Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР 3 уровня
картотека по логопедии (средняя группа)

Дмитриева Мария Дмитриевна

 

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, с сильно отстающим грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

-«Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.

-«Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).

-«Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).

-Игра «Скажи наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.

-Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.

-Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.

-Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук.

-«Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекцию как можно раньше.  Логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременное обращение за консультацией к специалисту поможет избежать многих сложностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию фонематических процессов у детей с ОНР III уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, с сильно отстающим грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми с речевой патологией, условно можно разделить на несколько групп:

●    дидактические упражнения по различению смешиваемых звуков;

●    дифференциация смешиваемых звуков и соотнесение звука с буквой;

●     развитие фонематического анализа, формирование обобщающих понятий, развитие слогового и языкового анализа и синтеза;

●    закрепление звуко - буквенного анализа слов, закрепление обобщающих понятий, развитие устной речи;

●    закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.

Первая группа игровых упражнений используется на первом этапе работы, для уточнения произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.

Вторая группа игр и упражнений направлена на дифференциацию и соотнесение звука с буквой.

Игра «Назови слово и подбери букву».

Вариант I.

Оборудование: предметные картинки (шишка, сливы, зебра, жираф), буквы (ш, с, з, ж)

Цель: 1. Дифференциация свистящих и шипящих.

           2. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а к глухим звукам – звонкую пару.

Вариант II.

Оборудование: предметные картинки (топор, дятел, бочка, подсолнух), буквы (т, д, б, п)

Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.

           2. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а глухим звукам - звон кую пару.

Что общего между словами: топор, бочка, дятел? (При затруднении обратить внимание на количество гласных в словах. Подвести детей к выводу: сколько в слове гласных, столько и слогов).

Вариант III.

Оборудование: предметные картинки (ракета, муравей, наперсток, луна), буквы (р, м, н, л)

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

          2. Развитие звукового анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Подумать объяснить и доказать, что общего между этими звуками (звуки похожи тем, что они согласные, в словах бывают твёрдые или мягкие, звонкие). Выделить первый слог из каждого слова и образовать два новых слова (луна, Мура).

Вариант IV.

Оборудование: предметные картинки (космонавт, гусь, кит, художник), буквы (к, г, х)

Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.

          2. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать звонкий звук, его глухую пару. Подумать и сказать, какой звук не имеет пары. Прошу прочитать букву, обозначающую пер вые звуки слов кит и космонавт. Подвожу детей к выводу, что од на буква обозначает два звука: к и к'.

Какие два слова можно объединить? Почему? (Художник и космонавт - это профессии). Назовите профессии, в названиях которых встречаются звуки к, г, х. Укажите место звука в слове.

Третья группа игр и упражнений направлена на развитие фонематического анализа, формирование обобщающих понятий, ра витие слогового и языкового анализа и синтеза.

Игра «Помоги Незнайке».

Вариант I.

Оборудование: предметные картинки (индюк, утка, аист, осы), пустой квадратик.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

          2. Соотнесение звука с буквой.

          3. Формирование обобщающих понятий (гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подумайте и скажите, какие две картинки можно объединить. Объясните почему. Назовите птицу, название которой начинается тоже с гласного звука (аист). Составьте предложение об этих птицах, используя «маленькое слово» а. (Утка и индюк - домашние птицы, а аист - дикая).

Вариант III.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

           2. Соотнесение звука с буквой.

           3. Формирование обобщающих понятий (согласные   

               глухие).

          4. Развитие логического мышления.

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подумайте и скажите, что общего у цыплёнка и самолёта (у них есть крылья); трактора и хлеба (трактором пашут поле, чтобы просадить хлеб); трактора и самолёта (это транспорт). Назовите виды транспорта, в названии которых встречается звук т. Укажите место этого звука.

Вариант IV.

Оборудование: предметные картинки, название которых начинается с гласных букв я, ё, е, ю.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

          2. Соотнесение звука с буквой.

          3. Формирование обобщающих понятий (йотированные гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подберите слова к слоговым схемам (___________, _________, ___________.) Назовите ударную гласную. Подумайте и скажите, из каких звуков состоят гласные: я, ё, е, ю.

Четвёртая группа игр «Кроссворды» направлена на закрепление звуко - буквенного анализа слов, закрепление обобщающих понятий, развитие устной речи.

Вариант I.

Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.

          2. Закрепление обобщающего понятия (дикие животные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это дикие животные). Назовите травоядных животных. Объясните, почему их так называют. Назовите детёнышей этих животных.

Относится ли лев к травоядным? Кто он? Какие слова-признаки можно подобрать к слову лев? (Смелый, сильный, грозный и так далее).

Вариант II.

Цели:  1. Закрепление звуко - буквенного анализа.

           2. Закрепление обобщающего понятия (инструменты).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это инс рументы). Найдите два слова и выделите первые слоги этих слов. Образуйте слово, обозначающее название игры (лото). Назовите слова-действия, которые выполняют этими инструментами (клеща ми кусают, топором рубят, пилой пилят, лопатой копают).

Вариант III.

Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.

          2. Закрепление обобщающего понятия (рыбы).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это рыбы). Постройте «пирамиду» из слов-названий рыб, «положив» в основание самое длинное слово, второе покороче, третье - самое короткое.

