Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

ЗЮБАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

В настоящее время проблема развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР приобретает доминирующее значение, отмечается устойчивая тенденция снижения речевой активности детей, увеличение числа детей с нарушениями речи и решается путём использования в образовательной деятельности ИКТ, а именно  технологии QR-кодов. Логопедические занятия –  это тяжелый труд для детей с ОВЗ ТНР. Поэтому нам, учителям - логопедам ,приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В связи с этим применение педагогической инновационной технологии QR-кодов в коррекционной деятельности ДОУ стала  актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuar_kody.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.

Зюбанова И.Н.

МБДОУ д/с комбинированного вида №47 г. Белгород

Бакуменко С.А.

МБДОУ д/с комбинированного вида №47 г. Белгород

В настоящее время проблема развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР приобретает доминирующее значение, отмечается устойчивая тенденция снижения речевой активности детей, увеличение числа детей с нарушениями речи и решается путём использования в образовательной деятельности ИКТ, а именно  технологии QR-кодов. Логопедические занятия –  это тяжелый труд для детей с ОВЗ ТНР. Поэтому нам, учителям - логопедам ,приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В связи с этим применение педагогической инновационной технологии QR-кодов в коррекционной деятельности ДОУ стала  актуальной.

Использование в коррекционной  практике традиционных методов работы недостаточно, возникла необходимость  подобрать такие, которые  будут стимулировать речевую активность, формировать правильность лексико-грамматических конструкций, обогащать словарный запас и уточнять правильность значений слов, формировать умение составлять описательные рассказы и отвечать на заданные вопросы. Поэтому при организации логопедических занятий целесообразно включать технологию QR-кодов, которая позволяет оптимизировать процесс обучения, сделать его более интересным. Технология QR-кодов способствует наличию мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу), формирует навык потребности к познанию.

При этом современных дошкольников отличает повышенный интерес и восприимчивость к информационно-коммуникационным технологиям и поэтому использование современных образовательных технологий, в том числе технологии QR-кодов позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР, является ресурсом развития речевых способностей, внедрению новых инструментов и приемов. Технология QR кодов – «микроинновация», её использование не меняет классическую организацию коррекционной работы, а лишь точечно модифицирует методическую составляющую и служит для создания благоприятной среды для развития речевой активности воспитанников.

Таким образом, технология QR-кодов применяемая в логопедической практике учителей-логопедов, базируется на приоритетных направлениях ФГОС ДО, является дополнением к общепринятым, проверенным временем технологиям и помогает сделать коррекционную работу более результативной, эффективной и интересной.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей  и достижения детьми дошкольного возраста уровня развития,  необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для них видов деятельности.

Одной из новых технологий является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского (quickresponse) означает «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994. 

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за несколько секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют ребят на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код в виде закодированных заданий или наоборот, ответов и многое другое.

Для реализации системы работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с  ОВЗ ТНР по развитию речевой активности посредством технологии QR-кодов в группе были созданы все необходимые условия, достижение которых стало возможным при реализации ряда шагов.  Так основной целью нашей деятельности на начальном   этапе стало  вовлечение всех участников образовательного процесса в мир современных технологий, была создана образовательная среда, способствующая вовлечению дошкольников в коммуникативную деятельность.

При разработке системы работы с воспитанниками мы опирались на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:

- развивающего обучения;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования  воспитанников;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной детской деятельности;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

QR-код - это связь между реальностью и виртуальным миром, каким бы необычным он ни казался. В образовательной деятельности с детьми, мы использовали планшет с установленным приложением сканера QR-кода. Прежде чем приступить к выполнению задания, обращаем внимание детей на схему работы с QR-кодом:

1. Находим иконку программы для считывания QR-кода на экране телефона или планшета.

2. Включаем ее нажатием пальца. На экране появляются рамки.

3. Наводим рамки в телефоне/планшете на QR-код. На экране появляется ссылка.

4. Нажимаем на ссылку, которая появилась на экране, слушаем или смотрим информацию.

Ребята путешествовали по стране Фиксландии с помощью особых карт с QR-кодами. Сканируя QR-код, который незамедлительно  раскрывал задание, дети выполняли логопедические упражнения, затем сканировали следующий QR-код и т.д. Занятие для ребят в подобной форме протекают довольно любопытно и занимательно. В такой игровой форме мы проводим с ребятами разного рода квесты, в которых QR-коды выступают, как  поручениями для прохождения квеста, так и указателями  направленности  перемещения.

QR-код можно использовать на разных этапах занятия и в различных формах: работа в парах, группах, индивидуально.

Так, например, в образовательной деятельности  «Моя Родина – Россия» детям было предложено  3 конверта с заданиями. В конверте лежали три иллюстрации и QR-код. Подгруппам детей необходимо было узнать информацию, зашифрованную в QR-коде. Определить к какой из трех иллюстраций она подходит, и приклеить QR-код к этой иллюстрации. Когда работа была выполнена, каждая подгруппа рассказала  о том, что они узнали и почему выбрали именно эту иллюстрацию.

Таким образом с помощью QR-кода дети учатся самостоятельно добывать и анализировать информацию на заданную им тему. Работая в группах с QR-кодами, ребята не только осваивают современные интерактивные средства, но и учатся взаимодействию – договариваться и слушать друг друга. А еще, когда в финале занятия, ребята  собрали все выполненные работы вместе, то получился не просто тематический альбом «Моя Родина», а виртуальный журнал.

Также в рамках изучения темы «Моя Родина» детям удалось  совершить экскурсии в различные города нашей страны. Это легко и быстро это осуществлялось, стоило только навести телефон на экран  и мы уже в другом городе.

