька для утят.

Безымянный.

Эта долька для ежа.

Указательный.

Эта долька для бобра,

Большой.

А для волка кожура!

Ладонь левой руки повернута тыльной стороной вверх, округлив пальцы правой руки, погладить «кожуру».

Он сердит на нас – беда!

Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнуты.

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (зубы). Пальцы «разбегаются» по столу или коленям

 

Рекомендации для родителей:

 

(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим, Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим, Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву

2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней

3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением

4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

 

 

 

 

Октябрь

Тема «Откуда хлеб пришел?»

1. «Поле золотое» (упражнение без музыкального сопровождения)

Мы едем на машине на поле золотое,

Где колосья желтые стоят дружною стеною.

ходьба перекатом с пятки на носок в среднем темпе

Машина – стоп! Конец пути.

ходьба с остановкой по сигналу «стоп»!

Дальше нужно пешком идти.

обычная ходьба

Вот дождь начался – побежали.

легкий бег

Тропинкой узкою петляли.

ходьба змейкой

По мостику мы боком шли.

ходьба приставным шагом

Опять бежали и пришли на поле

бег приставным шагом

Светлое большое, золотое!

обычная ходьба

2. «Петушок и зёрнышко» (фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова)

Петушок пшеницу серпом сжал,

дети произносят «ших, ших…», резкоскрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал,

произносить «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе, вращая кулаками перед грудью.

Обмолотил,

произносить «ты-ды, ты-ды!», ударять кулачками по коленям.

На мельницу свозил.

цокать язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи»

Ветер летит, крылья мельницы вертит.

произносить звук [У], показывая его высоту рукой.

Получалась мука хороша, легка.

произносить «п… п…», делая короткие активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают

Петушок из муки напек пироги.

руками «пекут пирожки», произнося слог [ля] Вот они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. произносить «пых… пых…»

3. Упражнения под музыку:

Трек «Лён» диск № 33 Железновых

«Игровой» Лён зеленой при горе, при крутой.

(1) Уж я *сеяла, сеяла лён,

Уж я *сеяла, сеяла лён,

Уж я, сея, приговаривала,

Сапогами приколачивала.

*(2) стлала то (3) сушила (4) я мяла (5) чесала (6) я пряла

1 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев по голове малыша

2 – поглаживаем голову

3 - дуем на головку, шейку, а если поём под «минусовку», то заменяем слово «сушила» на слово «трепала» и кончиками пальцев слегка треплем волосы

4 – «мнём» волосики

5 – чешем волосы кончиками пальцев

6 – «прядём» волосики

 

 

 

 

 

Ноябрь

Тема «Перелетные птицы»

 

Задания:

1. «Перелётные птицы»(упражнение без музыкального сопровождения)

 

Ласточка «вилочкой»

правой рукой делать сзади взмахи

хвостик покажет,

вправо – влево

Грач про жуков-носорогов

соединить указательные пальцы

расскажет,

приблизить к носу и делать движения вперёд– назад

Журавли – курлы-курлы,

движения руками вперёд,

У них журавлята малы

сложив пальцы (имитируют гнездо)

Скворец покажет свой дворец,

взмахи руками вверху

Он хозяин – молодец.

 

Соловей затянет трель,

вытянуть голову вперёд, губы трубочкой

Значит кончилась капель.

руки в стороны, плечи поднять

Птицы с юга возвратились,

машут рукой, зазывая птиц к себе

С нами рядом поселились.

прикасаются к плечу ребёнка, стоящего рядом.

Мы накормим их сполна,

вытянутой вниз рукой

Чтоб была весна красна.

«бросают крошки птицам».

 

2. Упражнения под музыку:

трек «Птички» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

 Рекомендации для родителей:

Перед игрой рассмотрите с малышом картинки с разными птицами. Для игры - предложите ребёнку взять в каждую руку платок - крыло или вырежьте крылья из цветного картона.

Вступление: «Птичка» сидит в домике (гнездышке) - на стульчике, под натянутым одеялом, и т.д.

1 куплет: «Птичка» вылетает из гнёздышка, летает по комнате, махая крыльями.

2 куплет: Птички клюют крошки - залетаем в домик и, присев, стучим указательными пальчиками по полу (или по коленям).

3 куплет: На слова «На прощание сказали...» - стоя на месте, машем крылышками (жест «до свидания»).

На слова «Мы обратно улетаем...» - бежим по комнате, машем крыльями (птички улетают).

 

 

Тема «Домашние птицы»

 

Задание:

1. «Домашние птицы» (упражнение без музыкального сопровождения)

 

Ходит важно петушок,

дети стоят в кругу, руки за спиной

Он расправил гребешок,

голову гордо поднять, ходьба с подниманием бедра

Крикнул громко ку-ка-ре-ку!

 

И повёл всех птиц на реку.

ходьба друг за другом по кругу

И индюк «болбочет» громко,

поднимать руки в стороны и опускать

Бла-бла-бла, нет индюшонка.

брови удивлённо поднять

Утка крикнула «кря-кря,

ходьба по кругу вперевалочку

Я утят веду не зря».

