Трансляция опыта «Обзор и содержание коррекционно-образовательных технологий, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (Т
презентация по логопедии

Светлана Валентиновна Кремлева

В статье изложен опыт применения коррекционно-образовательных технологий учителя-логопеда, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (ТНР) и младшего дошкольного возраста с тяжёлым множественным нарушением развития (ребёнок с синдромом Дауна)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обзор и содержание коррекционно-образовательных технологий, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (ТНР) и младшего дошкольного возраста с тяжёлым множественным нарушением развития (ТМНР)»

 Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Для повышения качества и эффективности логопедической коррекции мной применяются  спектр педагогических технологий:  Здоровьесберегающие; игровые; информационно-коммуникационные.

Контингент детей, нозологическая группа:

1. Дети 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи

(группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи)

2. Дети (1 ребёнок) 3-4 лет с синдромом Дауна

Цель: успешная коррекция и компенсация нарушений в развитии речи у детей с ТНР; коррекция нарушений в развитии речи детей с ТМНР (синдромом Дауна); разностороннее развитие детей с учётом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Успешная социализация детей с ОВЗ и инвалидностью в общество.

Задачи в разделе «Коррекционное образование»:

Коррекция и развитие всех сторон речи у детей с ТНР:

  • Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).
  • Формирование полноценной фонетической системы (артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия).
  •  Активизация и обогащение лексического запаса дошкольников с ТНР.
  • Практическое усвоение и развитие грамматических средств языка.
  • Развитие навыков связной речи дошкольников.
  • Развитие коммуникативной сферы детей.

Задачи в разделе «Инклюзивное коррекционное образование»:

  • Обеспечение коррекции нарушений развития речи ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей и его социальной адаптации.

 Вариативность коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность учителя-логопеда МБДОУ «Тотемский детский сад №9 «Сказка»

 Один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан.

Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: 

задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

На слайде схематично и иллюстративно представлена система применения КОТ в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ и инвалидностью МБДОУ «Тотемский детский сад №9 «Сказка» в разделах:

«Коррекционное образование» и «Инклюзивное коррекционное образование»

Обзор применяемых здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной работе:

Дети с ТНР – это, как правило, дети с различными психофизиологическими особенностями, для которых необходимо применение здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья обучающихся с ОВЗ.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить ребёнку дошкольного возраста возможность сохранения здоровья на период  дошкольного детства и обеспечить безбарьерный переход к периоду школьного обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Спектр применяемых мной в логопедической практике видов здоровьесберегающих технологий выгладит следующим образом:

  • Артикуляционная гимнастика,
  •  Дыхательная гимнастика,
  •  Пальчиковая гимнастика;
  • Физминутки
  • Психогимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Самомассаж (с использованием сухого бассайна);

 су-джок терапия

 Область применения коррекционно-образовательных технологий (далее-КОТ) в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ и инвалидностью:
-
Моторная сфера детей (артикуляционная, мелкая и общая моторика).
- Фонетическая система языка (звукопроизношение, фонематическое восприятие и слух).
- Лексические средства языка и грамматический строй речи детей;
- Просодические характеристики речи (речевое дыхание; темп, ритм, голос; интонация);
- Здоровье и укрепление нервной системы детей.
Система применения КОТ в работе учителя-логопеда:
Система применения корррекционно-образовательных технологий представлена комплексом игр и упражнений коррекционно-развивающей направленности на индивидуальных; подрупповых и групповых логопедических занятиях.

