Статья "РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ (НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОУ)"
статья по логопедии

ШЕРСТНЕВА АЛЬМИРА РОМАНОВНА

В статье рассматривается тема реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в дошкольных учреждениях с использованием новых технологий. Обсуждаются основные принципы организации инклюзивной образовательной среды и предлагаются новые подходы к проведению реабилитационных мероприятий. Рассматриваются примеры применения современных технологий, таких как робототехника, виртуальная реальность и специализированное оборудование для инвалидов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ (НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОУ)


Аннотация: В статье рассматривается тема реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в дошкольных учреждениях с использованием новых технологий. Обсуждаются основные принципы организации инклюзивной образовательной среды и предлагаются новые подходы к проведению реабилитационных мероприятий. Рассматриваются примеры применения современных технологий, таких как робототехника, виртуальная реальность и специализированное оборудование для инвалидов.

Ключевые слова: реабилитация, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, дошкольные учреждения, инклюзия, робототехника, виртуальная реальность, специализированное оборудование.

Введение

В современном мире вопросы инклюзии и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью становятся все более актуальными. Новые технологии и развитие науки позволяют разработать новые подходы к этой проблеме. В данной статье будет рассматриваться тема реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в дошкольных учреждениях с использованием новых технологий.

Один из основных принципов организации инклюзивной образовательной среды - это равноправие и уважение к индивидуальным особенностям каждого ребенка [1].

Важным элементом реабилитации является проведение реабилитационных мероприятий с использованием новых технологий.

Одним из основных принципов реабилитации является использование индивидуальных подходов к каждому ребенку. Это позволяет учитывать все индивидуальные особенности и потребности ребенка в процессе реабилитации [4].

В мире в настоящее время активно разрабатываются протоколы реабилитации и обучения с использованием новых технологий, таких как робототехника, виртуальная реальность и специализированное оборудование для инвалидов.

Новые технологии в рамках реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью в ДОУ

Развитие новых технологий в медицине и образовании даёт возможности для эффективной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в детских образовательных учреждениях (ДОУ). Эти технологии включают в себя различные методы и приёмы, которые помогают детям с ОВЗ и инвалидностью улучшить свои навыки, повысить уровень самостоятельности, а также принимать активное участие в жизни общества [6]:

  1. Одной из таких технологий является использование компьютеров и интерактивных досок, которые упрощают процесс обучения и позволяют детям с ОВЗ и инвалидностью лучше взаимодействовать с учебным материалом [7]. Это позволяет улучшить понимание материала и облегчить процесс обучения.

2. Другим важным аспектом является использование сенсорных игр и специальных программных средств, которые позволяют детям с ОВЗ и инвалидностью развивать свои коммуникативные и социальные навыки [5]. Кроме того, музыкальные и художественные программы также широко применяются в реабилитационной практике, помогая развить творческое мышление и улучшить эмоциональное состояние.

4. Робототехника - одна из важнейших новых технологий, которая может быть использована в рамках реабилитационных мероприятий в ДОУ. Роботы, способные воспринимать информацию и взаимодействовать с человеком, могут быть использованы для создания специальных программ, способствующих развитию различных навыков [3]. Например, роботы могут использоваться для обучения социальным навыкам и основам моторики.

5. Другой новой технологией, которая может быть использована для реабилитации, является виртуальная реальность. Виртуальная реальность может быть использована в различных областях реабилитации, включая физическую, речь и поведенческие расстройства [5]. Реабилитационные программы в ДОУ на основе виртуальной реальности помогают детям улучшать координацию движений, развивать когнитивные навыки, учиться взаимодействовать с окружающей средой и улучшать коммуникативные навыки.

4. Ещё одной технологией является использование специального оборудования для физической реабилитации в ДОУ, такие как моторные тренажёры, а также методов спортивной реабилитации[7]. Эти методы помогают укрепить мышцы, увеличить силу и гибкость, а также повысить общую физическую подготовку детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специализированное оборудование для инвалидов является еще одной новой технологией, которая может быть эффективно использована в реабилитационных целях.