 

Гусь гогочет «га-га-га,

поднять голову вверх, вытянув шею

Ох, гусыня, ты строга».

грозит указательным пальцем правой руки

«Куд - куда», - кудахчут куры,

поднимать руки вверх – вниз

Вы, цыплята-балагуры.

 

Все собрались у реки,

мелкими шагами идут в круг

«Где букашки, червяки?».

поднимая руки вверх, подняв брови

 

2. Упражнение на развитие темпа и ритма: звукоподражания ( ко – ко, ко – ко – ко)

 

 

3. Упражнение на коррекцию мышечного тонуса «Цыплёнок»

Дети отгадывают загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это?

Изобразить цыпленка, сидящего в яйце.

Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

 4. Упражнения под музыку:

трек «Цыплята»диск № 27 Железновых

«5 поросят»; трек «Утята» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

Рекомендации для родителей:

Перед игрой покажите ребёнку картинки с голубями, утками, котятами. Спросите - кто это, что умеют делать, как разговаривают. В процессе беседы - «прорепетируйте» основные действия.

 «Купаются утята…» - наклоняемся, разводим руки и выпрямляемся.

«Вниз головой ныряют…» руки отводят назад, делая хвостик, выполняем наклоны (ныряем).

«А голуби на крыше…» - разводим руки в стороны, качаем руками. «Если в ладоши хлопну…» - хлопаем перед собой.

«Сразу полетят» - бегаем по комнате, машем руками, как крыльями.

«Кошка и котята очень любят спать…» - «сворачиваемся клубочком»

«Спать все они приходят…» - ползём по комнате на четвереньках.

«Ну, а теперь ребята…» - берёмся за руки, раскачиваем руками в такт музыке. Выполняем танцевальные движения.

 

Тема «Домашние животные»

(упражнение без музыкального сопровождения)

 

Задание 1.

«М у – у - у», - коровушка мычит,

кисти рук приставить к голове, выдвинув указательные пальцы, наклоны головой в стороны

Слепней, мошек отгоняя.

«Гав – гав - гав», - залаял пёс,

руки назад, соединить кисти, подняв ладони вверх

Выше хвост свой поднимая «Мяу-мяу кошка плачет»

руки перед грудью, движения вперёд – назад

Мышку в норку загоняя, «Ме – е –е - е», - заблеяла коза,

руки согнуть в локтях, вытянуть указательный палец и мизинец, выдвигая одновременно руки

«Забодаю, забодаю».

вперёд

 

2. Упражнение на развитие голоса:

звукоподражание голосом разной высоты

 

 

 

 

 

 

3. Упражнения под музыку:

трек «Конфета» (работа над звуком [Ф]) диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой трек «Два козлика», «Котята» Диск №27 Железновых «5 поросят»; трек «Наш пёс» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

Рекомендации для родителей:

Ребёнок сидит на стуле, закрыв глаза. В руках у него игрушечная собачка, а перед ним - предмет, изображающий косточку. Родители стоят перед ребёнком.

Во время 2 куплета взрослый указывает на ребёнка, который должен взять косточку. После песенки водящий открывает глаза и пытается угадать, кто взял косточку.

Угадав, лает на "воришку". Если водящий не угадал - можно повторить попытку. Водящим становится тот, кто взял "косточку".

трек «Лошадки» диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

 

 

 

Ноябрь

Тема «Дикие животные»

Задания:

«Животные леса»

(упражнение без музыкального сопровождения)

 

У - у -у-у - завоет грозно волк,

поднимают голову, губы вытягивают вперёд, произнося: «У-у-у-у».

Вот поел и тут же смолк.

имитируют жевание

Тяв – тяв – тяв – лиса кричит,

повороты головой вправо – влево,

руки перед грудью

поочерёдно сгибают и разгибают, пальцы соединены,

произносят: «Тяв -тяв-тяв».

Мышь увидит – прибежит.

бег на месте

Р – р – р - р – рычит медведь,

голову вытягивают вперёд, руки в локтях согнуты, пальцы раздвинуть, согнув в фалангах (как будто в руках мяч), произнося: «р-р-р-р».

Мёда съест и замолчит.

левая рука согнута в локте, а правой «черпает из бочки мёд»

Зайка под кустом лопочет,

присесть, руки поднять к голове, ладоши вверх (как уши зайца).

Он морковку очень хочет.

Фыр – фыр - фыр – зафыркал ёж,

поднимать плечи вверх- вниз, голова

поворачивается вправо – влево,

произнося: «Фыр – фыр - фыр»

До чего же я хорош,

согнуть руки в локтях, приблизить растопыренные пальцы друг к другу

(как будто в руках яблоки )

Яблок спелых я найду

от груди сделать движение руками вперёд

 

И ежатам отнесу.

 

 

2. Упражнения для развития голоса:

Пропевание звуков громким и тихим голосом попеременно

 

3. Упражнение на развитие мимики «Три медведя»

- Вы помните сказку «Три медведя»?

Изобразите сердитого медведя.

Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку.