Вариант IV.

Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа.

          2. Закрепление обобщающего понятия (птицы).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это птицы). Назовите перелётных и зимующих птиц. Объясните, почему их так называют.

Составьте предложения со словом голубь так, чтобы это слово было на первом, третьем, четвёртом месте в предложении. Вспомните правила написания предложения:

●              начало предложения пишем с большой буквы.

●              в конце предложения ставим точку.

●              слова в предложении пишутся отдельно.

Зарисуйте схемы этих предложений.

Прочитайте слова, которые «спрятались» в словах чайка-чайголубь-гол.

Пятая группа игр направлена на закрепление навыков звуко - буквенного анализа и синтеза.

Игра «Прочти слово».

 Вариант I.

 Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.

 Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.

Вариант II.

Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.

Прочитайте слово наоборот (Рим). Что это такое? (Рим - это название города, при необходимости объясняю). Вспомните и скажите, как пишутся названия городов? (Названия городов пишутся с большой буквы). Что ещё пишем с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия рек, начало предложения).

Вариант III.

Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Узнай, что испекла мама? Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить последний звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово. Поду майте и скажите, что ещё можно печь? (Хлеб, печенье, пряники). Укажите место звука п в этих словах. Что можно сказать о звуке п в словах печенье, пряники (в слове печенье звук п мягкий, а в слове пряники звук п твёрдый).

Вариант IV.

Цели: 1. Закрепление звуко - буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Узнай, кто спрятался под креслом, выделив второй звук в каждом слове. «Прочитай» слово по звукам. Соотнеси звуки с буквами. Запиши слово.

Измени один звук в слове так, чтобы получилось новое слово. Кот - кит.

Игра «Цепочка слов»

Цель: 1. Упражнять детей в определении первого и последнего              

               звука.

Ход игры. Посмотрите внимательно на картинки и составьте «цепочку» из слов. «Цепочку» мы начнём от слова со звёздочкой. Что бы продолжить «цепочку», надо выделить последний звук в этом слове (это звук к). А теперь найдите слово, которое начинается с того же звука. (Продолжить «цепочку» аналогичным образом). Ка кие слова не вошли в «цепочку»? Почему?

Игра «Найди одинаковый звук».

Вариант I.

Цель: 1. Автоматизация звука р.

          2. Дифференциация звуков р – л.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?

Вариант П.

Цель: 1. Автоматизация звука р.

           2. Развитие зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Какие картинки можно объединить между собой? (Корова, верблюд). Почему? (Потому что это - домашние животные). Назовите детёнышей этих животных. Какую пользу приносят эти животные?

Запомни и назови где, какая картинка расположена. (Корова в левом верхнем углу и так далее).

Вариант III.

Цель: 1. Выделение звука о из слова.

          2. Указание места звука.

          3. Деление слов на слоги.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. - Все ли картинки были названы? Почему?

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На три группы.

- Почему?

- В первой группе слова, состоящие из одного слога:

йод, волк; во второй группе слова, состоящие из двух слогов: шапка, циркуль; в третьей группе слова, состоящие из трёх слогов:

ножницы, мухомор.

Вариант IV.

Цель: 1. Автоматизация звука ш.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?

Назовите самые короткие слова (шар, шлем). Назовите самое длинное слово (черепаха).

Вариант V.

Цель: 1. Выделение звука и из слова.

          2. Указание места звука.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?

Что общего между дельфином и тюленем? (Жители моря).

Игра «Определи пропущенную букву».

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

          2. Формирование обобщающих понятий (гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слова по картинкам (шар, лук, сом, зонт, жук). Соотнести звуки с написанными буквами (ш-р, л-к, с-м, з-нт, ж-к). Услышать пропущенный звук, до писать букву. Прочитать слово. Назвать одним словом буквы, которые вставляли (гласные). Что объединяет эти слова? (Количество слогов).

Игра «Собери буквы в слово»

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

          2. Закрепление звуко - буквенного анализа.

Ход игры. Предлагаю детям назвать каждую из картинок, выделить в слове звуки по порядку, соотнести звуки с буквами. Собрать бук вы в слово. Прочесть слово по буквам. Подобрать слова к слоговым схемам    __ы    а__(тыква),  __о__ы__ (осы). Назвать ударную гласную в этих словах. Назвать звуки по порядку в каждом слове.

Игра «Допиши предложение».

Цель: 1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю детям прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу и соответствующей картинке словом (Трусливый, как заяц. Неуклюжий, как медведь. Сильный, как зубр). Объяснить, почему так говорят. Предлагаю назвать в дописываемых словах все звонкие (глухие) звуки. Указать ударную гласную в словах медвежонок, заяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в коррекции речи детей среднего дошкольного возраста

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям: звукопроизношение и развитие фонематического слуха,...

Рабочий план коррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов

Рабочий планкоррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов...

Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет.

Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет....

Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

В публикации говорится о коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений....

«Логоритмические игры и упражнения в коррекции речи дошкольников»

Предлагаю разнообразные логоритмические упражнения, игры для развития и коррекции речи дошкольников. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произн...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...