 Ориентиры (предполагаемый результат) применения КОТ в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ и инвалидностью:
1. Сформированность артикуляционной моторики детей до уровня владения произношением всех согласных звуков русского языка.
2. Сформированное речевое дыхание и целенаправленной воздушной струи - подготовленная база для развития голоса (силы, модуляции) и коррекции звукопроизношения.
3. Укреплённая мелкая мускулатура пальцев рук и снятие мышечного напряжения у детей со спастикой мускулатуры;  увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.
4. Ориентировка ребёнка в пространстве (собственного тела, микропространстве, пространстве листа); сформированность чувства ритма; зрительно-двигательная координация.
5. Развитая фонетическая система детей (сформированные навыки звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия и звуковой анализ).
6. Расширенный лексический запас дошкольников.
7.  Усвоенные грамматические нормы языка (способность к словоизменению, словообразованию; грамматическое структурирование предложений и текстов, достаточное для нормального функционирования социально-коммуникативной сферы детей).

Здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью логопедической работы с разными категориями детей, имеющими ОВЗ.

Цель: сформировать осознанную установку у детей на здоровый образ жизни, итие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Обеспечение данной цели реализуется через решение следующих задач:

Задачи:

  • Обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  • Развивать у дошкольников физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность

У обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в силу определённых нарушений психофизического развития наблюдаются различные дефициты, что обуславливает необходимость проведения комплексной коррекционно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих техник:

  •  Артикуляционная гимнастика,
  •  Дыхательная гимнастика,
  •  Пальчиковая гимнастика;
  • Физминутки
  • Психогимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Самомассаж (с использованием сухого бассайна); су-джок терапия

  1. Артикуляционная гимнастика в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ и инвалидностью:

В практике коррекционно-логопедической работы у детей с ТНР активно используется артикуляционная гимнастика с целью активизации артикуляционной моторики и расширения объёма движений губ, языка, нижней челюсти, динамического развития мышц артикуляционного аппарата. В своей практике коррекционного воздействия я использую технологию И.А.Волошиной, Н.В. Нищевой Т.А. Куликовской, Е. М. Косиновой, Коноваленко В.В.  Коноваленко С.В., Анищенковой Е.С.                            

Результат применения технологии:

В результате применения данного вида здоровьесберегающей технологии у детей 5-7 дет с ОНР 3 уровня наблюдается следующая динамика развития артикуляционной моторики:

  • у 100% детей группы выработаны полноценные движения и артикуляционный уклад проблемных фонем (ЗРО; группы свистящих; шипящих; соноры; аффрикаты);
  • у всех детей группы, имеющих  дизартрию, моторную алалию сгладилась неврологическая симптоматика (увеличился функционал артикуляционной моторики); повысился тонус при атаксии языка.
  • осуществляется тренировка артикуляционного праксиса  (дети могут удерживать статические позиции языка, губ, челюстей и динамические: «Качели»; «Оближи по кругу» «Работают дворники у машины»);
  • артикуляционный аппарат детей с ОНР 3 уровня подготовлен к последовательной нагрузке при постановке звуков из сложных фонетических групп;
  • наблюдается существенная динамика в коррекции произносительной стороны речи у детей с заключением «дизартрия».

 

Обзор применяемых практик и методических материалов авторов данной здоровьесберегающей практики в работе с детьми 

В своей практике коррекционного воздействия я использую технологию И.А.Волошиной, Н.В. Нищевой Т.А. Куликовской, Е. М. Косиновой, Коноваленко В.В.  Коноваленко С.В., Анищенковой Е.С.                            

 «Инклюзивное коррекционное образование»: развитие артикуляционной моторики у детей с ТМНР, с СНР при интеллектуальных нарушениях

У детей данной нозологии коррекция нарушений в развитии устной речи ребёнка в связи с дефицитом познавательной деятельности предполагает внедрение особых условий обучения правильному произношению звуков русского языка, к которым следует отнести:

- выработка навыка правильного речевого диафрагмального дыхания и уточнение верной артикуляции гласных,

– конкретизация и уточнение артикуляционной позы и уклада изучаемого звука;

– выработка и тренировка точных моторных навыков артикуляционного аппарата (губ, челюстей; языка);

– тренировка артикуляционного праксиса для совершенствования артикуляционной моторики детей.