Как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

4. Упражнения под музыку:

трек «Трубач» диск (работа над звуком [П]) «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «Берлога», «Зайцы» диск № 27 Железновых «5 поросят»;

трек «Зайка» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

Перед игрой покажите ребёнку игрушечного зайчика. Попросите показать ребёнка (на себе) какие у зайчика ушки, какой хвостик. Действия соответствуют тексту песни.

«Зайка прыгал...» - подпрыгиваем на месте.

«Хвостиком пошевелил» - руки отводят назад (хвостик), шевелят им.

«Ушки вверх поднял» - прижимаем руки к голове, как ушки зайчика.

«И услышал...» - шевелим ушками.

«Посмотрел по сторонам» - повороты то в одну, то в другую сторону.

«В норку прыгнул вдруг» - прыгаем вперёд и приседаем.

 

 

 

 

Ноябрь

Тема «Игрушки»

 

1. «Игрушки» (упражнение без музыкального сопровождения)

 

 

Ой, кого мы не убрали:

развести руки в стороны, согнув их в локтях

Куклу, мишку и лису.

левой рукой загибают пальцы правой руки

Мы на полки их поставим,

руки согнуть в локтях, от груди вытягивать обе руки вперёд

Я сейчас всё принесу.

 

Кукла стала улыбаться,

губы в улыбке

Мишка уж не хмурит бровь,

поднять брови

А лисичка, ну, смеяться,

улыбаться с открытым ртом

Заливаясь вновь и вновь.

 

Всё поставили на место,

развести руки в стороны, подняв ладони вверх

Ведь играли все мы вместе.

Пожимают руками перед грудью

 

 

2. Упражнение на развитие голоса: пропевание звуков ровным голосом

 

 

 

3. Упражнения под музыку:

трек «Шарик»диск № 27 Железновых «5 поросят»;

трек «Прогулка», «Карусели»

диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

«Прогулка»

Предложите ребёнку взять любимую игрушку (куклу, мишку и др.) и «пойти с ней на прогулку».

 

1 куплет: «Наших кукол мы берём…» - идём по комнате, прижимая игрушку к себе.

2 куплет: «Куколок за ручки взять…» - берём игрушку двумя руками, вытягиваем руки перед собой и танцуют с игрушкой (можно покружиться; куколка может потанцевать над головой или внизу, у пола).

3 куплет: «Куколке пора поспать…» - укачиваем игрушку, поём колыбельную (баю-бай, а-а-а).

 

«Карусели»

Для проведения игры нужен обруч (карусель). Держимся за обруч одной рукой, вторая - на поясе.

 

Куплет - идём по кругу.

Припев – бежим. При повторных проведениях - меняем руки.

 

 

 

 

 

Декабрь

Тема «Посуда»

 

Задания:

1. «Посуда» (упражнение без музыкального сопровождения)

К нам пришла Федора,

ходьба на месте

Не хозяйка, а умора,

руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу

Выпачкала всю посуду,

поочерёдно потереть ладонь о ладонь

А потом кричит: «Не буду!».

руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо-влево

Кофейник, чайник и стакан,

наклоны головы в стороны

Давно не видывали кран,

наклоны головы вперёд

Сахарница, блюдце, вилка,

наклоны головы в стороны

Ковш, молочник и бутылка,

наклоны головы вперёд

Бокал, маслёнка, самовар,

 

Как будто приняли загар.

«вытирают» лицо ладонями в стороны

Блюдо, перечница, солонка

наклоны головы в стороны

Плачут в углу тихонько

«собирают слёзы» в ладошку

Скорей бежим к водице,

бег на месте

Чтобы попить, умыться.

«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз

 

2. Упражнение на развитие звукового восприятия: «Дождик».

Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

3. Упражнение на развитие ритма: «Вы скачите палочки…».

(отстукивание ритмов стихотворений, чистоговорок, потешек)

Вы скачите палочки. – стучим двумя палочками одновременно.

Как солнечные зайчики.

Прыг – прыг, скок – скок, – стучим, скрестив палочки, друг о друга.

Прискакали на лужок,

Правой ножкой топ – топ, – правой палочкой о пол.

Левой ножкой топ – топ, – левой палочкой о пол.

На головку сели, – изобразить “рожки” палочками.

Песенку запели: Ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм, пропевая на “ля”

ДЕКАБРЬ

Тема «Мебель»

 1. «Мебель» (упражнение без музыкального сопровождения)

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

Эта мебель – просто класс!

большие пальцы вверх

 

2. Упражнения под музыку:

трек «Мальчик» диск № 27 Железновых «5 поросят»

трек «На диване» диск Железновых «Лимпопо»

Сядьте с ребёнком на мягкие подушки друг напротив друга (как на диван).

Выполняйте действия в соответствии с текстом песни.

 

 

 

ДЕКАБРЬ

Тема «Зима»

 

Снежинки серебристые летят,

поднять руки вверх, пальцы летят, летят.

 

растопырить, опуская руки вниз делать вращение пальцами

Сугробы высоченные стоят,

поднять руки через стороны

стоят, стоят.

вверх и опустить вниз

Морозы щиплют щёки,

двумя руками потирают щёки, нос, лоб

Кусают нос и лоб,

 

Ребята строят горки,

поднять руки вверх, пальцы растопырить, опуская руки, «вдавливать снег на горке»

Для Саши и Егорки,

 

Весело в снежки играют

И с друзьями не скучают.

