Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дмитриева Любовь Никитична

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_lyubovi_nik..doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Условия и организация проведения дидактической игры.

  1. Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах.


  1. Условия и организация проведения дидактической игры.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие   у   педагога   определенных   знаний   и   умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность   проведения   игры.   Это   обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и
    участником,   и   руководителем   игры.   Педагог   должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать   давления,   выполнять   второстепенную   роль,
    незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Необходимо   оптимально   сочетать   занимательность   и обучение.   Проводя   игру,   педагог   должен   постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру     их     превращает     форма     их проведения эмоциональность, легкость, непринужденность.
  5. Средства    и    способы,    повышающие    эмоциональные отношения детей к игре, следует рассматривать не как самоцель,     а     как    путь,     ведущий     к    выполнению дидактических задач.
  6. Между   педагогом   и   детьми   должна   быть   атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией. Прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделить особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. По возможности  надо  стремиться,  чтобы   в  игре  участвовал  каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим этапом является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание на проявления поведения детей и качеств их личности в игре; как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно надо демонстрировать детям их достижения.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается с другими формами обучения и воспитания.

II. Приемы и виды работ по усвоению согласования существительных с числительными.

Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется
несформированностью     всех     ее     компонентов: фонетико- фонематической; лексической и грамматической. Для грамматического строя речи таких детей характерно неумение образовывать новую форму слова, неправильное употребление окончаний, неточное использование или отсутствие в речи предлогов и т.д.

Такой аграмматизм, как отсутствие правильного согласования числительных с существительными просматривается при ОНР у всех детей без исключения.

Мой опыт работы по подготовке детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопедических групп детского сада позволил разработать и апробировать ряд приемов и дидактических игр:

1. Д/И «Чего не стало» (усложненный вариант). Для формирования навыков согласования существительных с числительными в родительном падеже.

На доске выставляется ряд /четыре, пять/ картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов, или на столе ставятся группы однородных предметов /чашки, тарелки.../. Сначала дети называют выставленные картинки или предметы. Потом закрывают глаза.  Логопед убирает одну из картинок или  группу однородных предметов. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек. Материалом для игры служат картинки с изображением того или иного количества однородных предметов /от двух до десяти/.

2. Д/И «Нет или много?» /«Путаница»/.

Перед началом игры детям раздаются фишки. Логопед задает детям вопросы типа: «В раздевалке есть варежки?» или «В кухне есть подушки?», «В кровати есть ложки?». Дети предупреждаются, что слушать надо очень внимательно и в ответе сказать слово «Нет» или «Много». Дети должны отвечать быстро и полным ответом. Например, «В буфете много вилок» или «В кухне нет подушек». Тот, кто допускает смысловую ошибку или ошибается в окончаниях, штрафуется на одну фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры остаются все фишки. Нелепость некоторых вопросов вызывает положительную, эмоциональную реакцию у детей, и игра проходит живо и интересно.

3. Использование материала художественной литературы.

Например,     после     разучивания     с     детьми     стихотворения С.Михалкова «Андрюшка»

/ Лежали на полке, стояли на полке, Слоны и собаки, верблюды и волки, Пушистые кошки, губные гармошки, И утки, и дудки, и куклы-матрешки./

дети по выставленным на доске картинкам /собаки, кошки, губные гармошки, утки, дудки, матрешки/ отвечают на вопрос: «Чего было много в магазине?», «Каких игрушек было много в магазине?».

4. Драматизация «Дежурство Незнайки».

Логопед поручает «дежурному» подготовить столы к «обеду». «Дежурный» по указанию логопеда ставит, например, 5 тарелок, 6 чашек, кладет 4 ложки, 4 вилки и 5 салфеток. А в группе - 8 человек детей.   Проводится беседа: «Кому не хватило посуды?»,   «Сколько ложек нам не хватило?» /тарелок, вилок, чашек, салфеток/.

Этот   вид   работы   предполагает   упражнение   в   употреблении числительных с существительными в родительном падеже.

Вариант:   «Украсим елку игрушками»,   «Сколько игрушек нам не хватило?»

5. Д/И «Сложи сам».

Детям раздается по 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника и 4 кружка. На доску вывешиваются рисунки с образцами фигур, сложенных из подобных форм /домик, машина, башня, елочка, лодка/. Детям предлагается из имеющихся у них геометрических форм сложить любую из предложенных фигур. Сложив фигуру, дети отвечают на вопрос «Из чего ты сложил машину?» - «Я сложил машину из четырех квадратов и двух кружков».

Помимо речевых задач при выполнении этого упражнения закрепляются некоторые геометрические понятия и тренируются навыки конструктивной деятельности.

6. Д/И «Цветные тележки».

Детям раздаются геометрические формы разного цвета. Усложнение задания связано с употреблением согласованного прилагательного. После ответа на вопрос «Из чего ты сложил тележку?», детям предлагается по устному образцу ответить на вопрос, обозначив цвет геометрических форм. Например, «Я сложил тележку из трех красных квадратов и из двух синих кружков». Подобное упражнение может быть проведено с пирамидкой, елочкой и др. предметами.