Основные приемы обучения:

  • выполнение артикуляционной гимнастики с использованием индивидуальных зеркал;
  • опора на наглядность (насыщение занятия предметными либо сюжетными картинками)
  • включение в структуру занятий интерактивных компьютерных коррекционно-развивающих игр и другие,

дающие возможность ребёнку с интеллектуальным нарушением условия к овладению нужными речевыми компетенциями на занятиях учителя-логопеда.

  1. Физминутки в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ и инвалидностью

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности детей       

Польза данной здоровьесберегаающей технологии для здоровья детей:

  •  улучшают кровообращение,
  •  снимают утомление мышц,
  •  активизируют мышление детей, разгружают

нервную систему ребёнка с ОВЗ

  • создают положительные эмоции и повышают интерес к

занятиям.

Физминутки проводятся в момент снижения концентрации

 внимания детей на занятии для предупреждения

 утомления. Обычно дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный вдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

 Основные требования к проведению физкультминуток:

• проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.) ; • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания.

Обзор используемых методических материалов по использованию техники физминуток у детей с ОВЗ

В своей практике коррекционного воздействия я использую технологию

  • Н.В. Нищева "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
  • Т.А. Ткаченко «Физминутки для развития пальцевой моторики»
  • Картотека физкультминуток и динамических пауз для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи (материалы консультации для педагогов и родителей) Л.В. Таболина
  • Л.Н. Смирнова «Логопедия» 5-6; 6-7 л.

3. Дыхательная гимнастика

Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика используется в процессе логокоррекционных занятий с целью развития речевого дыхания. В основе самих дыхательных упражнений лежит принцип с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. (метод Бутейко)

Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.). Выполнение дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему дошкольника.

Речевого дыхание - база для правильного развития звукопроизношения, плавности речи (ускоренный темп речи (полтерн, баттаризм)), ЛГНР (проглатывание окончаний при согласовании слов); голоса, артикуляции.

В коррекционно-образовательной работе я использую методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика Стрельниковой строится на усилении воздухообмена в легких и имеет важное значение для здоровья детей в части насыщения организма кислородом, поддержания мышечного тонуса. Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией  нормализовать голос,  интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. На иллюстрации показаны некоторые упражнения из применяемых техник по Стрельниковой при коррекции заикания. («Насос», «Перекаты», «Обхвати плечи») Эти упражнения помогают улучшить вентиляцию легких и выработать глубокое дыхание.

4.  Пальчиковая гимнастика

Данная технология здоровьесберегающей направленности используется в процессе коррекционных занятий с целью развития мелкой моторики рук

посредством решения следующих задач:

  • укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук;
  • снятие мышечного напряжения,
  • развитие ручной умелости, глазомера,
  • развитие умения согласовывать слова и жесты (координация речи и движения);
  • совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентировка в пространстве,
  • развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

Для развития тонких дифференцированных движений рук мной и педагогами группы используются пальчиковые игры; игры с мелким конструктором (лего), пазлы, раскрашивание и штриховка рисунков, графические упражнения

 («Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками»).

На фронтальных и индивидуальных занятиях мной используется

картотека пальчиковых упражнений по лексическим темам, которые проиллюстрированы на слайде.

Обзор используемых методических материалов по технике пальчиковых игр следующих авторов:

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»
  • Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
  • Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
  • Н.В. Нищева Современная система коррекционной работы в группе компенсирущей направленности для детей с нарушением речи»

5. Самомассаж, как одна из техник здоровьесбререгающей технологий логокоррекционного воздействия.

 Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Суть массажа состоит в воздействии массажных движений посредством различных упражнений. Механизм нормализации мышечного тонуса происходит посредством стимуляции тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон. Таким образом, благотворно развивается речевая функция ребёнка. 

Польза данной здоровьесберегающей технологии для здоровья детей:

  • Нормализации мышечного тонуса;
  • Стимуляции тактильных ощущений;
  • Увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
  • Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
  • Формируются предпосылки моторных компетенций в овладении техникой письма.         