имитация бросания снежков развести руки в стороны, показав улыбку

 

 

2. Фонопедическое упражнение «Солнышко»

 -делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим:

О-О-О-О – солнце высоко!

 

3. Упражнение на развитие мышечного тонуса «Зима».

- Какое сейчас время года? (зима)

- Покажите, что вы замерзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

 

 

ЯНВАРЬ

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

1. «Обувь»(упражнение без музыкального сопровождения)

Мы на полки обувь ставим,

поднимают поочерёдно руки вверх

А потом её считаем:

сгибают пальцы по порядку

Сапоги, кроссовки, туфли,

Шлёпанцы, сандалии в кухне,

Босоножки, кеды, боты

И высокие ботфорты,

Валенки, лапти, калоши,

Их выпачкивать не гоже.

 

 

 

 

 

повороты головы в стороны.

Посчитай, скажи ответ,

руки согнуты в локтях,

руки перед грудью, пальцы раздвинуты

Знаешь, сколько или нет?

спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны

 

2. «Одежда» (упражнение без музыкального сопровождения)

Вот заходит Мойдодыр,

ходьба на месте

У меня с ним только мир.

сжимают одну ладонь другой.

Рубашка чистая висит

руки поднять вперёд и опустить вниз

И майка впереди зашита.

сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой.

Он пальцем больше не грозит,

грозят пальцем, повороты головой в стороны

Что пальто на месте не висит.

руки поднимают вверх и опускают вниз

Шорты, брюки и халат

загибают по очереди пальцы

В шкафу на вешалке висят.

поднимают руки и опускают вниз.

Сарафан, костюм, жилет-

поочерёдно загибают пальцы

Чище в гардеробе нет.

голову поднимают вверх, повороты головы в стороны

 

3. Упражнение на развитие мимической мускулатуры «Новые кроссовки»

Надел Павел новые кроссовки.

Радость.

«Какие красивые кроссовки», - восхищались дети во дворе.

 

Восхищение.

 

Побегал Павел по лужам – смотрит, а кроссовки грязные!

 

Огорчение.

Испугался Павел, что мама будет ругать его.

 

Испуг.

Быстро почистил кроссовки, и они стали как новенькие!

 

Улыбка.

 

 

3. Упражнения под музыку:

 

 трек «Шапочка» диск № 15 Железновых «Золотые ворота »;

трек «Каблучок» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

Дети и взрослые встают в хоровод. Если игра проводится с одним ребёнком - возьмите в свой хоровод игрушки.

1 куплет: «За руки друзей берём...» - идём по кругу хороводным шагом.

Припев: «А весёлый каблучок...» - останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

 2 куплет: «Прыгай, прыгай...» - не отпуская рук, подпрыгиваем на месте.

3 куплет: «Гляньте, пальчики у нас...» - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

4 куплет: «И опять идёт, идёт...» - идём по кругу хороводным шагом

 

 

 

ЯНВАРЬ

Тема «Продукты питания»

1. «Продукты питания» (упражнение без музыкального сопровождения)

Мы приходим в магазин,

ходьба на месте

Без лукошек и корзин,

сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу

Чтобы хлеб купить, батон,

загибают пальцы правой и левой руки

Колбасу и макарон,

Сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец,

 

 

 

 

руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук

Всё купили наконец.

рукопожатие.

 

 

 

2. Упражнение на развитие звукового восприятия

«Шумелки».

Насыпьте в контейнеры из под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию.

Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.

 

 

 

 

ЯНВАРЬ

Тема «Животные севера»

1. «Кто на Севере живёт?»

По ледяной пустыне медведица идёт.

идти вперевалочку, медленно

За нею медвежата

убыстряют шаг

Торопятся вперед.

 

Трещит мороз жестокий,

обнимают себя руками

Повсюду снег и лед.

повороты с вытянутой рукой вправо-влево

По полынье холодной

 

За нерпой морж плывет.

идти, делая гребки руками

Бегут, спешат олени,

руки скрестить над головой – рога

Им виден путь едва бегут,

высоко поднимая колени

Над ними тихо кружит

бежать маленькими шажками, руки в стороны

Полярная сова.

 

2. «Зимняя дорога» речевая игра.

Едем, едем по сугробам

По заснеженным дорогам

Цок, цок, цок

 

 

отстукивать ритм кубиками «Лего»

Нарты под гору летят

 

И бубенчики звенят.

позвенеть колокольчиками

Холод, холод,

 

Стужа, стужа,

постучать ложками в стаканах

Снег пушистый

Кружит, кружит.

 

шуршать полиэтиленовыми мешочками

Мимо нас мелькают льдины

постучать в коробочки с фасолью 2 удара

День морозный, дивный

 

Ехали мы, ехали

Ехали мы, ехали.

Наконец доехали.

С горки ууууух!

Провести железной ложкой по стеклянной булке сверху-вниз.

В ямку – бух!

