Здоровьесберегающие технологии в процессе оптимизации коррекционной деятельности учителя-логопеда
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Влияние здоровьесберегающих технологий (кинезиопрактик) на оптимизацию коррекции речевых нарушений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трухина А.А., учитель-логопед МБОУ Лицей №3 г.Воронеж

Слайд 2

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский Цель образования согласно современным представлениям ФГОС ДО сохранение и укрепление здоровья дошкольников в процессе их всестороннего развития с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей

Слайд 3

Здоровьесберегающие образовательные технологии технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога

Слайд 4

Особенности детей - логопатов нарушения речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств

Слайд 5

Нейропсихологический подход В основе подхода модель А.Р. Лурия о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга

Слайд 6

Кинезиологические упражнения– комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма

Слайд 7

Преимущества кинезиологической практики: не требует материальных затрат, удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, действует благоприятно на общее состояние здоровья, является одной из составляющих здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Слайд 8

Растягивающие упражнения «СНЕГОВИК» «СОРВИ ЯБЛОКИ»

Слайд 9

Упражнения с телом (на пересечение средней линии тела, на равновесие, пальчиковая гимнастика)

Слайд 10

«Нейроладошки» + кинезиодвижения

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика + кинезиодвижения упражнение «Часики»



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в процессе оптимизации коррекционной деятельности учителя-логопеда

Состояние здоровья воспитанников –показатель их успешной социализации и возможность качественного овладения образовательными компетенциями. Сегодня актуальными становятся педагогические технологии, предполагающие сбережение здоровья детей.

Технологии здоровьесбережения направленны на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. Необходим  комплексный  подход к ребенку на ранних этапах развития,  обеспечивающий  оздоровительную и развивающую стороны процесса его социализации в любом дошкольном образовательном учреждении

Контингент  учителя -логопеда составляют дети с поражением или дисфункцией определённых областей мозга. Следствием таких нарушений является сбой в развитии высших психических функций. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом.

Здоровьесберегающие технологии в сопряжении с логопедической помощью эффективные средства коррекции, помогающие достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей и общего оздоровления детей.

Нейропсихологическая коррекция- одно из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении. Сущность нейропсихологического подхода -соотнесение актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов. Опираясь на мозговую организацию ребенка этот подход развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции, позволяя наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.

 Одним из методов нейрокоррекции является «Гимнастика мозга» или Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, построенные на активизации деятельности двух полушарий головного
мозга Цель метода – посредством восстановления нарушенных межполушарных связей мозга улучшать и развивать характеристики психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение. Выполняя простые движения, мы стимулируем или запускаем эффективную работу мозга, решая интеллектуальные задачи, выстраивается эмоциональное равновесие, снимается стресс.

В рамках логопедического занятия этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания в начале работы, во время смены деятельности (как уход от гиподинамии и статичности), как  динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

Примеры упражнений, используемых мной в процессе коррекционной деятельности.

Растягивающие упражнения направлены на расслабление основных групп мышц и сухожилий для нормализации неконтролируемых чрезмерных мышечных напряжений и вялости, отлично подходят детям со слабым контролем поведения.

Упражнения: Снеговик (ребенок представляет себя сначала слепленной снежной фигурой, а затем начинает «таять», причем сначала растает и повиснет голова, затем опустятся плечи, расслабятся руки. Финал тренировки – ребенок мягко опускается на пол – теперь он стал талой водой)

Сорви яблоко  (Ребенок имитирует движения срывания яблок с дерева)

Телесные упражнения. Эти упражнения интегрируют полушария мозга, развивают бинокулярное зрение и координацию двух рук. На слайде комплекс упражнений с кинезиомешочками Упражнения расчитаны на выполнение  их в парах, группах и индивидуально.

Сочетание артикуляционной гимнастики с кинезиоупражнениями вносит разнообразие в рутинный процесс и нотку импровизации. Дети сильнее мотивируются предложением самостоятельно придумать движение к упражнению.

Упражнения на дыхание Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Детям с речевой патологией упражнения помогают выработке целенаправленной воздушной струи.

Выводы. Таким образом, нейропсихологический подход, учитывая особенности развития психики детей, может обеспечить комплексное воздействие на физиологический, психологический и социальный уровень развития каждого ребенка. Основываясь на специфическом соотношении внешнего воздействия с внутренним движением личности,  подход способствует коррекции психических функций, в частности речевого развития,  и, являясь основой здоровьесберегающей технологии,   всестороннему гармоничному развитию личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда

Основные методы, приемы и структура дыхательной гимнастики в ДОУ....

Конструкт коррекционной деятельности учителя-логопеда

Данный  материал  поможет  обобщить и систематизировать знания детей об Урале, закрепить пройденные обобщающие понятия, сформировать  грамматически  правильную  речь...

Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...

Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»...