Согласование существительных по падежам
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Марущак Ульяна Анатольевна

Согласование существительных по падежам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasovanie_sushchestvitelnyh.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему "Согласование существительных по падежам"

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. У большинства детей отмечается нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматически правильной речи является игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игровой форме учебный материал усваивается и запоминается легче. Играть в игры весело и занимательно. Несформированность грамматического строя речи детей проявляется в неправильном употреблении существительных:

родительного падежа с предлогами - из, около, возле, из-за, из-под; винительного падежа с предлогом – через. дательного падежа с предлогами- к, по. предложного падежа с предлогами- о, в, на.

Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и является орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а значит и изменяет действие с предметом.

Приведем  некоторые  игры  и  упражнения,  направленные  на  формирование  предложно-падежных  конструкций. 

 

                                        Упражнение  №1. 

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  С

Содержание: Взрослый  предлагает  ребенку  посмотреть  на  картинку  и  сказать: 

С  чем  ведро,  если  в  нем:  вода,  молоко,  бельё,  снег,  мусор,  кипяток,  бумага? 

С  чем  кастрюля,  если  в  ней:  суп,  рассольник,  бульон,  картошка,  лапша,  каша,  вермишель,  борщ? 

С  чем  банка,  если  в  ней:  клюква,  капуста,  повидло,  варенье,  сметана,  мука? 

С  чем  чашка,  если  в  ней:  чай,  кефир,  молоко,  сок,  фанта,  лимонад,  кисель,  ряженка,  квас,  компот? 

Ответы  ребенка:  ведро  с  кипятком,  кастрюля  с  кашей,  банка  с  мукой,  стакан  с  чаем  и  т.п. 

 

                                        Упражнение  №2. 

 Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  предложного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  О

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  рассмотреть  картинку  фермерского  хозяйства,  перечислить  предметы  и  животных  и  рассказать,  о  ком  и  о  чём  заботятся  люди  на  ферме. 

Взрослый,  показывая  на  каждый  объект,  вначале  просят  назвать  его  (именительный  падеж  существительного),  а  затем  сказать,  о  ком  заботятся  люди  (предложный  падеж). 

 

                                         Упражнение  №3. 

 Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с предлогом  ЗА

Содержание:  Взрослый показывает  малышу  картинку  и  рассказывает,  что  в  одном  детском  саду  есть  прекрасный  живой  уголок.  Затем  он  просит  малышей  перечислить  животных,  которые  там  живут.  Взрослый  напоминает,  что  за  всеми  животными  надо  ухаживать,  а затем  спрашивает  у  детей: 

  -  За  кем  ухаживали  дети  в  живом  уголке? 

Ребенок  составляет  предложение  о  каждом  животном  в  отдельности,  четко  выделяя  окончание  существительного  в  творительном  падеже,  а  также  предлог  ЗА. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. Тема:"В волшебной деревне." Согласование существительных и числительных в родительном падеже.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Тема: В волшебной деревне. Направление:...

Формирование окончаний существительных творительного падежа без предлога ( Тема «Части тела»)

Презентация предназаначена учителям-логопедам, воспитателям,родителям дошкольников с ОНР. Материал данной презентации поможет закрепить знания по теме"Части речи"  и сформировать  падежные о...

Употребление существительных винительного падежа с предлогом ПОД.

Презентация поможет детям познакомитьсяи научиться использовать в речи педлог под...

Конспект открытого занятия по теме: «Зима. Активизация предметного словаря. Склонение существительных по падежам».

Занятие с использованием электронных образовательных ресурсов.Форма проведения: индивидуальная.Тема: ««Зима. Активизация предметного словаря. Склонение существительных по падежам.».Ц...

Склонение существительных по падежам.

Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменение по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Этот раздел программы по разви...

Закрепление образования лексико-грамматических категорий и изменение существительных по падежам.

Наиболее характерной для дошкольников формой обучения является игра. В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственных усилий.Для закр...