ударяют в крышки от кастрюль

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

Тема «Животные жарких стран»

  1. «Зоопарк» (упражнение без музыкального сопровождения)

Всех друзей я пригласил,

дети стоят по кругу, правой рукой прикасаются к груди, делая наклон головы вперёд

Парк животных посетил.

 

Жирафа видели мы там,

поднимают правую руку вверх, согнув руку в кисти

Он так понравился всем нам,

руками обхватывают плечи,

скрестив их на груди

С т – а – а - акою шеей,

поднимают правую руку вверх, длинной согнуть руку в кисти

А сам такой невинный.

руки разводят в стороны, ладони открывают

Там зебра вся в полоску,

руки сгибают в локтях, двигая руками сверху вниз, кисть сжимают в кулак,

Надела рубашку-матроску.

указательный палец выпрямлен

Прыгает ловко мартышка,

прыжки на месте с подниманием колен

Покорена ею в – о – о - он

правую руку поднести ко лбу, та вышка прикасаясь ребром.

Толстый, важный бегемот,

руки в стороны, слегка согнув в локтях, пальцы рук раздвинуты, наклоны туловища в стороны

В – о – о - т такой у него рот.

широко открыть рот.

Мы животных покормили,

вытянуть руки вперёд, ладони вверх

В детский сад к нам пригласили.

руки согнуть в локтях, прикоснувшись к груди

 

2. Упражнение для развития голоса "Ослик"

Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом).

ИА- ИА -ИА

 

 

ФЕВРАЛЬ

Тема «День защитника Отечества»

1. «Пограничники» (упражнение без музыкального сопровождения)

По порядку стройся в ряд

ходьба на месте

Пограничников отряд.

Кто шагает дружно в ногу?

Пограничникам дорогу.

ходьба на месте

Узкая дорожка на пути,

 

Нужно змейкой нам идти.

ходьба «змейкой»

Низкие ветки впереди.

 

Как под ними нам пройти?

ходьба на корточках

Высокие деревья на пути,

Выше руки потяни.

ходьба на носках

 

2. Упражнения под музыку:

трек «Слоги» (работа над звуком [З-Зь])

диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

Тема «Стройка. Инструменты»

1. «Дом и его части» (упражнение без музыкального сопровождения)

Этот дом пятиэтажный,

правая рука согнута в локте, ладонь опущена вниз, имитация поднимания по ступенькам

Он стоит красивый, важный.

руки на поясе, правую ногу ставят на пятку, голову гордо поднимают

Стены выбелены краской,

правую руку поднимают вверх, вниз (белит).

Щель замазали замазкой,

правой кистью выполняют движения сверху вниз, руку поднимать на уровень груди

Крыша точно не течёт руки

свести над головой, соединить пальцы под углом, повороты головы вправо-влево

И везде идёт учёт.

указательным пальцем правой руки проводить по ладони левой слева направо

Все подъезды заблестели,

руки поднять вверх и опустить вниз

Их ремонтом одолели.

правой рукой выполнять круговые движения.

Окна вымыли водой

Чистой, свежей, ключевой.

Лесенки все замели,

В – о - от! Порядок навели.

- имитируют подметание правую руку вытягивают вперёд.

2. «Строительные профессии»

(упражнение без музыкального сопровождения)

Высокий, тёплый строим дом

дети стоят лицом в круг поднимают руки вверх над головой, соединив кончики пальцев обеих рук

И заживём все дружно в нём.

берут друг друга за руки.

Каменщик выстроил крепкую стенку

руки согнуты в локтях, по переменно накладывают одну ладонь на другую, поднимая при этом руки вверх

Чтоб пригласить туда Геру и Ленку

указательным пальцем правой руки показывают вправо, а указательным пальцем левой руки - влево

Штукатур выравнивает стены

правой рукой выполнять

Для Алёшки и для Гены.

вращательные движения вверху

Плиточник ванную делает краше,

руки согнуть в локтях перед собой, приставлять одну ладонь к другой, ладони направлены от себя

Чтобы лучше жилось Наташе.

 

Паркетчик полы из паркета кладёт,

наклониться вперёд, ладони опустить вниз, приподнять ладони, продвигая их вперёд

Чтобы служил не один только год.

поднять руки вверх, развести их в стороны и опустить вниз

Плотник дверь поставит лихо,

поднять руки вверх, соединив кончики пальцев

Чтобы закрывалась тихо.

 

Кровельщик крышу установит,

губы в улыбке

С настроением, не хмуря брови.

дети берутся за руки и поднимают руки вверх

Получится уютный, славный дом

Будем жить с друзьями в нём.

 

руки соединены тыльной стороной перед грудью

3. Упражнения под музыку:

трек «Кольцо» (работа над звуком[Ц])

диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «Дом» диск № 27 Железновых «5 поросят»;

трек «Строим дом» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

Перед игрой детей можно спросит о том, что делают строители (мастера). Продемонстрировать подражательные движения, которые будут использоваться в игре, попросить повторить. Игра проводится в соответствии с текстом песни.

1 куплет - не отпуская рук, раскачивают ими.

Припев - начиная со слов "тара-тара.." стучат кулачком о кулачок (можно чередовать руки) и подпевают.

МАРТ

Тема «Семья» 1.

