Формирование личности. Взгляд логопеда
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Валерия Георгиевна Верещагина

В современном обществе с ужасающей скорость растёт число детей с неразвитой речью и сопутствующими нарушениями развития. В статье я попыталась обобщить мнение своё и мнение выдающихся психологов и педагогов о причинах происходящего и высказать несколько рекомендаций по преодолению проблемы развития личности ребёнка. Статья адресована родителям и воспитателям, педагогам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx182.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности. Взгляд логопеда

В статье я хочу поделиться своим взглядом на формирование личности ребёнка, на его способность социального общения. При написании я опиралась на высказывания психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер, советского и украинского педагога Евгения Евгеньевича Шулешко. Некоторые примеры взяты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Как общаться с ребёнком?».

Общение - один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Речь – не простая упаковка мысли, она сразу обнаруживает его уровень мышления, эрудицию, зрелость, общую культуру- грамотность.  «Заговори, чтобы я тебя увидел» говорил философ Сократ.

Речь – не врождённая способность. Чтобы научиться говорить ребёнку нужен образец для подражания. Если этого нет или ребёнок по каким-то причинам не способен подражать, речь не сформируется. Вспомните примеры детей «Маугли».  

Хотела сегодня с вами поговорить о том, как не только помочь ребёнку овладеть речью, но и приобрести навык социального общения. Стать человеком, умеющим учиться, отличать хорошее от плохого.

Нужно ли заниматься с ребёнком специально? Наверное, у многих промелькнёт мысль: «Раньше никто нами не занимался, и мы выросли нормальные!»

Отвечу вам так. За последние 20 лет произошёл резкое изменение образа жизни человека. В 2000 годы у всего населения оказались в руках компьютеры, сотовые телефоны, планшеты, игровые приставки. В обществе возникла тенденция к снижению рождаемости, один – в семье. Сформировалась привычка жить комфортно, обеспеченно, свободно, без обязательств, делать карьеру. С возросшей преступностью, терактами в начале 21 века, детей стали опасаться выпускать на улицу одних. В итоге: дети стали меньше двигаться, больше времени проводить дома. Родителям удобно: -можно дела поделать, ребёнок занят, смотрит мультфильмы и не мешает. И как следствие резко возросло количество детей с недоразвитой речью. Причём речевые нарушения из-за гиподинамии ребёнка стали комплексные, то есть они стали сложнее и тяжелее поддаваться логопедической коррекции. Причина в целом понятна?

Итак, начнём с раннего возраста, когда закладывается фундамент - основные качества личности, помогающие выжить в обществе. С рождения и до 3-х летнего возраста малыша нужно напитывать любовью матери и лаской. И играми. Игра –самое главное в жизни малышей. Не телевизор, не модная одежда (маленькие дети не разбираются в моле), а именно игра с предметами, которые можно потрогать руками, понюхать, полизать, и различные горки, качели, сенсорные коврики, шумящие игрушки, балансировочные доски и конечно тесное общение с мамой и папой. Взрослые обязательно должны много и качественно говорить с малышом, не сюсюкая, не спеша, грамотно, простыми понятными фразами. Комментируя все действия. Некоторые взрослые ошибочно полагают, что с малышом необязательно говорить, он всё равно мало что понимает. Это не так. Даже пеленая младенца, надо спокойно, но эмоционально и выразительно приговаривать. «Давай-ка посмотрим, кто-это там кряхтит, кто вертится, у кого штанишки мокрые? При этом ребёнок обязательно должен видеть лицо мамы, её губы, он наблюдает как двигается язык, губы, когда мама говорит, позднее он начнёт подражать этим движениям звукам. И петь, всё время петь фольклорные попевки-приговорки, ритмично качать ребёнка, подбрасывать, пританцовывать с ним. Хорошо если в комнате будет тикать будильник, или часы. Ритм и ритмические движения – основа хорошей речи.

