Ворона учит звук р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
План-конспект сюжетного индивидуального занятия по автоматизации звука р .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ
ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ
Тема: «Ворона учит звук р»
Цель: автоматизация звука [р] в слогах
Задачи:
коррекционные: - уточнить правильную артикуляцию звука [р]
- закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах
- закреплять характеристику звука [р]
- тренировать сильный ротовой выдох
развивающие: - развивать зрительную память
- отрабатывать правильное употребление формы родительного падежа
единственного числа имен существительных.
воспитательные: стимулировать речевую активность.
Оборудование:
игрушка би-ба-бо Ворона, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркало, картинка-контур с буквой Р, стакан с водой, коктейльная трубочка, предметные картинки «Птицы»: сорока, воробей, ворона, грач, жаворонок.
- Организационный момент.
Здравствуй,… Смотри, кто к нам сегодня прилетел на занятие. Это ворона Каркуша, и она просит помочь научить ее каркать, потому что не умеет произносить звук [р]. Поможем ей? Научим ворону красиво и правильно произносить звук [р].
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Сначала мы покажем Каркуше, как нужно потренировать язычок. Выбирай карточки и выполняй упражнение перед зеркалом. (Упражнения уже знакомы ребенку, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие).
- «Улыбка, трубочка» - 5 сек.
- «Чашечка» - 5 сек.
- «Маляр» - 5 раз.
- «Вкусное варенье» - 5 раз.
- «Лошадка» - 5 раз.
- «Барабанщики» - 5-7 раз.
Дыхательная гимнастика
«Волшебные пузырьки». Каркуша принесла для тебя стакан с водой ,чтобы ты мог сделать волшебные пузырьки. Перед ребёнком – стакан с водой и коктейльная трубочка. Ребенок дует в трубочку, создавая бурю из пузырьков в стакане.
Анализ артикуляции звука [р].
- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
Характеристика звука
Расскажи Каркуше, какой звук [р].
- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.
- Итак, Звук [р] - согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
Произношение изолированного звука.
Поиграем в животных, которые умеют рычать. Раз, два, повернись и в животных превратись. Раз, два, три, сердитого тигра ты изобрази (грозного медведя, злую собаку) Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Физминутка
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (громко хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (тихо хлопать над головой в ладоши)
Игра «Поймай звук». Каркуша хочет узнать, как внимательно ты умеешь слушать. Я буду называть разные звуки, если услышишь звук [р], положи синий кружочек. В конце мы посчитаем, сколько звуков [р] ты услышал
а) на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
Автоматизация звука в слогах. Игра «Повтори». Будем учить Каркушу повторять, будь внимательным, повторяй за мной.
Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить. (На этапе автоматизации звук [р] тянется утрированно долго).
Слоговые ряды:
РА – РО – РУ - РЫ
РА – РА – РА
РУ – РУ – РУ
РО – РО – РО
РЫ – РЫ – РЫ
АР – ОР – УР - ЫР
АР – АР – АР
УР –УР – УР
ОР – ОР – ОР
ЫР – ЫР - ЫР
ДРА – ДРЫ – ДРО – ДРУ
ДРЫ – ДРО – ДРУ – ДРА
ДРО – ДРУ – ДРА – ДРЫ
ТРА – ТРЫ – ТРО - ТРУ
ТРЫ – ТРО – ТРУ - ТРА
ТРО – ТРУ – ТРА – ТРЫ
БРА – БРЫ – БРО – БРУ
ВРА – ВРЫ – ВРО – ВРУ
КРА – КРЫ – КРО – КРУ
Игра «Какая птица пропала» Перед ребенком выстелены предметные картинки с птицами. Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого ребёнок открывает глаза и называет, какой птицы не хватает. При этом логопед просит формулировать ответы по образцу: «Не хватает вороны».
- Заключитлеьная часть.
Каркуше пора возвращаться в лес. Тебе понравилось играть с ней? Какие игры тебе понравились больше всего? Ей тоже очень понравилось с тобой заниматься, в лесу она будет тренировать произношение звука [р]. А ты большой молодец, очень старался, и дома тоже будешь тренироваться.
Домашнее задание.
Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [р].
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – глубокая нора.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ру-ру-ру – скачет кенгуру.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – полетели комары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия Тема: «Гном Весельчак учит звук –Р»
Задачи:1. Образовательная – учить изолированно и в сочетании с другими звуками произносить звук Р; развивать фонематический слух через определение звука в слове и подборе рифм; упражнять в умении пере...
Учим звуки "С" и "Ш"
Игры и задания , представленные в этой методической разработке,помогут выработать четкую артикуляцию звуков "С" и "Ш", закрепить навыки правильного произношения этих звуков....
Речевой материал "Учим звук [ш]".
Речевой материал для автоматизации звука [ш] оформлен в виде карточек, удобен в применении. Поможет родителям отработать правильное произношение поставленного звука....
Речевой материал "Учим звук [ж]".
Речевой материал для автоматизации звука [ж] оформлен в виде карточек, с постепенным усложнением. Для одного занятия с ребёнком рекомендуется выполнить задание по одной из карточек, соблюдая последова...
Конспект логопедического занятия "Учим звук Р в деревне Простоквашино"
Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р....
Учим звуки Л - Ш, Л - Ж, Л- В.
В пособии собраны задания по автоматизации звуков Л-Ш, Л-Ж и дифференциацию звуков Л-В...
Конспект коррекционно-развивающего занятия " Как мама ворона учила воронёнка говорить"
Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звука Р на уровне слога, слова , словосочетания и фразы....