1. «Семья» (упражнение без музыкального сопровождения)

 

Мама милая, родная,

ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево-вправо

Папа тоже дорогой.

вытягивают руки вперёд.

Бабушка совсем седая,

поглаживая виски в сторону затылка

Дед уже не молодой.

поглаживание щёк вниз

Брат похаживает в школу,

ходьба на месте

А сестра лишь в детский сад,

сгибание ног в коленях

Я скажу, ребята, смело,

сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди

Что семье я очень рад.

руки от груди разводят в стороны.

 

2. Упражнения под музыку:

Трек «Цыплятки» (работа над звуками[Ц-С])

диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «Помощники» диск № 27 Железновых «5 поросят»

Трек «Мамины помощники» диск №4 Железновых «Аэробика для малышей»

Стоя в кругу, держась за руки. Раскачивают ими, стараясь попадать в такт.

Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом песни.

 

 

 

МАРТ

Тема «Профессии»

1. «Профессии» (упражнение без музыкального сопровождения)

 

Мы в профессии играем,

дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

каждый ребёнок делает шаг вперёд

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант.

руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх

Токарь, швея, продавец,

каждый ребёнок делает шаг вперёд

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

 

 

 

ходьба по кругу, взявшись за руки.

 

2. Упражнения под музыку:

Трек «Змея» (работа над звуками[Ш]) диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой трек «Портной» диск № 15 Железновых «Золотые ворота»

Тема «Транспорт»

1. «Транспорт» (упражнение без музыкального сопровождения)

Поезд по рельсам быстро мчит,

топают ногами, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки

«Ту-ту-ту», – кричит.

разгибают руки вперёд, выполняя попеременно движения

Самолёт в облаках летит,

руки в стороны, наклоны туловища вправо-влево.

«У- у- у- у», – гудит.

 

Все едут, плывут и летят,

топают ногами, разводят руки в стороны ( плывут ), машут руками вверх – вниз

Ребят до места доставить хотят.

садятся на места

 

  1. Упражнения для развития силы голоса:

Пропевание звука на длительном выдохе с усилением голоса (тихо-громко) Пропевание звуков с различной силой голоса (тихо – громко, громко – тихо и т.д.)

3. Упражнения под музыку:

Сядьте с ребёнком друг напротив друга на стульчики или подушки.

«Вот мы в автобусе сидим»- качаем головой от плеча к плечу, шлёпаем по ногам в ритме музыки.

«И из окошечка глядим» - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.

 «Глядим назад...» - смотрим из-под ладони - козырька, оборачиваясь то влево, то вправо.

«Ну что ж автобус не везёт…» - пожимаем плечами.

«Колёса закружились...» - выполняем круговые движения руками сбоку от туловища.

 «А щётки...» - качают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируя движение «дворников»).

«И мы не просто так сидим…» - «крутим руль» и бибикаем.

«Пускай автобус нас трясёт» - подпрыгивают на месте (сидя на стуле или же поднимаясь на коленях и садясь обратно).

Во время проигрыша можно бегать по комнате, «крутя руль».

 

    

 

 

 

АПРЕЛЬ

Тема «Весенние работы в поле и огороде»

1. «Инструменты» (упражнение без музыкального сопровождения)

Ух, нарубим мы дровишек

дети делают взмахи двумя руками

Топором, топориком одновременно,

имитируя рубку дров

Ух, напилим мы поленьев

поочерёдно сгибают руки в локтях

Пилочкой, пилой

то правой, то левой рукой

Ух, вскопаем мы земельку

поочерёдно сгибают то правую,

Лопатой, лопаточкой

то левую ногу в коленях, руки сгибают и разгибают в локтях

Ух, мы листья соберём

наклоны туловища вперёд, руки

Граблями, грабельками

поочерёдно сгибают в локтях от себя, к себе

Инструменты уберём

движения руками слева направо, сжимая пальцы в кулаки

И в сарай их отнесём.

ходьба на месте, руки согнуты в локтях у плеча, кисти сжаты в кулаки

 

 

 

2. Упражнения под музыку:

Трек «Печка» (работа над звуком[Ч]) диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

 

 

 

АПРЕЛЬ

Тема «Космос» 1.

«Будем космонавтами» (упражнение без музыкального сопровождения)

Вот выходит на парад                                    дети маршируют

Наш космический отряд.

Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.                              выполнять по тексту

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

Раз прыжок, два – прыжок,

Ногу ставим на носок.

И опять шагаем,

Руки поднимаем.

 

2. Упражнения под музыку: Трек «Гуси» (работа над звуком[Г]) диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

 

 

 

АПРЕЛЬ

Тема «Рыбы» 1.

1. «Рыбка» (упражнение без музыкального сопровождения)

Рыбка плавает в водице,

дети качаются из стороны в сторону

Рыбке весело играть.

дети покачивают ладошками из стороны в сторону

Рыбке весело играть.

 

Рыбка, рыбка, озорница,

грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать.

выполняют хватательные движения

Рыбка спинку изогнула, «мостик»

Крошку хлебную взяла.

делают хватательные движения обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

сложить руки за спиной «хвостик»

Рыбка быстро уплыла.

