Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ 24.11.2022.
презентация по логопедии

Елена юрьевна Лепилова

В презентации проведен подробный обзор новой федеральной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья от 22.11.2022 года. Нозологическая группа - дети с ТНР. Автор учитель-логопед МБДОУ №64 города Иванова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) Учитель-логопед МБДОУ № 64 г. Иванова Лепилова Елена Юрьевна

Слайд 2

Программа является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее - Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее - АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 3

ФАОП разработана в соответствии с нормативными документами Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) (в ред. от 29.12.2022 г.) Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ. утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации отзо сентября 2022 г, № 874 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г. регистрационный N 53776).

Слайд 4

Особенности ФАОП Имеет статус нормативного документа. Разработана в соответствии с ФГОС ! обязательна к исполнению. Определяет единые для РФ базовые объем и содержание ДО и планируемые результаты (целевые ориентиры). МБДОУ сами разрабатывают и утверждают АОП на основе ФГОС ДО и ФАОП. Обязательная ( инвариантная ) часть -60 % должна соответствовать ФАОП Часть, формируемая участниками образовательных отношений ( вариативная часть ) – не более 40 %. Может быть ориентирована на региональную специфику, выбор парциальных программ и форм работы

Слайд 5

Структура ФАОП I. Общие положения п.1-9. раскрывают назначение ФАОП ее статус и особенности, содержание разделов. II. Целевой раздел п.10 - 11 III. Содержательный раздел п. 11 IV. Организационный раздел программы п. Содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. кадровых, финансовых, материально-технических условий. федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников. Содержит Цель, задачи и принципы программы (базовые и специфические ) Планируемые результаты. на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. Включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям. формы, способы, методы и средства реализации программы. отражает характер взаимодействия ребенка с ОВЗ с педагогическим работником и другими детьми. программу коррекционно-развивающей работы. федеральную рабочую программу воспитания.

Слайд 6

Целевой раздел Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. п. 10.1. Задачи и принципы Программы: п. 10.2.-10.3. Построена на принципах дошкольного образования Установленных ФГОС ДО. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР п. 10.3.3.

Слайд 7

Целевой раздел Планируемые результаты. п. 10.4. Представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР. п. 10.4.3. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанные Организациями должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП младшего дошкольного возраста с ТНР п. 10.4.3.1. среднего дошкольного возраста с ТНР. п. 10.4.3.2. на этапе завершения освоения Программы. п. 10.4.3.3. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Слайд 8

Целевой раздел Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. п. 10.5. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов направленны в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности с целью ее усовершенствования. Основные принципы оценки качества образовательной деятельности, уровни системы оценки качества и ее задачи по ФАОП изложены в п. 10.5.6. – 10.5.11. Программа предоставляет МБДОУ право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, в том числе, его динамики.

Слайд 9

Структура содержательного раздела ФАОП Пояснительная записка. п . 11. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях по возрастам. п.32 Взаимодействие педагогических работников с детьми п. 38 Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся.п.39 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР п. 39.3. Программа коррекционно-развивающей работы . п. 40 (с ТНР п. 43 ) Федеральная рабочая программа воспитания . п. 49.

Слайд 10

Содержательный раздел ФАОП Пояснительная записка. п. 11. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Слайд 11

Содержательный раздел ФАОП Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР С оциально-коммуникативного развития п. 32.1. При реализации задач и содержания ФАОП обеспечивается ИНТЕГРАЦИЯ областей в едином образовательном процессе Познавательное развитие п. 32.2 Речевое развитие п.32.3. Художественно-эстетическое развитие п.32.4 . Физического развития п.32.5. ФАОП определяет задачи и содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей с ТНР.

Слайд 12

Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Разделы п. 32.1. : игра; представления о мире людей и рукотворных материалах; безопасное поведение в быту, социуме, природе; труд. П.32.1.1. Основное содержание образовательной деятельности с младшего дошкольного возраста. П.32.1.2 . Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. П.32.1.3. Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Основная задача направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР и усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Слайд 13

Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЯ Основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для: развития интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. 32.2.1. Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста: 32.2.2 . Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста: 32.2.3. Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: Содержание области представлено разделам: конструирование; развитие представлений о себе и об окружающем мире; формирование элементарных математических представлений.

Слайд 14

Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ Овладения речью как средством общения и культуры через : обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой; развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Слайд 15

Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ Ведущим направлением работы в рамках образовательной области " Речевое развитие " является формирование связной речи обучающихся с ТНР. Формирование вербализованных представлений об окружающем мире, создание условия для развития коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте . 32.3.2. Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста: 32.3.3 . Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста: 32.3.4 . Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Программа оставляет МБДОУ право выбора способа речевого развития обучающихся.

