"Несколько причин для консультации у логопеда"
консультация по логопедии

Бекова Татьяна Леонидовна

У родителей часто возникают вопросы: когда нужно
обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать
первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные
родители начинают рано проявлять беспокойство, отмечая все
недостатки речи ребенка. Однако некоторые родители, напротив,
демонстрируют излишнее спокойствие и не спешат обращаться за
логопедической помощью, даже если к этому есть серьезные показания. Как разобраться, нужна ли ребёнку консультация логопеда или стоит подождать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskolko_prichin_dlya_konsultatsii_u_logopeda.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько причин для консультации  у логопеда

У родителей часто возникают вопросы: когда нужно
обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать
первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные
родители начинают рано проявлять беспокойство, отмечая все
недостатки речи ребенка. Однако некоторые родители, напротив,
демонстрируют излишнее спокойствие и не спешат обращаться за
логопедической помощью, даже если к этому есть серьезные показания. Как разобраться, нужна ли ребёнку консультация логопеда или стоит подождать?

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два - два с половиной года. Если к 2- 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов (неврологов, психиатров и т.д.).

Хотелось бы отметить, что еще более тревожным признаком является нарушение понимания речи. В норме развитие понимания речи опережает развитие активной речи, поэтому нужно бить тревогу, если ребенок к двум годам плохо понимает обращенную речь, не может выполнить простых инструкций (принести, дать, унести, взять, надеть, снять и др.), не отзывается на свое имя, не знает названий хорошо знакомых предметов, игрушек. Это может быть признаком тяжелого недоразвития речи, обусловленного сенсорной (сенсомоторной) алалией, или специфического речевого недоразвития, вызванного интеллектуальной недостаточностью либо аутизмом. В этом случае необходима как можно более ранняя помощь специалистов (невролога/психоневролога, логопеда, дефектолога).

Особую настороженность в вопросе наблюдения за состоянием речи следует проявлять родителям, чьи дети находятся к группе риска по неврологическим проблемам. Иногда неврологи не акцентируют внимание родителей на имеющихся у детей неврологических диагнозах (ППЦНС (перинатальная патология центральной нервной системы), ПЭП (перинатальная энцефалопатия), синдром пирамидной недостаточности, синдром двигательных нарушений) и сопутствующих им симптомах (гипо- и гипертонус, тремор, девиация (отклонение) языка, нарушения сна и др.), предпочитая говорить о проблеме вскользь, ограничиваясь лечебными мероприятиями. Поэтому для внимательных родителей нелишним будет ознакомиться с выпиской из родильного дома и с заключениями невролога в течение первого года жизни ребёнка, чтобы оценить риски возникновения у него речевых нарушений.

Но вот ребенку исполнилось 3-3,5 года, и родители обращают внимание на то, что его речь обильна, но непонятна окружающим. Он неправильно произносит звуки, искажает слова, делает нелепые ошибки при словообразовании и словоизменении.

Возраст от двух до пяти лет является временем активного овладения лексикой, фонетическими и грамматическими закономерностями языка, поэтому наличие грамматических ошибок, неологизмов является непременным атрибутом этого периода речевого развития. Самая сложная задача для неспециалиста – отличить эти возрастные особенности от симптоматики ОНР (общего недоразвития речи).

Грамматические ошибки при ОНР носят стойкий характер, не соответствуют возрастному этапу овладения той или иной языковой моделью, часто отличаются специфическими особенностями. Наибольшей специфичностью характеризуются аграмматизмы при алалии: даже при наличии фразовой речи ребёнок часто использует те окончания, которые нехарактерны для более ранних ступеней речевого развития. Например, заменяет окончания не только внутри какого-либо падежа, как это делают дети более раннего возраста, но и использует для замены окончания разных падежей или
не подходящие для этой части речи окончания – “даёт козом” (даёт козе), “поливает водим” (поливает водой). В речи ребёнка обнаруживаются замены слов и непонятные (бессмысленные) слова.

Чтобы не пропустить нарушения речевого развития в этом возрасте, рекомендуется один раз в год посещать логопеда.

Если к пяти годам ребенок невнятно разговаривает и не выговаривает многие звуки, его речь нечетка и смазана, то и это должно привести к специалисту как можно скорее! Особенно в случаях множественных пропусков и замен звуков на более легкие для них: например, когда «тапочки» превращаются в «папськи», «апаки» и т.д. При этом необходимо помнить, что период овладения шипящими звуками завершается в 3,5-4 года, а звуками Р и Л – в 5 лет. Поэтому если у ребенка в 4,5 года есть дефекты произношения свистящих и шипящих, консультация логопеда необходима.

 Шестилетние ребята, «стоящие одной ногой» в первом классе, уже должны правильно произносить абсолютно все звуки, так как в норме в этом возрасте заканчивается формирование фонетической системы. Стандартная школьная программа нацелена на решение других задач, поэтому нужно скорее поспешить избавиться от этой проблемы. Так же вескими причинами обращения к логопеду являются неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.

Зачастую помощь логопеда требуется  и в школьном возрасте.  У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Наиболее часто эта особенность выявляется учителями начальной школы во 

2–3 классе, когда можно сделать какие-то выводы о способностях ребенка.

Проблема может быть связана с дисграфией, дислексией или дефицитом внимания (в этом случае нужно обратиться и к детскому психологу). Также на это может повлиять полученная травма (даже легкая), поэтому необходимо проконсультироваться и с логопедом, и с невропатологом.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Эти проблемы не привязаны к какому-то определенному возрасту. Если их запустить, то с течением времени от них будет все труднее избавиться. Заикающийся и запинающийся подросток, к сожалению, может стать объектом травли и насмешек со стороны сверстников, что нередко приводит к психологическим проблемам. Да и любой взрослый человек вряд ли чувствует себя уверенно, если ему тяжело совладать с речевыми проблемами. Поэтому появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога).

Подводя итоги, можно сказать, что динамическое наблюдение за состоянием речи ребёнка является важным направлением профилактики речевых нарушений в дошкольном и в школьном возрасте.

От своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений зависят не только успешность овладения ребёнком школьной программой, но даже – в случае тяжёлых нарушений – вся жизнь ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несколько причин забрать у ребенка гаджет

Конечно, только родители решают давать или не давать ребенку гаджет. Кто-то считает, что это очень круто, что ребенок не умеющий говорить, так отлично разбирается в сложнейшем техническом устройстве, ...

Консультация-рекомендация для родителей выпускных групп. Тема: " Несколько причин отдать ребёнка в музыкальную школу"

Консультация-рекомендация для родителей выпускных групп.Тема: " Несколько причин отдать ребёнка в музыкальную школу"...

"Несколько причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой" консультация для родителей

Дети, которые занимаются музыкой, гораздо быстрее развиваются и порядком опережают своих сверстников в развитии и восприятии информации. Им быстрее даются предметы, они быстро учатся читать, писать, я...

Несколько причин, почему ваши дети должны общаться с бабушками и дедушками

Времена, когда за одним большим столом собиралась семья, состоящая из 3-4 поколений, давно прошли и сейчас скорее редкость, чем привычная ситуация. Предлагаю вашему вниманию несколько веских причин, к...

14 причин для консультации с логопедом по вопросам развития ребёнка

    КОГДА ПОРА К ЛОГОПЕДУ? Профессия логопеда в наше время известна всем. Но для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста необходимо на...

Презентация " Несколько причин для консультации у логопеда"

У родителей часто возникают вопросы: когда нужнообращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планироватьпервое посещение этого специалиста? Как правило, ответственныеродители начинают рано проявлять...