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Этот массажный комплекс состоит из трех типов упражнений:

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  • Самомассаж ладоней.
  • Самомассаж пальцев рук.

Для самомассажа кистей и пальцев рук эффективен «сухой бассейн». Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» с различными наполнителями (горохом, фасолью…)

  • Су-джок терапия используется в целях массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма детей. В логопедическом кабинете имеется картотека стихотворных текстов для применения данной техники в работе с детьми.

6. Психогимнастика

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Регулярное проведение таких упражнений позволит:
• выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
• стабилизировать общий тонус организма;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• улучшить фонематический слух;
• формировать умение изменять модуляцию голоса;
• улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
• повысить речевую активность;
• оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой.

В коррекционно-образовательной работе я использую методику и картотеку упражнений учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский, Дурнева Марина Алексеевна.

"Ракушка"
В море мы нашли ракушку. (дети складывают ладони лодочкой)
Мы ее приложим к ушку, (прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу)
И морозною зимой (прикладывают ладонь к левому уху)
Будем слушать мы прибой. (наклоняют голову влево)

"Черепаха"
Вот гуляет черепаха, (дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх)
Прячет голову от страха. (с напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди)

"Ежик"
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)
Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. (слегка касаясь пальцами, провести по щекам)
Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)
Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. (кулачками массировать крылья носа)

"Муравей"
Муравей залез на ножку, (дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох))
Мы посмотрим, где же он, (тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу)
Мы стряхнем скорее крошку (потряхивают ногой (выдох))
И немного отдохнем. (расслабляются)

"Солнце и тучка"
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и свежо. (дети съёживаются, обнимая себя за плечи)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки. (расслабляют плечи, расслабляются)

 Авторы используемых в практике логопедического сопровождения техник психогимнастики:

1. Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. Речедвигательная ритмика.

2. Алябьева ЕЛ. Психогимнастика в детском саду.

3. Чистякова М.И. Психогимнастика.

7.  Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Гимнастика для глаз полезна детям с ТНР в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.  

Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3)комплексы по словесным инструкциям.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.

 Любопытная Варвара

смотрит влево!

смотрит вправо!

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет

(глазки не напряжены и расслаблены).

А Варвара смотрит вверх –

выше всех, дальше всех!

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

 Обзор используемых материалов по гимнастике для глаз у детей с ОВЗ

1. «Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста  - гимнастика для глаз».

2. М.В. Еромыгина Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика

3. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста Методическое сопровождение. Комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе.

4. И.А. Бойко «Упражнения для глаз»

8. Игровые технологии

Эффективным средством при обучении детей с нарушением в развитии являются игровые технологии. Основоположниками игровых технологий в педагогике явились Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н. В их исследованиях игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровых технологий в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-образовательной работы, развитие познавательного интереса.  

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • Обучающая (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • Диагностическая (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • Социально-коммуникативная (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития);
  • Коррекционная (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • Развлекательная (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

 Результат применения игровых технологий в коррекционно-образовательной работе:

  • Игровая образовательная технология способствует созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  •  сохраняет элемент конкуренции и соревнования внутри групп.
  • повышается мотивация к занятиям,
  •  повышается результативность коррекционно-образовательной работы,
  • развивается познавательный интерес. 

С применением игровых технологий корректируется и развивается речевая сфера и ВПФ детей с нарушением в развитии.

 Спектр применяемых игр в логопедической практике сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.

На логопедических занятиях используются:

дидактические, настольно-печатные, словесные, коррекционно-развивающие,

игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

 Обзор используемых в КОР дидактических игр:

  • Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звукослогового анализа и синтеза: «Веселый паровозик» «Рыбалка» «Слоговой домик» «Звуковые дорожки» и др.
  •  Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай 1-5»,«Из чего сделано?», «Мой, моя, моё?», «Чья мама?», «Чей хвост?», «Скажи наоборот» и другие.
  • Игры для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Исправь предложение»
  • Игры для развития высших психических функций: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты»
  • Игры на знакомство с буквами: «Допиши букву», «Найди такую же букву», «Найди букву», «Буквы спрятались», «Ребусы»

9. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном и коррекционно-образовательном процессе. Логопеды активно включаются в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Цель использования ИКТ в коррекционно-образовательной работе логопеда:

Оптимизация обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, реализация коррекционных задач в коррекционно-образовательный процесс.

