Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Халанова Нина Борисовна

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Халанова Нина Борисовна

Возрастная группа

Подготовительная группа

 

Форма организации,

количество участников

Подгрупповое занятие, 2 человека

Логопедическое заключение

ОНР (III уровень речевого развития), функциональная дислалия, ротацизм

Приоритетная образовательная область

Речевое развитие

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие

 

Тип занятия

Закрепление, активизация полученных знаний

 

Тема занятия

«Автоматизация звука [Р] в словах». Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

 

Этап

Автоматизация звука в словах

Предварительная работа

разучивание комплекса артикуляционной гимнастики, индивидуальная работа по постановке звука [Р], автоматизация звука в слогах, в словах, работа по определению позиции звука в слове, повторение времен года, наблюдения за весенними изменениями в природе, на прогулке.

Методы

Наглядные: картинки, артикуляционный профиль.

Словесные: вопросы, индивидуальные ответы детей.

Практические: упражнения артикуляционной, зрительной, дыхательной гимнастики.

Игровые: дидактические игры.

 

Используемая технология

 

Здоровьесберегающие технологии (артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж лица).

 

Цель

Формирование правильного и четкого произношение звука [Р] в словах, актуализация и расширение представлений по теме «Весна».

 

Задачи

Образовательные

Развивающие

 

Воспитательные

 

- автоматизировать звук [Р] в слова;

- закрепить и расширить представле­ния о весне и ее приметах;

- учить подбирать антонимы;

- учить составлять рассказ, отвечать полными предложениями.

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать внимание, память.

 

 

- воспитывать самостоятельность, инициативность;

- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность;

 - воспитывать навык сотрудничества;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

 

Планируемые результаты

точные артикуляционные движения губ и языка;

- формирование плавного, длительного выдоха;

- правильное произношение звука [Р] в словах;

- умение определять позицию звука в начале, в середине, в конце словах;

- расширение представлений о весне и ее приметах;

- умение детей подбирать антонимы;

- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.

 

Средства обучения

Наглядный материал: картинка солнышко без лучиков 1 шт., прищепки желтого цвета 6 шт., артикуляционный профиль звука [Р] 1 шт., картотека артикуляционных упражнений, картотека зрительной гимнастики, игрушка «Дятел» 1шт., картинка «Собачка» изолированного звука [Р] 2 шт., картинка «Собачка» звуковая дорожка звука [Р] 2шт., дидактическая игра «Найди лишнее» на звук [Р] 1ш., мячик 1шт., картинки времена года, картинка с изображением подснежника 2 шт., предметные картинки с изображением весны, картинки солнышко (веселое 2шт., грустное 2шт.).

Технические средства: компьютер, проектор, презентация, магнитная доска, магниты 4 шт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_vesna.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новонукутский детский сад № 6

Технологическая карта логопедического занятия 

тема: «Автоматизация звука [Р] в словах»

Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Учитель – логопед 1кв.категории

Халанова Н.Б.

п. Новонукутский

2023 год

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Халанова Нина Борисовна

Возрастная группа

Подготовительная группа

Форма организации,

количество участников

Подгрупповое занятие, 2 человека

Логопедическое заключение

ОНР (III уровень речевого развития), функциональная дислалия, ротацизм

Приоритетная образовательная область

Речевое развитие

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие

Тип занятия

Закрепление, активизация полученных знаний

Тема занятия

«Автоматизация звука [Р] в словах». Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Этап

Автоматизация звука в словах

Предварительная работа

разучивание комплекса артикуляционной гимнастики, индивидуальная работа по постановке звука [Р], автоматизация звука в слогах, в словах, работа по определению позиции звука в слове, повторение времен года, наблюдения за весенними изменениями в природе, на прогулке.

Методы

Наглядные: картинки, артикуляционный профиль.

Словесные: вопросы, индивидуальные ответы детей.

Практические: упражнения артикуляционной, зрительной, дыхательной гимнастики.

Игровые: дидактические игры.

Используемая технология

Здоровьесберегающие технологии (артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж лица).

Цель

Формирование правильного и четкого произношение звука [Р] в словах, актуализация и расширение представлений по теме «Весна».

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- автоматизировать звук [Р] в слова;

- закрепить и расширить представления о весне и ее приметах;

- учить подбирать антонимы;

- учить составлять рассказ, отвечать полными предложениями.

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать внимание, память.

