Использование кейс-метода в работе логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Валерия Георгиевна Верещагина

Кейс-метод в работе с детьми  означает формирование у ребёнка творческого креативного мышления . В работе логопеда этот метод помогает сформировать учебную мотивацию у детей с ОНР. Я хочу поделиться опытом использования данного метода в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_keys_s_detmi_s_onr.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс -метода в работе логопеда с детьми с ОНР

Кейс – английское слово, которое имеет несколько значений: дело, случай, расследование, ситуация, вопрос, пример, чехол, футляр.
Кейс-метод в педагогике – это создание и решение проблемной ситуации. Бывает так, что сама жизнь, случай подсказывает ситуацию, и если педагог наблюдательный, то он сможет развить наблюдательность в детях, подхватить эту искру и разжечь любознательность и творческое мышление в группе детей.

В моей практике был случай, когда я хотела познакомить детей с материками, но  не знала, как лучше показать это детям на физической карте мира, боялась, что им это будет непонятно и скучно. Однажды мальчик (не самый сильный в группе) принёс несколько картинок зарубежных флагов и стал рассказывать, какой стране принадлежат они. Ребята заинтересовались, сами заметили сходство некоторых из них. Я тут же поняла, что темой следующего занятия будет «Путешествие вокруг света».

В школе взяли карту, повесили её на доске и стали размышлять, как и на чём лучше добираться их одной страны в другую (логистика). Тут вспомнились различные виды транспорта современного и старинного. Поразмышляли, почему по пустыне лучше передвигаться на верблюде, а над тайгой и тундрой лететь на самолёте. Узнали названия океанов. Узнали названия некоторых столиц и познакомились с флагами. Сравнили российский флаг с похожими по триколору французским, чешским, хорватским, сербским (наблюдательность) и нарисовали флаги в тетради в клетку (основы геометрии и черчения, формирование функции глаз-рука).

Путешествуя по материкам, ребята «побывали» в некоторых странах и узнали, что люди, населяющие планету, отличаются внешне (расы), имеют различные традиции. Но при этом всегда гостеприимны. Таким образом мы формируем у детей дружелюбное отношение к людям разных национальностей.  Детям захотелось побольше узнать о народах, населяющих Африку, и кто-то из ребят принёс из дома энциклопедию. Девочка из Калмыкии принесла национальный костюм и станцевала калмыцкий народный танец. Все дружно попытались станцевать так же. Очень много эмоций оставила трапеза китайскими палочками. Ребята честно и серьёзно доедали сладости именно палочками, а не руками, хотя им было это трудно сделать первый раз.

На последнем занятии была создана ситуация передачи «Вокруг света», где дети выступали в роли журналистов-путешественников и делились своими впечатлениями от изученных ими дома достопримечательностях некоторых стран. Выбирали страны для рассказа они самостоятельно и с помощью родителей подготовили слайды и небольшие рассказы.

Другой способ развить у ребёнка любознательность и креативность - это использование картин с проблемным сюжетом. «Если сюжет картин занимателен и близок к чувствам ребёнка, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать и рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи». (Т.А. Ткаченко)

Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) важен процесс пополнения словарного запаса и формирования грамматически правильной речи. С этой целью к картинам по содержанию подбирается набор слов, выражений. Например, картинна «Удачная рыбалка» (пособие Т.А. Ткаченко) предполагает, что ребёнок узнает, что такое: садок, поплавок, удилище, леска. Закрепит знание новых слов в игре «Составь предложение» из отдельных слов: Поплавок – опускаться- вода; Камыш – расти – берег. Узнает, кто живет в водоёме и какие растения растут на берегу и в воде (желтая кубышка, осока, водоросли, ряска, улитка, пиявка, окунь, карась). Также ребёнок может пофантазировать, отвечая на вопросы: Кем приходятся лруг другу эти двое людей? Откуда рыболовы прибыли на рыбалку? Как изменилась бы картина, если бы действие происходило зимой? И другие.

Кейс-метод может быть применён в знакомой всем игре «4-й лишний», если подобрать картинки с неоднозначным выбором лишней. Пример: лягушка, кукушка, кошка, слон. В данном случае возникает несколько вариантов «лишней картинки». Ребёнок учиться выделять самый главный признак предмета и рассуждать по поводу выбора. «Слон лишний, потому что он самый большой и в его слове есть звук (с), а в других слова его нет. Лягушка лишняя, потому что живет и в воде, и на земле. Кукушка лишняя, потому что летает. Кошка лишняя, потому что домашнее животное.» Таким образом ребёнок учится рассуждать и выделять главный признак предмета, автоматизируется звук (ш) в речи, отвечать полным предложением на вопрос. Расширяется кругозор, пополняется словарный запас. Дети сами удивляются многообразию признаков и возможным вариантов ответом, радуются своим открытиям.

Я рассказала о некоторых приёмах, которые применены мною в работе по развитию творческого мышления. Но будьте готовым к тому, что дети, особенно с недоразвитием речи, могут испытывать трудности. Надо понимать недостаточность знаний малыша. Быть настроенным на общение с ребёнком, а не поучение. Быть готовым к принятию любых ответов и рассуждений, пусть и нелепых поначалу.  Как говорится в поговорке: «Терпение и труд – всё перетрут!»

Учитель-логопед В.Г. Верещагина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование кейс - метода в работе с молодыми педагогами

Использование кейс метода эффективно влияет на работу с молодыи специалистами...

«Использование кейс-метода в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Современная практика дошкольного образования предполагает активное внедрение инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий являются кейс-технологии.Название кейс-технология произо...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

«Кейсы ПДД» (использование кейс – метода в работе с детьми)

          Современные педагогические технологии направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Они требуют орг...