Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ
материал по логопедии

 Ирина Владимировна Колосовская

Доклад к презентации" Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tiko_1.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ

«Представление, что при любом двигательном тренинге…

упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным.

 И лишь с трудом проникло в сознание педагогов» 

Н.А. Бернштейн

     Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологийНа сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.

   

   Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях Автором технологии «ТИКО»- конструктора является Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году.

Всего разработано 13 наборов: «Азбука», «Английский язык», «Арифметика» (Учимся считать; Сотня в квадрате), «Архимед», «Геометрия», «Грамматика», «Класс», «Малыш», «Фантазёр», «Школьник», «Шары», Тико-пазлы «Сказки».

   «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

   Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования:

- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;

- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;

- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;

- развивать творческие способности;

- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.

В своей работе мы начали использовать набор «ТИКО - Грамматика»

Конструктор ТИКО «Грамматика» состоит из 112  пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания.

    Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

   

    Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:

1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.

2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.

3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).

  Вначале дети выполняют все упражнения совместно с педагогом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.

Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».

1. Характеристика звука.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

- красный (гласный звук);

- синий (согласный твёрдый звук);

- зелёный (согласный мягкий звук).

2. Характеристика буквы.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:

- красный (гласная буква);

- синий (согласная твёрдая буква);

- зелёный (согласная мягкая буква);

- белый (Ъ и Ь знаки).

3. Развитие фонематического слуха.

- Подобрать и показать соответствующий заданному логопедом звук;

- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.

4. Формирование звуко – слоговой структуры слов.

- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);

- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);

- чтение слов по слогам.

5. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.

- Деление слога на отдельные звуки;

- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;

- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;

- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).

6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

- Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком;

- составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком;

- самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.

7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.

- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;

- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.

8. Развитие мелкой моторики.

- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;

- разъединение деталей после выполнения задания.

   Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы и ФГОС ДО.

   

А теперь давайте познакомимся, как можно использовать конструктор  «ТИКО – ГРАММАТИКА» в работе с детьми.

Правила соединения тико-деталей(слайд).

«Забавный звук»

Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Ребёнку предлагается положить перед собой три фишки: красную, синюю и зелёную. Педагог называет звук, дети, услышав его, повторяют и определяют какой он, поднимают соответствующую фишку.

«Придумай слово по модели»

 

Цель: работать  со словами,  развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д.).

«Собери слова из букв»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.

«Эрудит»

Цель:развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Положите квадраты в мешочек, пусть каждый игрок возьмет по семь квадратов. Из этих букв ребенок должен составить слово, победит, тот, у кого слово самое длинное

   Конструктор ТИКО «Грамматика»- нетрадиционный приём для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи в игровой форме, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Презентация "Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"

Презентация "Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"...

Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ

   Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...