- воспитывать самостоятельность, инициативность;

- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность;

 - воспитывать навык сотрудничества;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

точные артикуляционные движения губ и языка;

- формирование плавного, длительного выдоха;

- правильное произношение звука [Р] в словах;

- умение определять позицию звука в начале, в середине, в конце словах;

- расширение представлений о весне и ее приметах;

- умение детей подбирать антонимы;

- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.

Средства обучения

Наглядный материал: картинка солнышко без лучиков 1 шт., прищепки желтого цвета 6 шт., артикуляционный профиль звука [Р] 1 шт., картотека артикуляционных упражнений, картотека зрительной гимнастики, игрушка «Дятел» 1шт., картинка «Собачка» изолированного звука [Р] 2 шт., картинка «Собачка» звуковая дорожка звука [Р] 2шт., дидактическая игра «Найди лишнее» на звук [Р] 1ш., мячик 1шт., картинки времена года, картинка с изображением подснежника 2 шт., предметные картинки с изображением весны, картинки солнышко (веселое 2шт., грустное 2шт.).

Технические средства: компьютер, проектор, презентация, магнитная доска, магниты 4 шт.

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность учителя-логопеда

Предполагаемая деятельность детей

Предполагаемый результат

I. Организационный этап

(1 мин.)

Формирование интереса к занятию.

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Давайте поприветствуем солнышко, скажем здравствуйте! Посмотрите, чего у солнышка не хватает? Возьмите прищепки и сделайте лучики, взгляните какое веселое и необычное солнышко у вас получилось.

Дети приветствуют педагога. Проявляют заинтересованность. Прикрепляют лучики-прищепки.

 

Интерес к занятию.

Доброжелательный настрой на совместную деятельность.

II. Основной этап.

Постановка проблемы

(5 мин.)

1. Массаж лица

(1 мин.)

2. Артикуляционная гимнастика

(2 мин.)

3. Дыхательная гимнастика

(1 мин.)

4. Анализ артикуляции звука [Р]

(2 мин)

5. Автоматизация звука [Р] изолированно

(1 мин.)

6. Автоматизация звука [Р] в слогах

(1 мин)

Динамическая пауза

(2 мин.)

7. Дидактическая игра «Найди лишнее»

(2 мин.)

8. Автоматизация звука [Р] в словах.

Дидактическая игра «Новоселье»

(3 мин.)

9. Зрительная гимнастика (1 мин.)

10.  Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(2 мин.)

11. Рассказ по сюжетной картинке «Весна»

(4 мин.)

III. Заключительный этап.

Итог занятия

Рефлексия (2 мин.)

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемного вопроса в доступной для детей форме.

Развитие лицевой моторики.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевого дыхания.

Формирование правильного артикуляционного уклада (артикуляционная и фонетическая характеристика звука).

Развитие звукопроизношения.

Развитие звукопроизношения.

Развитие общей моторики.

Развитие фонематического слуха, зрительной памяти и внимания.

Развитие звукопроизношения, определение позиции звука [Р] в начале, в середине, в конце слова.

Развитие глазодвигательных мышц.

Закрепить умение детей подбирать антонимы.

Развитие словарного запаса и связной речи.

Сделать вывод, подвести итог работы.

Ребята! Вы умеете отгадывать загадки? 

Сейчас я вам прочту загадку, вы должны отгадать и догадаться, о чем мы с вами будем говорить на занятии.

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

и медведю не до сна.

Значит, к нам пришла… 

Правильно, сегодня мы поговорим с вами о весне. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: лето, весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете?

Какие месяцы весны вы знаете?

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны…

(если детям сложно назвать, логопед задаёт наводящие вопросы).

Молодцы! Вы правильно подобрали слова. Давайте ощутим прикосновение весны. Сделаем массаж лица.

Светит яркое весеннее солнышко (поглаживание) и ласкает нам лицо. Дождик ещё холодный (постукивание подушечками пальцев)

По утрам ещё иногда пощипывает морозец (пощипывание) 

А всё-таки солнышко светит сильнее (снова поглаживание)

Ребята! посмотрите на картинку, вы знаете, как называются эти цветы? Правильно, это первые весенние цветы – подснежники. Давайте вместе с нашими язычками отправимся в весенний лес за подснежниками.

Наступила весна (открыть рот), язычок оделся и отправился в лес (высунуть язычок). В небе ярко светило солнышко (облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок шел, не спеша по тропинке (движения верх и вниз) и услышал, как стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание д-д-д). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников.