легкий бег на месте

 

2. «У моря» фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова

К берегу бежит волна.

дети произносят «ш-ш-ш…»

Ударяется она.

произносить «бл-бл-бл…»

Чайки над морем летают.

произносить коротко «а, а, а…»

Поднимается волна.

пропевают «у-у-у…»

Падает на берег.

Произносят «у-ух!»

первый слог-низким голосом, а второй - высоким

3. Упражнение на развитие силы голоса:

пропевание звуков на длительном выдохе (громко – тихо)

 

 

4. Упражнения под музыку:

Трек «Овечка»(работа над звуком[Б])диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «Золотая рыбка» диск № 15 Железновых «Золотые ворота »

 трек «Ракушки» диск № 27 Железновых «5 поросят»

Пять маленьких ракушек:

Скорее посмотри.

Пальцы левой руки разомкнуты, ладонь чуть повёрнута в сторону (на ребро), смотрит вниз.

«Фшшшших» волна сказала - рука - волна.

Махнуть, поглаживая левую. Загнуть большой и указательный пальцы.

Осталось только три.

Три маленьких ракушки

лежат в морской траве.

«Фшшшших» волна сказала - …загнуть средний палец.

Осталось только две.

Две маленьких ракушки, опять бежит волна.

«Фшшшших» волна сказала - ...загнуть безымянный палец.

Ракушечка - одна.

Последняя ракушка

Лежит перед тобой.

«Фшшшших» волна сказала - ...загнуть мизинец.

Нет больше ни одной.

 

 

 

трек «Рыбки» диск № 21 Железновых «Десять мышек»

 

 

 

МАЙ

Тема «День Победы»

Задания: 1. «Моряки» (упражнение без музыкального сопровождения)

В День Победы, утором рано,

Выйди в город, погляди:

По улице шагают ветераны.

дети маршируют на месте

С орденами на груди.

идут и показывают «ордена» на груди

И танкисты, и артиллеристы,

останавливаются, загибают пальцы на руке

И ракетчики, и пехотинцы,

И моряки.

 

Ну-ка. Моряки, выходите живее

дети делают шаг вперед, танцуют

Да танцуйте веселее.

пружинку,

родители хлопают в ладоши

 

2. «Барабанщик» упражнение на развития ритма

Предложите ребенку под музыкальное сопровождение побыть барабанщиком, отстукивая ритм любимых песен.

3. Упражнения для развития речевого дыхания «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Тема «Школа.

Школьные принадлежности»

1. «Школа» (упражнение без музыкального сопровождения)

Я шагаю в первый класс -

ходьба на месте.

Это раз. Зелена вокруг трава – Это два.

руки согнуты в локтях, поочерёдно разводить руки от себя в стороны

Ты на форму посмотри - Это три.

провести тыльной стороны ладони от плеча вниз

А четыре – всё в порядке.

движение правой рукой вперёд, подняв большой палец вверх

Пять – не забыл ничего взять.

постучать по бокам руками

Шесть – ручки и тетради есть.

сгибать правой рукой пальцы левой руки

Семь – я школьник совсем.

правой рукой прикасаемся к груди ладонью

Восемь – лень отбросим.

руки движутся от себя

Девять - в лучшее верить.

руки поднять вверх, глаза поднять вверх

Десять – сентябрь отличный месяц

руки развести в стороны

 

2. Упражнения под музыку:

трек «Голы»(работа над звуками [Л-Ль])диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

Тема «Санкт-Петербург, Москва»

1. «Москва» (упражнение без музыкального сопровождения)

Столица нашей Родины – Москва

руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки

Ехать очень долго – дня два.

поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх

С высокой, главной башней,

подняться на носки, поднять

С курантами на ней

руки вверх, потянуться

И с площадью огромной,

развести руки в стороны на уровне груди

С названием скромным,

руки согнуть в локтях, вытянуть

Зовётся она Красной

их вперёд

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук

Театры, памятники есть.

загнуть левой рукой два пальца правой руки

Поедим в гости мы к друзьям,

руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки

Чтоб рассказать об этом вам.

согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх

2. Упражнения под музыку:

трек «Слоги» диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

Тема «Насекомые»

1. «Насекомые» (упражнение без музыкального сопровождения)

Наступил весенний день

дети идут по кругу, взявшисьза руки

На полянке тень да тень.

 

Жук-пожарник на пожар

бег по кругу

Со всех ножек побежал.

 

А кузнечик прыг да прыг,

прыжки с подниманием бедра, руки свободны

Во-о-о-т способный ученик.

 

Гусеница проложила путь

ходьба «змейкой» друг за другом по кругу

И её нам не вернуть.

Стрекоза кружит над лугом,

кружение на месте в кругу, руками выполняют взмахи

Машет крыльями с подругой,

А у бабочки крыло,

Словно радуга цвело.

Насекомые все рады,

поочерёдные взмахи правой и левой рукой

 

руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони повернуть друг к другу

Что весну встречать им надо.