Дети постарше с 2-х лет, начинают активно учиться говорить. Не всегда у всех хорошо получается. Ни в коем случае нельзя укорять ребёнка, передразнивать если он не выговаривает звуки. И тем более говорить ему, что он не говорит, потому что ленится. Ленивых детей не бывает!  Есть неуверенные в себе дети, а эта неуверенность в своих силах принимается взрослыми за лень. Или у ребёнка не сформировался навык, привычка что-ли выполнять. Надо просто помочь ребёнку научиться, и он будет делать с удовольствием то, от чего раньше отказывался.

С 2-х до 3-х лет мозг ребёнка увеличивается на 80 процентов! И это возраст самый ответственный период для родителей, именно в этом возрасте происходит резкий скачок усвоения новый навыков, умений, дети начинают говорить предложениями. Самый благоприятный период для запуска речи у детей неговорящих. В этом возрасте необходимо поддерживать ребёнка морально. Помогать ему осваивать окружающий мир. Но не через телевизор и телефон. Читайте книжки, рассматривайте картинки. Ребёнок должен знать слова 15-ти лексических тем.

С 2х лет до з-х лет врачи разрешают смотреть детям телевизор 2 раза в неделю по 10-15 минут. И никаких телефонов\планшетов! Лучше если ребёнок вообще не будет знать, что это такое.

Часто родители кормят годовалого ребёнка, ставя перед ними телефон с мультфильмом. Этого делать конечно же нельзя ни к коем случае. Смотря по телевизору всё подряд, ребёнок не только не развивается, а наоборот затормаживает своё речевое и интеллектуальное развитие.

Итак, речь запустили. Входим в возраст с 3-х лет. В три года ребёнок начинает познавать себя как личность в окружающем мире. Меняется его характер. Все слышали про кризис 3-х лет? «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» - говорится в пословице. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Необходимо научиться устанавливать контакт с ребёнком, для того, чтобы в дальнейшем облегчить жизнь себе, ребёнку и окружающим. Ребёнок должен доверять маме полностью, тогда она станет для него авторитетом и не будет проблемы «не хочу заниматься дома!». Ребёнок расцветает, когда его понимают. У него появляется желание к какой-либо деятельности, Желание к занятиям. Он не будет тревожится, если у него что-то не получится, потому что мама его понимает! И он без проблем будет заниматься. Естественная мотивация идёт через «ХОЧУ» , «МНЕ НРАВИТСЯ», «МНЕ ИНТЕРЕСНО». Если ребёнок не видит смысла в деятельности, то у него и нет интереса к этой деятельности. А интерес вызывает всё, что можно делать вместе с мамой или папой. Обучение грамоте, письму, математике может стать общесемейным делом. Тогда не придётся ребёнка заставлять.

Составьте список дел, которые ребёнок может делать сам, без вашей помощи и старайтесь не вмешиваться и не критиковать если что-то не совсем хорошо получилось. Но есть дела, которые требуют вашего вмешательства.                                                                          Если ребёнок просит помощи, обязательно помогите ему. Ваш девиз должен быть «Давай вместе!» А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в пример разговор (книга Ю. Гипперрейтер «Как общаться с ребёнком»).

МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет.

КОНСУЛЬТАНТ: А как вы с ним обычно проводите время?

МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит – поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам играй, тебе что, игрушек не хватает?»

КОНСУЛЬТАНТ: А муж ваш, он с ним играет?

МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и в телевизор…

КОНСУЛЬТАНТ: А ваш сын к нему подходит?

МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!» 

Теперь посмотрим на каком-нибудь конкретном примере, как применять.

Известно, есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако часто ничего не получается.

Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.

Есть более верный способ - читать вместе с ребенком. Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу. Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.

А если не хочет?

Попробуем составить список дел в картинках. Где будет место играм, занятиям, м\ф

 

Итак, Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: «Сам», над правой – «Вместе». Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. (Хорошо, если вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию.)

Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».

Помните, каждое такое перемещение – важный шаг к взрослению вашего ребенка.

С чего начать работу? Для начала нужно для себя расставить несколько акцентов.

I ОСОЗНАННОСТЬ

Как вы считаете, кто является единственным заинтересованным лицом в развитии успешных качеств в ребёнке?   - ВЫ!