Давайте соберём лепестки в бутоны, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите: «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. 

(дети соединяют пальцы, имитируя бутон, размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Ребята! Скажите пожалуйста, какой звук мы учимся говорить правильно и красиво? Сегодня мы продолжим закреплять звук [Р]. Давайте вспомним, что делают наши губы и язычок, когда произносим звук [Р]?

- Губы находятся в улыбке;

- Где находится язычок?

- Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- Форма языка напоминает грибок.

Звук [Р] похож на рычание собачки: Р-Р-Р А давайте мы вместе попробуем порычать, как собачки.

Помогите собачке собрать все косточки со слогами.

Нам с вами немного надо отдохнуть, встанем на зарядку. 

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (потягивание) 
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! (выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны) 
Справа - первые цветочки появились на лужочке. (правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором) 
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. (левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором) 
Мы кораблик смастерили, (соединить ладони перед грудью) 

В ручеёк пустить решили.  (удаление сложенных ладоней вперёд от себя) 
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! (машем ладонями, прощаясь с корабликом) 

Ребята! Посмотрите на картинки, найдите в каждом ряду одну лишнюю, где нет звука [Р].  Картинку называй и лишнюю определяй:

Роза, радуга, ракета, сапоги, руки.

Шары, рак, кувшин, кран, горох.

Пират, барабан, корона, перо, ноты.

Груша, Нюша, Крош, Бараш, трактор.

Фрукты, игрушки, транспорт, овощи.

Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на экран, здесь нарисован домик с окнами в начале, середине и в конце. Голубь будет нам помогать, показывать картинки, а вы определяйте к какому окну надо подлететь. Слово называй и место звука [Р] в слове определяй.

(рыба, ракета, рак, корона, пирамидка, подарок, помидор, мухомор, комар)

Давайте сделаем зарядку для глаз, смотрите на картинки и повторяйте за мной: 

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

Ребята! скажите, а зима и весна похожи друг на друга? Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

        Мы в игры поиграли, а теперь давайте составим рассказ о том, какая она - весна.

Наше занятие подошло к концу. Скажите пожалуйста, о каком времени года сегодня говорили на занятии? А какой звук учились говорить правильно и красиво?

Какие-то задания или упражнения были для вас трудными? А что было самым легким?

Если вам понравилось занятие, поднимите веселое солнышко, если не понравилось, то грустное солнышко.

На этом наше занятие окончено, до свидания!

Совершенствовать знания детей о времени года весна.

Отвечают на вопросы и высказывают свои мысли и идеи.

(весна; на второй картинке изображена весна; это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, прилетели птицы, дети надели весеннюю одежду и т.д.)

дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку и т.д.)

Выполняют упражнения вместе с учителем -логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Отвечают на вопрос.

Выполняют упражнения вместе с учителем- логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Выполняют упражнения вместе с учителем- логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Общение, взаимодействие с педагогом и сверстниками.

Дети отвечают полными предложениями.

Активизация лицевой мускулатуры.

Точные артикуляционные движения губ и языка.

Формирование плавного, длительного выдоха.

Выполняют упражнения вместе с учителем -логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Повторяют, произносят изолировано звук [Р].

Повторяют, произносят звук [Р] в слогах.

Повторяют движения за учителем -логопедом.

Произносят звук [Р] в словах и находят лишнюю картинку.

Выполняют упражнения вместе с учителем- логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Повторяют за учителем -логопедом произносить изолировано звук [Р]

Выполняют движения по инструкции.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

После каждого ответа на вопрос ребёнок выбирает соответствующую картинку и вывешивает её на магнитной доске.

Дети делятся своими впечатлениями, выражают свои мысли.

Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.

Оценивают качества своей образовательной деятельности.

Правильный артикуляционный уклад губ и языка.

Правильное произношение звука [Р] изолированно.

Правильное произношение звука [Р] в слогах.

Предупреждение утомления у детей, развитие слухового внимания и общей моторики.

Правильное произношение звука, определение на слух наличие или отсутствие звука [Р] в словах.

Правильное произношение звука [Р] в словах, уметь определять позицию звука в словах.

Снятие напряжения, повышение зрительной работоспособности.

Подбирают, используют в речи слова, противоположные по смыслу.

Отвечают полными предложениями.

Активизация внимания детей на мыслительную и речевую деятельность.

Дети умеют делать выводы.

Развивается внимание, память, словесно-логическое мышление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...