Ворона учит звук р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Соловьева Владлена Витальевна

План-конспект сюжетного индивидуального занятия по автоматизации звука р . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ

ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА  [Р] В СЛОГАХ

Тема: «Ворона учит звук р»

Цель: автоматизация звука [р] в слогах

Задачи:

коррекционные: - уточнить правильную артикуляцию звука [р]

                             - закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах

                             - закреплять характеристику звука  [р]

                             - тренировать сильный ротовой выдох

развивающие:   - развивать зрительную память

                           - отрабатывать правильное употребление  формы родительного падежа            

                             единственного  числа имен существительных.

воспитательные: стимулировать речевую активность.

Оборудование:

игрушка би-ба-бо Ворона, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркало, картинка-контур с буквой Р, стакан с водой, коктейльная трубочка, предметные картинки «Птицы»: сорока, воробей, ворона, грач, жаворонок.

  1. Организационный момент.

Здравствуй,… Смотри, кто к нам сегодня прилетел на занятие. Это ворона Каркуша, и она просит помочь научить ее каркать, потому что не умеет произносить звук [р]. Поможем ей? Научим ворону красиво и правильно произносить звук [р].

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Сначала мы покажем Каркуше, как нужно потренировать язычок. Выбирай карточки и выполняй упражнение перед зеркалом. (Упражнения уже знакомы ребенку, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие).

- «Улыбка, трубочка» - 5 сек.

- «Чашечка» - 5 сек.

- «Маляр» - 5 раз.

- «Вкусное варенье» - 5 раз.

- «Лошадка» - 5 раз.

- «Барабанщики» - 5-7 раз.

Дыхательная гимнастика

«Волшебные пузырьки». Каркуша принесла для тебя стакан с водой ,чтобы ты мог сделать волшебные пузырьки. Перед ребёнком – стакан с водой и коктейльная трубочка. Ребенок  дует в трубочку, создавая бурю из пузырьков в стакане.

Анализ артикуляции звука  [р].

- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

- Правильно.

Характеристика звука

Расскажи Каркуше, какой звук [р].

- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

- Итак,  Звук [р] - согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

Произношение изолированного звука.

Поиграем в животных, которые умеют рычать. Раз, два, повернись и в животных превратись. Раз, два, три, сердитого тигра ты изобрази (грозного  медведя, злую собаку) Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Физминутка

Вот под елочкой зеленой (встать)

Скачут весело вороны: (попрыгать)

Кар-кар-кар!  (хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (громко хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

Кар-кар-кар! (тихо хлопать над головой в ладоши)

Игра «Поймай звук». Каркуша хочет узнать, как внимательно ты умеешь слушать. Я буду называть разные звуки, если услышишь звук [р], положи синий кружочек. В конце мы посчитаем, сколько звуков [р] ты услышал

а) на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Автоматизация звука в слогах. Игра «Повтори». Будем учить Каркушу повторять, будь внимательным, повторяй за мной.

 Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить. (На этапе автоматизации звук [р] тянется утрированно долго).

Слоговые ряды:

РА – РО – РУ - РЫ

РА – РА – РА  

РУ – РУ – РУ

РО – РО – РО

 РЫ – РЫ – РЫ

АР – ОР – УР - ЫР

АР – АР – АР

УР –УР – УР

ОР – ОР – ОР

ЫР – ЫР - ЫР

ДРА – ДРЫ – ДРО – ДРУ

ДРЫ – ДРО – ДРУ – ДРА

ДРО – ДРУ – ДРА – ДРЫ

ТРА – ТРЫ – ТРО - ТРУ

ТРЫ – ТРО – ТРУ - ТРА

ТРО – ТРУ – ТРА – ТРЫ

БРА – БРЫ – БРО – БРУ

ВРА – ВРЫ – ВРО – ВРУ

КРА – КРЫ – КРО – КРУ

Игра «Какая птица пропала» Перед ребенком выстелены предметные картинки с птицами. Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого ребёнок открывает глаза и называет, какой птицы не хватает. При этом логопед просит  формулировать ответы по образцу: «Не хватает вороны».

  1. Заключитлеьная часть.

Каркуше пора возвращаться в лес. Тебе понравилось играть с ней? Какие игры тебе понравились больше всего? Ей  тоже очень понравилось с тобой заниматься, в лесу она будет тренировать произношение звука  [р]. А ты большой молодец, очень старался, и дома тоже будешь тренироваться.

Домашнее задание.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [р].

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Тема: «Гном Весельчак учит звук –Р»

Задачи:1. Образовательная – учить изолированно и в сочетании с другими звуками произносить звук Р; развивать фонематический слух через определение звука в слове и подборе рифм; упражнять в умении пере...

Учим звуки "С" и "Ш"

Игры и задания , представленные в этой методической разработке,помогут выработать четкую артикуляцию звуков "С" и "Ш", закрепить навыки правильного произношения этих звуков....

Речевой материал "Учим звук [ш]".

Речевой материал для автоматизации звука [ш] оформлен в виде карточек, удобен в применении. Поможет родителям отработать правильное произношение поставленного звука....

Речевой материал "Учим звук [ж]".

Речевой материал для автоматизации звука [ж] оформлен в виде карточек, с постепенным усложнением. Для одного занятия с ребёнком рекомендуется выполнить задание по одной из карточек, соблюдая последова...

Конспект логопедического занятия "Учим звук Р в деревне Простоквашино"

Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р....

Учим звуки Л - Ш, Л - Ж, Л- В.

В пособии собраны задания по автоматизации звуков Л-Ш, Л-Ж и дифференциацию звуков Л-В...

Конспект коррекционно-развивающего занятия " Как мама ворона учила воронёнка говорить"

Конспект индивидуального логопедического  занятия для автоматизации звука Р на уровне слога, слова , словосочетания и фразы....