Прежде чем начинать занятия с ребёнком сама мама должна чётко понимать какие задачи она ставит перед собой, чему хочет научить ребёнка. Для этого нужно как минимум регулярно общаться с педагогами, узнав, каких успехов достиг её ребёнок. Уверенно ставим перед собой цели и ребёнок почувствует вашу уверенность. МАМА ДОЛЖНА ПОДХОДИТЬ К ЗАНЯТИЯМ ОСОЗНАННО. нужно понимать процессы воспитания глубже и детальнее.

Представьте себе дерево. Это - ребёнок. Вы – садовник. Садовник спокойно ждёт, когда дерево достаточно подрастёт, что бы на ветках появились плоды. Он протирает листочки, обрызгивает их. Но плоды не появляются. Почему? Потому что садовник не ухаживал за деревом, когда оно было ростком, саженцем, не поливал, не подкармливал КОРНИ. Корни в этом образе –причины.

II ПРИЧИННОСТЬ

То есть, если мы хотим воспитать грамотного, развитого человека, то мы должны понимать причину. Причину того, почему у ребёнка речевые проблемы, или проблемы поведения. Понимая причину происходящего, заглядывая в корни, **мы будем лечить корни, и тогда дерево даст свои плоды.

Родитель с высоты своей власти может начать довлеть над ребёнком.

«НАДО» учиться

«НАДО» хорошо себя вести

«НАДО» слушаться

Что будет, если мы будем поливать корни всё время этим «НАДО»?

«НАДО» бывает разное – внешнее и внутреннее. Внешнее, это когда взрослый заставляет, внутренне, - когда ребёнок сам того желает. ***Это его внутреннее «НАДО»

То есть «НАДО» трансформируется в «ХОЧЕТ». Это намерение.  А вот когда ребёнок что-то хочет, что-то намеревается сделать, а взрослый ему говорит: «Мало ли что ты хочешь, Ты хочешь играть в машинки? Читать надо, писать надо!

Вот тут или возникнет конфликт интересов, противодействие со стороны ребёнка, либо он подчиниться безропотно и станет безвольным человеком. Человеком, не способный принять решение, стремящийся переложить ответственность на другого, с низкой самооценкой. Поступая так, мы поливаем не корни, и даже не ветки, а соседнюю яму.

Как же выйти из конфликтной ситуации, перестать давить на ребёнка и вызвать у ребёнка желание к занятию?

Нужно стать активным слушателем для ребёнка. Представим себе такую ситуацию:

-Ваня, хватит играть, надо идти писать в прописи! (ГРОМКО И ТРЕБОВАТЕЛЬНО)

- Я не хочу, я не наигрался!

- Сколько можно ждать! Сейчас же иди, я жду!

-Я не хочу, не буду!

- Кому говорю иди, лодырь!

Ребёнок плачет!

      Как слушать ребёнка? Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. (читай Ю.Б.Гиппенрейтер) Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. 

 Или такой диалог (ТИХО И СПОКОЙНО)

Ваня, иди писать в прописи!

_ Я не хочу, я ещё не поиграл!

- Тебе не очень хочется сейчас писать. (Мама опускается на ковёр на уровень ребёнка)

- Да, у меня машинки гонки устраивают!

-  У тебя машинки гонки устраивают.

- Да, вот эта синяя. Быстрее, чем жёлтая. Смотри, как они переворачиваются на повороте.

- Они очень быстро едут.

- Да, быстро, ещё они могут делать крутые повороты.

- Крутые повороты, виражи. А вот здесь будет стоянка.

- да.

- Давай им дадим на стоянке отдохнуть. Может колёса надо подкачать, масла подлить.

-Давай! (Машинки едут на стоянку)

Мама: Мотору надо 15 минут, остыть.

-Да, он перегрелся.

- Вот так. А мы, с тобой тоже отдохнём. Ты забыл, ведь задание в прописи надо сделать сегодня. Я заведу будильник на 15 минут. Пока мотор отдыхает.

Если вы беседуете с возбуждённым, расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.

Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

    Для того, чтобы насыщать ребёнка знаниями, нужно самому понимать его потребности. А первые потребности ребёнка дошкольника -это движение и игра! Через игру он познаёт мир.

Многие мамы записывают детей на всякие «развивайки», не учитывая их потребности. Например, ребёнок ещё не созрел для обучения чтению, а его отдают на подготовку к школе. Он там плохо себя ведёт, потому что ему это пока рано. Но мама считает себя хорошей мамой, она  упорно водит ребёнка по всем кружкам, не понимая, что потребность этого ребёнка пока в другом.

Потребности развития ребёнка - это не про покушать и одеться.  Это специфические потребности свойственные в каждом возрасте, насыщение которых развивает и выводит ребёнка на новый уровень.

III акцент СИСТЕМНОСТЬ

Я услышала от одной мамы такое высказывание: - «Мой сын до четырёх-пяти лет был послушным мальчиком, а потом как подменили и теперь он ничего не хочет. Не усадишь за занятия. Карандаш в руки не возьмёт. Говорить стал хуже. Это всё после того, как он попал на улицу к мальчишкам-хулиганам». У этой мамы нет понимания программы развития ребёнка, его потребностей, причин развития, мотиваций. Нет понимания системы развития. Эта мама с раннего детства не «поливала корни молодого деревца». Ребёнок при обследовании оказался действительно очень слабым в подготовке к школе, с неразвитой речью, неуверенным в себе.

Что нужно знать родителю? Знать программу развития ребёнка. Но не у всех мам есть время на самообразование, тем более никто из родителей не собирается получать педагогическое образование, чтобы воспитывать ребёнка. Водить ребёнка по многочисленным репетиторам и кружкам, значит перегружать его, ухаживать за ветками, а не за корнями.

Выход я здесь вижу один: начать систематически сотрудничать с теми воспитателями и педагогами, которые знают ваших детей с раннего возраста, не хуже вас. Интересоваться успехами детей, поддерживать детей и помогать воспитателям, давая им обратную связь – вашу заинтересованность. Закреплять навыки и умения ребёнка.  Ваш девиз «Давай вместе!», вы – с педагогами и с ребёнком.

Составьте список приобретённых умений и список того, чего не хватает в вашем ребёнке. Решайте проблемы не сразу, а постепенно. Но систематично, полагаясь на опыт ваших педагогов.  И не обязательно это делать в стиле учитель-ученик за столом. Игры могут быть в машине, по дороге в детский сад, на кухне, пока вы готовите ужин. Главное здесь внутреннее «надо» ребёнка, то есть его желание.   И помните про технику общения АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.          

Уважайте своих детей, пытайтесь их понять. Удачи!

Учитель-логопед В.Г.Верещагина


Рекомендации логопеда по развитию речи

детей младшего дошкольного возраста

Развиваем речь в повседневном общении:

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек. Развивайте мелкую моторику (рисование, собирание пазлов, лепка, конструирование, нанизывание бус, складывание пирамидки, продевание шнурка через дырочки, собирание мозаики и др.)

Обучение:

  1. Учите ребенка общаться со взрослыми и друг с другом:
  • здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;
  • показывать другим людям то, что ему понравилось;
  • играть вместе с другими детьми.
  1. Продолжайте знакомить с названиями окружающих предметов, учите узнавать их на картинках.
  2. Учите ребенка ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).
  3. Учите ребенка различать понятия «большой», «маленький».
  4. Побуждайте ребенка повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».
  5. Формируйте у ребенка элементарную фразовую речь.
  6. Упражняйте ребенка в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками.
  7. Учите ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».
  8. Упражняйте ребенка в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку).
  9. Учите соотносить предметы по цвету.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двуязычные дети в детском саду. Взгляд логопеда-практика.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; text-align: left; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Droid Sans Fallback"; font-size: 12pt; }P.ct...

К школе готов! Взгляд логопеда.

Статья логопеда для родителей дошкольников о речевой подготовке детей к школе....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Сценарий педагогического совета «Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста»

Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста...

Формирование позитивного взгляда на педагогические трудности

Важно уметь смотреть на огорчительное под другим углом...