Согласование существительных по падежам
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Марущак Ульяна Анатольевна

Согласование существительных по падежам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasovanie_sushchestvitelnyh.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему "Согласование существительных по падежам"

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. У большинства детей отмечается нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматически правильной речи является игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игровой форме учебный материал усваивается и запоминается легче. Играть в игры весело и занимательно. Несформированность грамматического строя речи детей проявляется в неправильном употреблении существительных:

родительного падежа с предлогами - из, около, возле, из-за, из-под; винительного падежа с предлогом – через. дательного падежа с предлогами- к, по. предложного падежа с предлогами- о, в, на.

Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и является орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а значит и изменяет действие с предметом.

Приведем  некоторые  игры  и  упражнения,  направленные  на  формирование  предложно-падежных  конструкций. 

 

                                        Упражнение  №1. 

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  С

Содержание: Взрослый  предлагает  ребенку  посмотреть  на  картинку  и  сказать: 

С  чем  ведро,  если  в  нем:  вода,  молоко,  бельё,  снег,  мусор,  кипяток,  бумага? 

С  чем  кастрюля,  если  в  ней:  суп,  рассольник,  бульон,  картошка,  лапша,  каша,  вермишель,  борщ? 

С  чем  банка,  если  в  ней:  клюква,  капуста,  повидло,  варенье,  сметана,  мука? 

С  чем  чашка,  если  в  ней:  чай,  кефир,  молоко,  сок,  фанта,  лимонад,  кисель,  ряженка,  квас,  компот? 

Ответы  ребенка:  ведро  с  кипятком,  кастрюля  с  кашей,  банка  с  мукой,  стакан  с  чаем  и  т.п. 

 

                                        Упражнение  №2. 

 Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  предложного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  О

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  рассмотреть  картинку  фермерского  хозяйства,  перечислить  предметы  и  животных  и  рассказать,  о  ком  и  о  чём  заботятся  люди  на  ферме. 

Взрослый,  показывая  на  каждый  объект,  вначале  просят  назвать  его  (именительный  падеж  существительного),  а  затем  сказать,  о  ком  заботятся  люди  (предложный  падеж). 

 

                                         Упражнение  №3. 

 Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с предлогом  ЗА

Содержание:  Взрослый показывает  малышу  картинку  и  рассказывает,  что  в  одном  детском  саду  есть  прекрасный  живой  уголок.  Затем  он  просит  малышей  перечислить  животных,  которые  там  живут.  Взрослый  напоминает,  что  за  всеми  животными  надо  ухаживать,  а затем  спрашивает  у  детей: 

  -  За  кем  ухаживали  дети  в  живом  уголке? 

Ребенок  составляет  предложение  о  каждом  животном  в  отдельности,  четко  выделяя  окончание  существительного  в  творительном  падеже,  а  также  предлог  ЗА. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. Тема:"В волшебной деревне." Согласование существительных и числительных в родительном падеже.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Тема: В волшебной деревне. Направление:...

Формирование окончаний существительных творительного падежа без предлога ( Тема «Части тела»)

Презентация предназаначена учителям-логопедам, воспитателям,родителям дошкольников с ОНР. Материал данной презентации поможет закрепить знания по теме"Части речи"  и сформировать  падежные о...

Домашние животные. Согласование существительных с притяжательными прилагательными МОЙ, МОЯ.

согласование существительных с притяжательными прилагательными МОЙ, МОЯ....

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....

Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже в старшей группе

Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.«Посчитай - ка»Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.Например: Счет до 5...