Польза для коррекционно-образовательного процесса:

  •  Улучшает усвоение материала, возможность применять полученный опыт в различных ситуациях
  • Увеличивает речевую активность
  • Повышает мотивацию детей к занятиям
  • Сокращает время достижения поставленных задач, повышает заинтересованность детей в занятиях
  • Индивидуализация коррекционного воздействия (предоставляет логопеду возможность подойти к каждому ребёнку с учётом его потребностей)
  •  Формирует и совершенствует межличностное общение,
  • Возможность самооценки: позволяет обучающемуся осознанно контролировать и исправлять свои ошибки, ориентирует на успех.

ИКТ целесообразно использовать на индивидуальных,  подгрупповых фронтальных занятиях. Отдельные задания  на компьютере могут включаться в основные занятия. Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребёнка (соблюдение СанПиН). Наиболее соответствуют данным требованиям компьютерная программа интерактивного коррекционного тренажёра «Логомер-2».  

Одной из важных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение детьми дошкольного возраста правильной речью. Однако на занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы и с другой коррекционной направленностью:

  • Развитие слухового восприятия,
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков,
  • Развитие связного высказывания,
  •  Развитие ВПФ (логического мышления, зрительной и слуховой памяти и других).

Результат применения ИКТ технологии для развития лексико-грамматического строя речи детей 7 года жизни с ТНР в части формирования навыков согласования притяжательных местоимений с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа (с использованием игровых упражнений «Дискотека» интерактивного коррекционного тренажёра «Логомер-2» и игровых упражнений «Жадина»; «Мой, моя, моё, мои» игровых технологий):

Применение упражнений с применением ИКТ (интерактивный коррекционный тренажёр «Логомер-2», «Учимся говорить правильно») в указанной области способствовал повышению речевых компетенций у детей с ТНР:

  • Дети стали безошибочно согласовывать существительные мужского, женского, среднего  рода единственного и множественного числа с местоимениями;
  •  Детям стало доступно построение  простых и сложных умозаключений с помощью предложений при использовании союзов, однородных членов предложения,  а также с противопоставлением.
  • У детей повысился интерес к индивидуальным и фронтальным коррекционным занятиям;
  •  Применение игр с использованием ИКТ указанной тематики способствовало качественной и ускоренной автоматизации поставленных звуков, в том числе у детей с моторной алалией.

Область применения ИКТ в работе с детьми в областях коррекционного и инклюзивного образования

На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие, формирует навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения

С привлечением данной технологии педагог обогащает словарный запас у детей, развивая логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс и повысить его эффективность.

34. Алгоритм логопедического сопровождения ребёнка с ТМНР (синдромом Дауна) по включению в образовательное пространство ДОУ

Практика инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению ребёнка с ТМНР. Коррекционные приёмы по развитию импрессивной речи у ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО  с ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО  с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.

В настоящее время проблема развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР приобретает доминирующее значение, отмечается устойчивая тенденция снижения речевой активности детей,...

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.

Современных дошкольников отличает повышенный интерес и восприимчивость к информационно-коммуникационным технологиям и поэтому использование современных образовательных технологий, в том числе технолог...

Методическая разработка - Комплексная мультимедийная подборка логопедических заданий на автоматизацию звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День рожденье Пятачка».

Методическая разработка представляет собой анимационную презентацию в программе Power Point и подробное описание игровых упражнений и заданий, которые позволят педагогам эффективно применять данную ра...