Для создания QR-кодов существует огромное количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и в последствии использовать там, где будет необходимо. Мы в своей работе использовали русскоязычный On-line сервис для создания QR-кодов http://www.qrcoder.ru, который позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт.

Итак, что же можно зашифровать в QR-коды:

1. В QR-код легко переводятся не очень большие по объему тексты.

Например, задачи, пословицы, загадки, правила, факты или домашнее задание

2.Адреса веб-сайтов с дополнительными заданиями, считывание QR-кодов поможет избежать ошибок в написании имени сайта и безошибочно отправит по назначению.

3. Короткие голосовые сообщения.

Существует сервис QRTreasureHuntGenerator, который создаёт QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого распечатанные QR-коды можно разместить по всей группе. Это своего рода Веб-квест, который способствует достижению нескольких важных целей в образовательном процессе дошкольников:

- усиление мотивации к самостоятельной познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;

- внедрение в образовательный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новых видов поисково-познавательных заданий, активизирующих речевую деятельность дошкольников;

- развитие личностных качеств, а также самооценки детей.

Для создания языковой среды в группе также использовались QR-коды, так например, на предметы в игровой, спальне и раздевалке были прикреплены  коды, в которых зашифрованы названия этих предметов, также можно воспользоваться кодами с записью звука и тогда эти предметы смогут еще и называть себя или рассказывать о себе.

В чем плюсы использования QR-кодов в образовательной деятельности с детьми? Код не отвлечет от основной работы, так как в нем невозможно без аппаратных средств увидеть зашифрованную информацию, но может стимулировать ребят поскорее выполнить основное задание, чтобы узнать, что интересного для них приготовил педагог на этот раз.

С QR-кодами  можно легко и увлекательно создать проект, например, краеведческий, собрать информацию о близлежащих улицах, зашифровать её, распечатать QR-коды и разместить на домах. Дети будут знать историю улиц, научатся отбирать самую важную информацию, кодировать ее.

Кроме того, на занятиях мы используем онлайн-доску https://classroomscreen.com со встроенным генератором QR-кода. Ребята  подходят с планшетом к доске, сканируют и выполняют задание.

Современный родитель -  человек активный, который постоянно ищет новую информацию, но испытывает недостаток времени. Мы все чаще слышим от них, что в наших приемных нет времени задерживаться, чтобы узнать информацию на стендах, на самом деле не хватает времени искать материалы для занятий с ребятами.

Для того чтобы привлечь родителей к использованию зашифрованной информации, в начале учебного года провели родительское собрание, где познакомили родителей с возможностями использования QR-кода в образовании. Рассказали о том, что в образовании QR-коды набирают все большую популярность. Их можно использовать в игровой, проектной деятельности, организовывать пространства, создавать библиотеки, а также применять в воспитательной работе. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. Также в QR-коды можно занести информацию о различных объектах, что способствует созданию виртуальных библиотек и лабораторий, а также можно получить дополнительную информацию о музейном экспонате, считав код.

Также рассказали родителям, что для раскодирования информации используются различные приложения для смартфонов (QR Code Reader, QR Scanner, Сканер QR-кодов и другие). Большинство из них находятся в свободном доступе и являются бесплатными для установки. Чтобы прочитать QR-код, необходимо запустить программу на мобильном устройстве, поднести его к коду и получить информацию, заложенную в коде. Любой смартфон или достаточно современный телефон легко сможет распознать и расшифровать QR-коды, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода, что позволяет широко использовать возможности этой технологии в практической деятельности.

Практический этап во взаимодействии с родителями заключался в размещении QR-кодов в раздевалке нашей группы на специальном стенде, где для родителей закодирована специальная информация по изучаемой лексической теме. Стенд имеет четыре кармана – «Мы читаем», «Мы слушаем», «Мы смотрим», «Мы учим».

Каждую неделю в зависимости от лексической темы мы подбираем материал для дополнительных занятий с дошкольниками (литературные произведения, загадки, ребусы, познавательные фильмы, аудиосказки и т.д.).

Это позволяет значительно обогатить информационное насыщение стенда и помогает родителям, не теряя времени, пока ребенок одевается, воспользоваться предложенной информацией и потом в спокойной обстановке вместе с ребенком ее просмотреть, почитать, узнать что-то полезное и интересное.

Использование инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное пространство открытым для всех его участников.

Таким образом, реализация системы работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по развитию речевой активности посредством технологии QR-кодов  способствовала  увеличению количества детей с высоким уровнем развития речи, формированию у воспитанников устойчивого интереса к занятиям познавательного и речевого характера; повышению компетентности родителей в вопросах развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Литература:

  1. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке/ А. А. Алхазишвили.- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1988. – 534 с.
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 113 с.
  3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006.
  4. Жинкин Н. Механизмы речи/ Н. Жинкин. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. – 286 с.
  5. Казакова, М. А. Основные психологические аспекты обучения диалогической речи / М. А. Казакова, Н. О. Ветлугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 12-13.
  6. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием/ Т. С. Комарова, И.И. Комарова, А. В. Туликов. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 128 с.
  7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. –М., Просвещение, 1969. – 214 с.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008.
  9. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2019 N 1155.
  10.  Орлянская Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
  11. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Педагогика, 2012.
  12. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  13. Смелая, О. В. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда / О. В. Смелая, Н. В. Гриднева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 24-26.
  14. https://rospsy.ru/FPOXV_results


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей  формируется представление  о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.

Современных дошкольников отличает повышенный интерес и восприимчивость к информационно-коммуникационным технологиям и поэтому использование современных образовательных технологий, в том числе технолог...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Влияние игры в дошкольном возрасте на развитие речи и развития лексического запаса детей с ТНР....