руки поднять вверх, ладони повернуть друг к другу

 

  1. Фонопедическое упражнение «Пчела» -делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж

 

5. Упражнения под музыку:

Трек «Жуки» (работа над звуком [Ж]) диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой

трек «Танец жука» диск № 15 Железновых «Золотые ворота»

«Хоть у нас есть две руки…» - крутим вытянутыми руками перед собой.

«И у нас уже готов новый танец вот жучков…» - поднимаем руки над головой, ладони прижаты друг к другу, наклоняемся вправо – влево.

«Будем хвостиком вилять» - руки отводим назад (делаем «хвостик»), виляем бёдрами.

«Извиваться, приседать...» - полуприседания.

Далее действия соответствуют тексту песни (качаем ручками и болтаем ножками, киваем головками, и т. д.) В последнем куплете танцуем, как и в 1-м. Можно придумать свои движения и показать их на 2-ю половину куплета и во время проигрыша.

Тема «Лето»

Летом весело играть,

И резвиться и скакать.

поскоки на месте

 

Солнышко с утра встречать,

руки поднять вверх, ладони повернуть друг к другу

Вечером «прощай» сказать.

правую руку поднять вверх, ладонью вперёд, покачивая рукой в стороны

В море плавать и плескаться

поочерёдное сгибание и разгибание рук на уровне груди, имитация плавания

И медузам улыбаться,

губы растянуть в улыбке

В бадминтон играть ракеткой,

правой рукой выполнять сгибание и разгибание руки в локте, пальцы сжаты в кулак, имитация игры в бадминтон

С другом съесть одну конфетку.

жевательные движения с закрытым ртом

В траве прохладной поваляться,

сесть на стул, руки вытянуть вперёд, голову положить на руки

А-а-а-х! Приятно наслаждаться.

поднять голову, сесть прямо, руки развести в стороны

 

Упражнение «Песенка лягушонка»

 Поём песенку лягушонка различной протяжённости

КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А

 

«Солнышко» - Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко. Дети имитируют расслабление.

- Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Дети напрягаются.

- Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Дети показывают расслабление и удовольствие.

Заключение

Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнений и игр. Малыши очень подвижны и воспринимают музыку более ярко и эмоционально именно через движение.

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию детей, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Я уверена, что благодаря доброму отношению к ребенку, терпению, большому труду, ребенок будет развиваться своевременно и без особых проблем.

 

Словарь терминов

Глиссандо — прием звуковедения при пении, когда голос быстро и легко скользит от нижнего звука к верхнему и наоборот.

«Змейка» — движение за ведущим. Дети строятся в колонну за ведущим, взявшись за руки или не держась за них. Ведущий идет, делая повороты произвольно, «рисуя» прихотливые узоры. Ведущий должен помнить, что повороты направо и налево долж­ны чередоваться. Остальные дети должны точно повторять рисунок, диктуемый ведущим, иначе «змейка» постепенно вытянется в обыкновенную цепочку.

«Пружинка» — на «раз и» — ноги сгибаются в коленях, и выполняется маленькое приседание с последующим возвращением в и.п. Колени при этом слегка разводятся в стороны. На «два и» — повторение. Спина — прямая.

«Фонарики» — руки согнуть в локтях, поднять кисти вверх и вращать ими то в одну сторону, то в другую, пальцы раздвинуты, тактильный. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование уме­ний и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

Использованная литература:

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: ООО «ГНОМиД», 2009.
  2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. –М.: «ГНОМиД», 2009.
  3. Генденштейн Л.Э. и Мадышева Е. Л. Энциклопедия развивающих игр. М., 1998 г.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. “Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать”, 1997, Ярославль, “Академия развития”)
  5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., Творческий центр, 2004
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие дляродителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1996. - 208 с., ил.
  7. Никитина А. Пальчиковые игры и логоритмические упражнения для развития речи детей 6-7 лет. Инфра-М:, 2022
  8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика Спб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  9. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. - 94 с.
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Воронеж, «Институт практической психологии», 1997-320 с. 8. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии.)
  11. https://docplayer.ru/45672290-Palchikovaya-gimnastika-dlya-mladshihshkolnikov.html
  12. http://gimnastikasport.ru/detskaya/artikuljasionnaja/mimicheskaja.html
  13. https://logoznanie.ru/roditelyam/netraditsionnye-t... https://mylektsii.ru/11-61025.html 13.http://www.2099.ru/2013/03/23/kartoteka-palchikovo...
  14. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет.-М.: ЗАО «ОЛМА МЕДИА Групп», 2008.-208с.
  15. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ООО «Гном – Пресс», 2008.

 

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_logoritmika.docx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний теремок" конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Логоритмическое занятие для детей  с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку....

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.

Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства....

Перспективный план по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Практический материал для логоритмических занятий с детьми, страдающими дизартрией....

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Конспект студии «Веселая логоритмика» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «В гостях у зимы» Подготовила воспитатель: Несминова Е. В.Задачи:1. Содействовать развитию двигательных, слуховых, навыков.2. Содействовать развитию  ар...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».

Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...

«Сборник игр и упражнений по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.»

Подготовка ребёнка к самостоятельной жизни в обществе — одна из основных задач родителей, учителей и других взрослых, участвующих в его воспитании. И это не только умение себя вести, способность...