Сценарий педагогического совета «Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Людмила Ивановна Кузнецова

Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий педсовета

«Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста»

Подготовила

 Зам.зав. по УВР Кузнецова Л.И.

ГБДОУ№11 Невского района

Санкт-Петербурга

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Форма проведения: (тематический, по одной из годовых задач) «Деловая игра»
Подготовка к педагогическому совету
*Просмотр открытых мероприятий по темам экологического воспитания.
*Проведение оперативного контроля «Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию».
*Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников».
*Определение: повестки дня для предстоящего педагогического совета; плана подготовки воспитателей к предстоящему педагогическому совету; вопросов к анализу воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и дискуссионного клуба; подготовка проекта решения педагогического совета.
Оформление: по обе стороны зала столы, педагоги делятся на 2 команды.

Оборудование: цветная бумага (красная, зелёная), фишки (красные, синие), лукошко.

Ход педсовета

Зам.зав.: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим третий педсовет.

Тема: «Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста»
Педсовет тематический, по одной из годовых задач «Развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений». Для того чтобы педагог мог дать детям «эко пищу» для ума очень важно понимать что же сами педагоги знают  об экологии вот именно этим мы сейчас и займемся.

Прошу секретаря приступить к своим обязанностям.

Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Погружение в проблему педсовета.
3. Рефлексия «Экологическое лукошко».
4. Дискуссия «Малыши должны понять, что природа – наша Мать».
5. Анализ проведенного контроля состояние предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию

8. Рефлексия в форме «Поляна маков».

9.Рассмотрение программы дополнительного образования «Волшебный песок»
10. Проект решения педагогического совета.

Итак, приступим к работе.

1. Выполнение решений предыдущего педсовета
Отчёт о выполнении.

На фоне музыки Вивальди «Времена года» (Слайд№________)

Земли, живущие народы –
Все мы от матери - природы.
Её беречь – наша задача,
И пусть поможет нам удача.
Повсюду чтоб цвели цветы,
И исполнялись все мечты.
И чтоб во все наши года,
Природу берегли всегда.


- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.


Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

А сейчас я предлагаю провести
рефлексию «Экологическое лукошко».  (Слайд______)

На красной части листочка напишите ответ на вопрос:
- Что вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников?
На зеленой части листочка постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить?

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (красные листочки) и неспелую ягоду (зелёные листочки) и проанализируем.
Зам.зав. собирает в корзинку цветные листы

. Анализ работы по экологическому воспитанию.

          Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу.
Как донести до детей основы экологических знаний? Второй год мы работаем над этой задачей. За вашими плечами, уважаемые педагоги, накопленный опыт, позволяющий высказать сегодня свои суждения по вопросу: как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе? И в этом нам поможет дискуссия.

Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»(Слайд№____)


Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.
Вопросы задаются обеим командам

  1. Что означает термин «Экология»?
    Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

    2. Проблемы экологии в мире, стране, городе.
    Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

    3. Что же такое экологическое воспитание?
    – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
    – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
    – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.

    4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
    Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

    5. Определите задачи экологического воспитания.
    – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
    – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
    – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

    6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
    Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

    7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель.
    Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей.
    Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

    8. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.
    **Организованные:
    – экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
    – занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),
    – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
    **Совместная деятельность:
    – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
    – целевые прогулки на природе, походы,
    – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
    – рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
    – сбор коллекций, семян, камней, листьев,
    – экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
    – опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
    – марафоны, аукционы, акции,
    – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
    – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
    – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

    9. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
    А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

    10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.
    Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

    И подводя итоги нашей дискуссии, проведём
    рефлексию «Поляна маков» (Слайд№_____)

    Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут фишку зеленого цвета – если нет .

    • Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
    • Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
    • Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
    • Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
    • Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
    • На вашем участке имеются кормушки.
    • Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
    • На нашем участке есть скворечник.
    • Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
    • В группе есть библиотечка книг о природе.
    • Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
    • В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

    Посмотрите, на нашу импровизированную поляну: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на ваших столах.

    Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей работе.

    То же самое показывает и проведённый мной контроль развивающей среды по экологическому воспитанию.
    Анализ оперативного контроля по экологическому воспитанию(Слайд№__)

4.Решение педагогических ситуаций  (Слайд№_________)

по экологическому воспитанию дошкольников

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Творческое задание.  (Слайд№______)

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  1. Яблоко от яблони недалеко падает.

Проект решения педагогического совета

1.  Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, в парке, на лугу, на речке.

2. Дополнить банк методических материалов для воспитателей:

-плакатами по экологической тематике;

-методической и познавательной литературой о природе,  экологической обстановке, в родном городе, стране,

3.Организовать уход за растениями в уголке природы, цветнике и огороде.

4.Провести  акцию «Помоги птицам в холодное время года» и  субботники с родителями по вывешиванию кормушек для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»

Сценарий педагогического совета. Будет полезен тем коллективам ДОУ, которые реализуют годовую задачу по развитию речи, а также  всем кто интересуется данным разделом работы с детьми....

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Конспект НОД в рамках педагогического совета "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО " Познавательное развитие на тему «Правильная осанка»

Цель:- Привлечь внимание детей к проблеме сохранения  осанки.Задачи:- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.- Дать рекомендации по профилактике нарушен...

Педагогический совет «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Систематизация работы по реализации образовательной области «Физическое развитие», активизация взаимодействия всех специалистов ДОО в области здоровьесбережения дошкольнмиков; повышение пр...