Согласование существительных по падежам
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Согласование существительных по падежам
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему "Согласование существительных по падежам"
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. У большинства детей отмечается нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматически правильной речи является игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игровой форме учебный материал усваивается и запоминается легче. Играть в игры весело и занимательно. Несформированность грамматического строя речи детей проявляется в неправильном употреблении существительных:
родительного падежа с предлогами - из, около, возле, из-за, из-под; винительного падежа с предлогом – через. дательного падежа с предлогами- к, по. предложного падежа с предлогами- о, в, на.
Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и является орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а значит и изменяет действие с предметом.
Приведем некоторые игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций.
Упражнение №1.
Цели: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:
С чем ведро, если в нем: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?
С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?
С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?
С чем чашка, если в ней: чай, кефир, молоко, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, компот?
Ответы ребенка: ведро с кипятком, кастрюля с кашей, банка с мукой, стакан с чаем и т.п.
Упражнение №2.
Цели: Учить ребенка правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чём заботятся люди на ферме.
Взрослый, показывая на каждый объект, вначале просят назвать его (именительный падеж существительного), а затем сказать, о ком заботятся люди (предложный падеж).
Упражнение №3.
Цели: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА.
Содержание: Взрослый показывает малышу картинку и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит малышей перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает, что за всеми животными надо ухаживать, а затем спрашивает у детей:
- За кем ухаживали дети в живом уголке?
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончание существительного в творительном падеже, а также предлог ЗА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..
Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах
Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. Тема:"В волшебной деревне." Согласование существительных и числительных в родительном падеже.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Тема: В волшебной деревне. Направление:...

Формирование окончаний существительных творительного падежа без предлога ( Тема «Части тела»)
Презентация предназаначена учителям-логопедам, воспитателям,родителям дошкольников с ОНР. Материал данной презентации поможет закрепить знания по теме"Части речи" и сформировать падежные о...
Домашние животные. Согласование существительных с притяжательными прилагательными МОЙ, МОЯ.
согласование существительных с притяжательными прилагательными МОЙ, МОЯ....

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».
Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....

Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже в старшей группе
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.«Посчитай - ка»Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.Например: Счет до 5...
