" Нарушения речи у детей раннего возраста"
статья по логопедии (младшая группа)

Татьяна Владимировна Генюш

Нарушения речи у детей раннего возраста.

 

Ранний возраст-сензитивный период в речевом развитии, поэтому любое неблагоприятное  воздействие  на организм ребенка  в этот период отражается  на его речи.

Речь- сложная  организованная функция, подверженная влиянию вредных воздействий ( биологических, социальных, психогенных). В связи с этим речевые нарушения  занимают значительное  место среди  других нервно-психических заболеваний, встречающихся в раннем возрасте.

  1. Соматические заболевания , изменения  привычной среды нередко  провоцируют  остановку развития  или задержку формирования речи.
  2. Вредные факторы, приводящие к нарушениям развития  речи детей, подразделяются на биологические ( асфиксия при рождении, энцефалиты, постнатальные травмы  головного мозга, тяжелые соматические  заболевания первых лет жизни) и социально-психологические ( неправильное воспитание, испуг, разлука с родителями).
  3. Тяжелые заболевания, которые приходится на период интенсивного формирования речи, т.е. сензитивный период.
  4. В отклонении  речевом развитии  определенную роль играет наследственная предрасположенность.

 

Речь -социальная функция, но как продукт  деятельности мозга  она имеет  физиологические механизмы . Поэтому для нормального и своевременного  ее развития необходима сохранность  всех мозговых структур, прежде всего, речедвигательного анализатора.  Его периферический отдел осуществляет  двигательный речевой акт, а центральный – отвечает за синтез двгательного акта, координацию  тонких речевых движений, их последовательность и переключаемость. Если речь начинает развиваться  на неблагоприятной основе, она будет  формироваться неполноценно, вызывая нарушения в других психических функциях.

Речевая патология- нарушение  важнейших  психических  функций, задержка  речевого развития  - у детей  раннего возраста имеет вариативные характер и степень выраженности. У одних детей это временное  состояние,  отставание в темпе развития речи, которое  при систематических логопедических занятиях проходит, у других  имеет функциональный характер и связано с органическим поражением мозга.

Процесс общения  детей с задержкой речевого развития  и общего недоразвития речи  со взрослыми  существенно  отличается  от нормы как по уровню, так и по основным  качественным показателям.

Таким образом, у детей с нарушением речи  страдают  и внеречевые механизмы общения: внимание  к другому  человеку, чувство партнера, умение понимать  и адекватно  использовать  в процессе общения взгляды , позы, мимику. У них ослаблены механизмы, в норме  формирующиеся  еще в период довербального  развития коммуникации,  потребность в общении.

 

Только специалист должен разработать дифференциальные приемы коррекционно-педагогического воздействия, соответствующие уровню речевого  и когнитивного развития детей  с нарушением речи и провести консультирование родителей, чтоб они занимались систематически дома с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast_na_sayt.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения речи у детей раннего возраста.

Ранний возраст-сензитивный период в речевом развитии, поэтому любое неблагоприятное  воздействие  на организм ребенка  в этот период отражается  на его речи.

Речь- сложная  организованная функция, подверженная влиянию вредных воздействий ( биологических, социальных, психогенных). В связи с этим речевые нарушения  занимают значительное  место среди  других нервно-психических заболеваний, встречающихся в раннем возрасте.

  1. Соматические заболевания , изменения  привычной среды нередко  провоцируют  остановку развития  или задержку формирования речи.
  2. Вредные факторы, приводящие к нарушениям развития  речи детей, подразделяются на биологические ( асфиксия при рождении, энцефалиты, постнатальные травмы  головного мозга, тяжелые соматические  заболевания первых лет жизни) и социально-психологические ( неправильное воспитание, испуг, разлука с родителями).
  3. Тыжелые заболевания, которые приходится на период интенсивного формирования речи, т.е. сензитивный период.
  4. В отклонении  речевом развитии  определенную роль играет наследственная предрасположенность.

Речь -социальная функция, но как продукт  деятельности мозга  она имеет  физиологические механизмы . Поэтому для нормального и своевременного  ее развития необходима сохранность  всех мозговых структур, прежде всего, речедвигательного анализатора.  Его периферический отдел осуществляет  двигательный речевой акт, а центральный – отвечает за синтез двгательного акта, координацию  тонких речевых движений, их последовательность и переключаемость. Если речь начинает развиваться  на неблагоприятной основе, она будет  формироваться неполноценно, вызывая нарушения в других психических функциях.

Речевая патология- нарушение  важнейших  психических  функций, задержка  речевого развития  - у детей  раннего возраста имеет вариативные характер и степень выраженности. У одних детей это временное  состояние,  отставание в темпе развития речи, которое  при систематических логопедических занятиях проходит, у других  имеет функциональный характер и связано с органическим поражением мозга.

Процесс общения  детей с задержкой речевого развития  и общего недоразвития речи  со взрослыми  существенно  отличается  от нормы как по уровню, так и по основным  качественным показателям.

Таким образом, у детей с нарушением речи  страдают  и внеречевые механизмы общения: внимание  к другому  человеку, чувство партнера, умение понимать  и адекватно  использовать  в процессе общения взгляды , позы, мимику. У них ослаблены механизмы, в норме  формирующиеся  еще в период довербального  развития коммуникации,  потребность в общении.

Только специалист должен разработать дифференциальные приемы коррекционно-педагогического воздействия, соответствующие уровню речевого  и когнитивного развития детей  с нарушением речи и провести консультирование родителей, чтоб они занимались систематически дома с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логочас по теме "Зима". Совместная деятельность воспитателя с детьми ТНР (тяжёлое нарушение речи) старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми с тяжёлым нарушением речи старшего дошкольного возраста. Логочас включает: образовательные, воспитательные, развиваюшие задачи. Конспект разработан на осов...

РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста на 2014 – 2015 уче

Данная рабочая учебная программа соответствует образовательным стандартам и  может быть рекомендована для использования в учреждении дошкольного образования компенсирующей направленности для дете...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект  занятия  по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...