Учебное пособие "Компьютерные технологии, применяемые на коррекционных занятиях"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Солойденко Олеся Анатольевна

Сейчас дети все чаще отказываются от обычных занятий, но какой интерес у них вызывает занятие с использованием компьютера, поэтому я стараюсь разнообразить свое занятие с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soloydenko_olesya_anatolevna_kompyut._tehnologii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии

в коррекционной работе

(дети среднего и старшего дошкольного возраста)

                                                                                                 Солойденко Олеся Анатольевна

                                                                                                 учитель-логопед

Нефтеюганское районное муниципальное детское образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №25 «Солнышко», г.п.Пойковский

Актуаль-ность

    В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных  программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
        Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет,  что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.

  Как часто в практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения ребенка, а все равно ребенок не включается в занятие.

И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере. Все мы слышали о коррекционно-развивающих программах «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и другие, которые действительно могут помочь в данной ситуации. К сожалению, не всегда логопед может приобрести данные программы в свой арсенал. При желании, свой творческий потенциал логопед может направить на разработку аналогичных (а может даже лучших) программ или отдельных упражнений, которые станут затратными только по времени.

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые

Научная обоснован-ность идеи

возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, возможности вариантов обучения. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. С компьютерными технологиями должен работать специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила пользования компьютера, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей. Компьютерные игры могут быть полезны лишь в тех детских садах, где царит творческая атмосфера, искренняя заинтересованность в развитии каждого воспитанника.

цели

Цели использования компьютерной технологии:

Оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Работа с компьютерной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер -ребенок.

задачи

   Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.

Развитие познавательной активности, самоконтроля.

Активизация словаря.

Закрепление знаний цветов спектра.

Развитие мелкой моторики руки.

Создание положительного эмоционального фона.

Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.

Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

       Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр, среди них - «Алик. Скоро в школу»; «Планета чисел для малышей»; «Забавные картинки»; «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия»; «Волшебный букварь»; «Флора и фауна»; «Пятачок и разные звери»; «Дракоша и занимательная география»; «Вини - Пух учится читать»; «Вини- Пух в волшебном лесу»; «Гарфилд - малышам. Развиваем мышление»; «Гарфилд - малышам.

Развиваем речь»; «Пятачок в волшебном лесу»; «Дракончик Гоша спасает черепах» и другие.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Можно создавать свои слайдовые презентации по теме занятия.

Например тема занятия  «Звук  и буква С». По структуре занятия начинам делать слайды.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционный уклад звука С.

3. Знакомство с буквой С.

4. Игры с буквой и звуком С («Четвертый лишний, «Чего не стало», «Что общее?» и т.д.

5. Звуковой анализ слов со звуком С.

6. Физминутка  

7. На что похожа буква С (подобрать картинки) и т.д.

Также можно по любой лексической теме: «Посуда», «Мебель», «Транспорт» и т.д. Эти презентации очень интересны детям и имеют большую пользу.

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

для детей 6 лет I-II групп здоровья - 15минут в день;

для детей 6 лет III группы здоровья  - 10 минут вдень;

для детей 5 лет I-II групп здоровья  - 10 минут в день;

для детей 5 лет III группы здоровья - 7 минут в день;

для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;

для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня - оптимальна;

вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).

Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать

сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Ожидаемые результаты

Использование компьютерных технологий в коррекционно - развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя - логопеда.

Компьютерная технология имеет следующие преимущества:

Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).

Возможность самореализации детей.

Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).

Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от

возможностей ученика, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).

Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.

Сокращение сроков реабилитации.

Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).

Данная технология предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего и среднего дошкольного возраста. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Успешно её использование на занятиях в логопедическом пункте в условиях ДОУ. Данную технологию можно использовать как часть индивидуального занятия.  Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, нужно объяснить, что монитор, микрофон, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа "мышь" помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показать ребёнку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделяется формированию правильного расположения перед монитором. Дети учатся, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поставить ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого ребенка подбирается наиболее удобная для него поза. Особое значение имеет правильный выбор порога чувствительности микрофона, который нужно установить для каждого ребёнка индивидуально.

вывод

Логопедическая коррекционная компьютерная технология  помогает мотивировать ребёнка к трудной для него работе, делает занятие привлекательным, обеспечивает необходимый психологический и эмоциональный настрой, а также значительно сокращает  время формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использование компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих занятия на логопункте.

Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

литература

Подводя итоги, я предполагаю, что применение компьютерных программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Список использованной литературы.

Леонова Л, А, "Дошкольник и компьютер" издательство Москва - Воронеж 2004.

Гаркушина Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. " Новые информационные технологии в логопедической работе" Логопед М., 2004. № 2.

Лизунова Л.Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые на музыкальных занятиях

   От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Статья: "Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе"

В данной статье будет проведен анализ современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе в ДОУ....

«Инновационные технологии, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками в условиях ДОУ»

В статье рассматривается использование иннавационных образовательных технологий , применяемых в образовательном процессе детей дошкольного возраста . Описаны основные виды иновационных технологий , пр...

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»

laquo;Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме....

Здоровьесберегающие технологии используемые на коррекционных занятиях.

Здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, ...