7. Д/И «Сложи узор».

Детям раздаются разноцветные пластмассовые геометрические формы: кружки, квадраты, прямоугольники, овалы. На доске вывешивается образец несложного цветового узора или орнамента, который можно сложить из данных форм. При рассматривании узора логопед объясняет, что его надо складывать из трех красных треугольников и из пяти желтых овалов. Дети на столе складывают узор и говорят, из чего они его сложили. Новый узор дети молча рассматривают и, самостоятельно сложив его, рассказывают из чего они его сложили, называя каждый раз цвет и количество геометрических форм.

8. Д/И «Чего не хватает на рисунке?»

Детям показываются рисунки типа «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках - стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т.д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например, у стула не хватает двух ножек и т.п.

9. Составление предложений по демонстрации задач с употреблением родительного дательного падежей числительных.

По демонстрации дети составляют предложения, употребляя числительные и действия с приставкой ПРИ - приплыла, прискакала, пришел, прибежал, прилетел, отработанные на занятиях по развитию речи.

Сначала нужно отработать предложения на пяти однородных предметах. Например: «К двум бабочкам прилетела одна бабочка, стало три бабочки».

Этот прием можно провести в виде дидактической игры «Открой ключом ворота». На ключах у детей изображена картинками задача. Ребята рассказывают свою задачу и «открывают» ворота ключом, прикасаясь к замку. Если задача была решена правильно, раздается звуковой сигнал /металлофон/. Можно проходить в ворота.

10. Лото «Было - стало».

На больших картах у детей изображено различное количество одинаковых предметов, на маленьких карточках у логопеда - такие же одинаковые предметы. Логопед предъявляет детям маленькие карточки. Ребенок, у которого на большой карте такие же предметы, как на карточке логопеда, берет эту карточку, кладет на большую карту и говорит: «У меня было 4 книги, а стало 5 книг», а при сборе картинок дети говорят иначе: «Было 5 книг, а стало 4 книги».

11. Лото «С кем?»

Игра используется для тренировки употребления творительного падежа количественных числительных.

На больших картах изображены разные детеныши /два котенка, три щенка, четыре зайчонка/. На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Логопед предъявляет им маленькие карты. Ребенок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их мамы и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».

12. Д/И «Что с  чем? » /творительный падеж/

На столе лежат разные предметы группами по 4 штуки, стоят: коробка, ящик и лежит пакет. Логопед на глазах у детей кладет в пакет два грибка, в коробку - три картинки, а в ящик - четыре кубика. Меняет коробку, пакет и ящик местами и предлагает детям вспомнить, что с чем /с чем пакет, с чем коробка, с чем ящик/. Отвечая, дети должны указать количество предметов в пакете, в коробке, в ящике. Например: «Пакет с двумя грибками, ящик с 4-мя кубиками» и т.д. Тот, кто правильно вспомнит все и не ошибется в окончаниях, получает фишку.

Кроме решения речевых задач, эта игра воспитывает внимание и развивает память.

13. Сказка: «Как зайчонок маму искал» /творительный падеж/

Жила - была зайчиха, у нее было три зайчонка. Однажды зайчиха отправилась за капустой и позвала с собой своих зайчат. Но один зай чонок спал и не слышал, как его мама с двумя зайчатами ушла. Проснулся зайчонок, видит - никого нет. Скучно стало зайчонку, и отправился он искать свою маму и своих братьев. Скачет зайчонок по полю и видит трех бельчат, спрашивает их зайчонок: «Вы не видели мою маму с двумя зайчатами?». «Нет», - отвечают бельчата. «Помогите мне искать мою маму», - попросил зайчонок. Бельчата согласились. И дальше зайчонок поскакал не один, а с тремя бельчатами. Бегут они по лесу и встречаются с четырьмя ежатами. «Куда это вы мчитесь?», - спрашивают ежата. «Помогаем зайчонку маму искать», - отвечают бельчата, - «пошли с нами». Ежата согласились. И побежал дальше зайчонок с тремя бельчатами и четырьмя ежатами. Видят, на полянке играют два лисенка. Зайчонок их спросил, не видели ли они его маму с двумя зайчатами. А лисята говорят: «Вон видишь на опушке три елки? За ними мы видели твою маму и братьев. Пойдем мы тебе их покажем». И все зверята дружно побежали к трем елкам, а за елками был огород, и там зайчиха с двумя зайчатами собирали капустные листья. Все обрадовались, что зайчонок нашел маму и двух братьев.

Рассказывание сказки сопровождается драматизацией с соответствующими фигурками зверей. После прослушивания сказки детям задаются вопросы типа: «Понравилась ли сказка, все ли было понятно? Кто понравился и почему?». А затем задаются вопросы, направленные на закрепление навыка образования формы творительного падежа числительных и существительных:

  1. С кем жила зайчиха?
  2. С кем она ушла за капустой?

При последующем чтении используется договаривание слов детьми с числительными.

14. Д/И «Чудесный мешочек».

Оборудование: Мешочек, обшитый разноцветными пуговицами. Различные мелкие предметы в разных количествах /овощи, фрукты, кольца, кубики, шарики и т.д./

  1. Посчитать все красные пуговицы на одной стороне, все желтые
    пуговицы на другой и сказать, сколько пуговиц насчитал ребенок.
  2. Одному ребенку достать  только  шарики,  другому - только
    колечки   и   сказать   сколько,   каких  предметов   они  достали.
    Например: 5 красных шариков, 5 пластмассовых колец.

15. Д/И «Одень малыша».

Оборудование: Для каждого ребенка лист бумаги с изображением разного количества фигурок малышей, частично «одетых». Конверты с недостающей одеждой из цветной бумаги. Пять фигурок малышей частично «одетых» - для фронтального показа с набором дополнительной одежды для них.

Ход игры: Ребенок должен сказать, сколько и какие вещи надеты. Ребенок достает из своего конверта одежду, которую нужно помочь «одеть» малышам. Например, 3 платья, 5 кофточек, 4 рубашки....

Если закрепляются сочетания существительных, имеющих только форму множественного числа, с числительными, то дети «надевают» малышам брюки, шорты, чулки, колготы... Затем ребенок должен сказать, сколько и чего не хватало.

16. Д/И «Поле чудес».

Оборудование: Круг со стрелкой, разбитый на сектора /цветы, игрушки, посуда, одежда, птицы, животные, овощи, фрукты/.

Ход игры: Считалочкой выбирают играющего, который первым будет крутить круг. После того, как круг остановился, ребенок называет номер сектора, название / «овощи», «фрукты» и т.д./ и называет, что и в каком количестве изображено на выпавшем секторе / «пять помидоров и две репки» и т.д./. После того, как ребенок правильно назвал количество предметов, изображенных на его секторе, логопед дает дополнительное задание в соответствии с названием сектора. Например: название выпавшего сектора «Посуда».


Задание: Пять чашек стояло на полке.

   Чаю налили Николке.

   Теперь же сколько чашек там?

   Подумай и ответь сам.

   /Четыре чашки/.

«Фрукты».

Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели. Два румяных наливных. Одно с кислинкой. Сколько их?

Усложнение: Назвать номер сектора, его название, сказать что, какое и в каком количестве изображено в данном секторе / «пять красных помидоров» и «две желтые репки» и т.д./. Дополнительное задание: Прочитать надпись под картинкой, правильно подобрать окончание к слову - признаку. Например: Это мяч. Он резинов... Это тарелка. Он.,   чист...

17. Д/И «Речевое лото».

Оборудование: Карточки с картинками;   на одних изображен один предмет, на других несколько /от 2 до 5 / таких же предметов.

Предлагаются различные варианты игры, от более простых до более сложных. Картинки можно подобрать на различные звуки.

Вариант 1.

Ход игры.

Логопед. Карточку получает тот, кто правильно назовет предметы на ней.

Логопед одну за другой показывает и раздает карточки, на которых изображены розы, рыбы, рамы, раки, ракеты, ромашки, рукавицы, ружья, помидоры, ведра, груши, зебры и т.д. Когда все карточки розданы, начинается игра.

Логопед. Я поймала одну рыбку. /Ставит карточку с одним предметом./ У кого есть рыбы, выставляйте карточки и считайте, сколько их.

Ребенок. А я поймал две рыбы.

Логопед. Я налила воды в одно ведро.

Ребенок. А я налил воды в три ведра.

Логопед. Я сварила одного рака.

Ребенок. А я сварил двух раков.

И т.д. до тех пор, пока не закончатся карточки.


Вариант 2. (К существительным добавляются прилагательные).

Ход игры.

Логопед. Я вымыла одну желтую раму.

Ребенок. А я вымыл три синих рамы.

Логопед. Я связала одну красную рукавицу.

Ребенок. А я связал четыре красных рукавицы.

Логопед. Я сорвала одну зеленую (или сладкую) грушу.

Ребенок. Я сорвал пять желтых (сладких) груш. И т.д.

Вариант 3.

Ход игры.

Логопед. Карточку получает тот, кто прочитает слово и правильно решит пример /записаны на обратной стороне карточки/.


                                          Заключение.

Представленные приемы и дидактические игры способствуют повышению уровня речевого развития детей. Речь детей становится более осознанной, дети будут более внимательны к речи собственной и окружающих; снижается до минимума количество ошибок при употреблении числительных в сочетании с существительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. Тема:"В волшебной деревне." Согласование существительных и числительных в родительном падеже.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Тема: В волшебной деревне. Направление:...

Игровые приемы в формировании навыков самообслуживания

Данный доклад помогает раскрыть такой вопрос, как формирование навыков самообслуживания у дошкольников....

: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке - оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по...

«Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке - оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по...

Игра "Перевертыши" на развитие навыка согласования существительного с числительным.

Игра "Перевертыши" на развитие навыка согласования существительного с числительным. Можно использовать для занятий на дифференциацию звуков [ л ], [ р ].Описание игры: Ребенку надо посчитать...