Слайд 16

Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ Задачи: развития у обучающихся интереса к эстетической стороне действительности; ознакомления с разными видами и жанрами искусства развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности. 32.4.1. Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. 32.4.4 . Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 32.4.5. Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" представлено разделами "Изобразительное творчество" и "Музыка".

Слайд 17

Содержательный раздел ФАОП СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ Задачи: становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек); развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами. п.32.5.4 . Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста: п.32.5.5. Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. п.32.5.6. Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: Содержание образовательной области представлено разделами: физическая культура; представления о здоровом образе жизни и гигиене.

Слайд 18

Содержательный раздел ФАОП Взаимодействие педагогических работников с детьми п. 38. Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Слайд 19

Содержательный раздел ФАОП Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся п.39 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР п. 39.3. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Слайд 20

Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР возможность освоения детьми с ТНР ФАОП Обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий.

Слайд 21

Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Задачи и принципы Коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Описание коррекционно-развивающей работы всех педагогических работников дошкольной образовательной организации Специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР. По четырем уровням речевого развития.

Слайд 22

Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи предполагают: создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды; специальных дидактических пособий, технологий, методик; реализацию комплексного взаимодействия специалистов; проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом; обеспечение эффективного планирования; реализацию образовательной и самостоятельной деятельности.

Слайд 23

Содержательный раздел ФАОП Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР п. 43. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.п . 43.10. Обследование словарного запаса. п. 43.10.1. Обследование грамматического строя языка. п. 43.10.2. Обследование связной речи. п. 43.10.3. Обследование фонетических и фонематических процессов.п . 43.10.4.

Слайд 24

Содержательный раздел ФАОП Определяя содержание образовательной деятельности следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития обучающихся с ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.

Слайд 25

Федеральная рабочая программа воспитания п. 49 I. Целевой раздел п. 49.1. II. Содержательный раздел п. 49.2. II I. Организационный раздел программы п. 49.3. Общая цель воспитания п. 49.1.1. Общности (сообщества) МБДОУ п. 49.1.3.2. Социокультурные ценности п. 49.1.3.3 Деятельности и культурные практики в МБДОУ п. 49.1.3.4. Требования к планируемым результатам п. 49.1.4. Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет). п.49.1.6. Направления: Патриотическое, Социальное, Познавательное, Физическое и оздоровительное, Трудовое, Этико-эстетическое. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ОВЗ в процессе реализации Программы воспитания. п. 49.2.8. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания. п. 49.3.1. проектирование Уклада образовательной организации, выстраивание воспитывающей среды. Взаимодействия педагогического работника с детьми с ОВЗ. События МБДОУ.п. 49.3.2. Организация предметно-пространственной среды. п .49.3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса. п.49.3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с детьми с ОВЗ. п.49.3.5. Основные условиями реализации Программы воспитания и ее задачи п. 49.4. 49.5.

Слайд 26

Организационный раздел ФАОП. Структура. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. п. 51. с ТНР п. 51.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды. п. 52. И ее характеристика п.52.2. Кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы.п.53. Федеральный календарный план воспитательной работы. п. 54.

Слайд 27

Организационный раздел ФАОП Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка . П. 51. с ТНР п. 51.3 Каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.

Слайд 28

Организационный раздел ФАОП Организация развивающей предметно-пространственной среды. И ее характеристика п.52.2. ППРОС МБДОУ создается педагогическими работниками для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся ППРОС в МБДОУ должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия обучающихся и комфортной работы педагогических работников. Организация имеет право самостоятельно проектировать ППРОС с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Слайд 29

Организационный раздел ФАОП Кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы.п.53. Реализация ФАОП обеспечивается квалифицированными педагогами и ДОО должна создать условия для профессионального развития педагогических кадров. Материально-технические условия реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать возможность достижения обучающимися в установленных стандартом результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Слайд 30

Организационный раздел ФАОП Федеральный календарный план воспитательной работы . П. 54. Организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания. План определяет перечень событий, которые могут стать основой для проведения воспитательных мероприятий с детьми. Содержит перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2021 - 2022 год (разновозрастная дошкольная группа компенсирующей направленности)

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе Примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы  дошкольного образования для детей с умст...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2021 - 2022 учебный год

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми разновозрастной дошкольной группы от 4 до 7 лет, имеющими лёгкую (умеренную) умственную отсталость....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе Примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы  дошкольного образования для детей с умст...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7 (8) лет (разновозрастная д...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7 (8) лет (разновозрастная д...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образованиядля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) летна 2022 - 2023 учебный год...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2021 - 2022 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет (разновозрастная дошко...