Оно включает в себя такое оборудование, которое помогает инвалидам улучшать свои возможности передвижения, развивать моторные навыки и повышать комфортный уровень жизни.

Одним из примеров нового специализированного оборудования является устройство, которое позволяет незрячим детям учиться читать пальцами виртуальный текст с помощью специальных наушников.

Внедрение новых технологий в реабилитационные программы дает возможность индивидуализировать процесс реабилитации для каждого ребенка и обеспечить максимальный эффект [2]. Однако, необходимо понимать, что наличие новых технологий не является гарантией успешности реабилитационных мероприятий. Важно правильно выбрать и применять технологии, а также проводить качественную диагностику и мониторинг эффективности реабилитационных программ.

Таким образом, включение новых технологий в реабилитационные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является важным шагом для обеспечения индивидуального подхода в реабилитации и повышения эффективности процесса.

Внедрение и использование новых технологий позволяет сделать процесс реабилитации более доступным, эффективным и комфортным для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [6].

Новые технологии также улучшают качество жизни не только детей, но и их семей. Современные устройства помогают уменьшить нагрузку на родителей и опекунов, которые заботятся о ребенке с ограниченными возможностями здоровья. Например, многие устройства позволяют контролировать состояние здоровья ребенка, отслеживать прием медикаментов, а также предоставлять информацию о возможных проблемах.

Однако, вместе с технологическими достижениями в реабилитационной медицине необходимо не забывать о важности человеческого фактора и комплексного подхода к реабилитации.

Специалисты должны учитывать особенности каждого ребенка, а также учитывать медицинские показатели и противопоказания для использования новых технологий.

Заключение

Таким образом, новые технологии в рамках реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью в детских образовательных учреждениях позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья повысить свой уровень комфорта и качества жизни, а также получить возможность выражать себя через различные технологические средства.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что новые технологии в реабилитации являются вспомогательным инструментом, а не единственным методом лечения. Работа с ребенком должна проводиться комплексно, с учетом медикаментозного лечения, речевых и логопедических занятий, работы с психологом и других компонентов реабилитационной программы.

Несмотря на несомненные преимущества новых технологий, внедрение их в реабилитационный процесс требует существенных финансовых затрат и квалифицированных специалистов, которые могут работать с этим оборудованием в ДОУ. Поэтому, для того чтобы использование новых технологий в реабилитации стало более доступным и широкоприменяемым, необходимо продолжить исследования и развитие технологий, а также создание дополнительных механизмов государственной поддержки и финансирования.

Литература

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.: Норма, 2019. – 368 с.
  2. Дробахина И.К. Комплексный подход в разработке индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. -Известия УрО РАО. Екатеринбург, 2019. - № 6 (63).  - С. 127-141.
  3. Марченко А.А. Инновационные технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Межвузовский сборник научных трудов, 2017. - Т.1 (6). - C. 118-125.
  4. Найденышева Е.М., Данковцев О.А. Социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения //  Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2020. – С. 184-186
  5. Стрелкова Н.М., Н.И. Федорова. Использование компьютерных технологий для реализации инклюзивного образования на уроках физической культуры // Инновационная наука, 2018. - Т.1 (23). - C. 49-54.
  6. Тер-Григорьянц Р.Г. Новые подходы в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Вестник Научно-методического центра дошкольного образования. - 2017. - Т.1 (16). - C. 86-91.
  7. Федоткина Л. В., Говорухина О. А. Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. - 2020. - Т.2 (39). - C. 121-128.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие "Компьютерные технологии, применяемые на коррекционных занятиях"

Сейчас дети все чаще отказываются от обычных занятий, но какой интерес у них вызывает занятие с использованием компьютера, поэтому я стараюсь разнообразить свое занятие с использованием ИКТ....

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Здровьесберегающие технологии применяемые в ДОУ

Подробное описание видов здоровьесберегающих технологий применяемых в детском саду для оздоровления детей....

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду

В работе раскрывается понятие "здоровьесберегающие технологии", его суть и принципы применения в работе воспитателя детского сада; описаны виды данных технологий и формы оздоровительной работы в дошко...

Мои методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые на музыкальных занятиях

   От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Презентация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп....