Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.
статья по логопедии

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_statya.docx115.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Особенности взаимодействия

речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.

C:\Users\Acer\Desktop\5dc1c42a0fff8107400f5a63.jpg

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность, как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга.

Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений.

 В логопедические группы дошкольных учреждений поступают дети с тяжелыми нарушениям речи. Наряду с нарушенной речевой деятельностью у  детей этой категории отмечается неполноценное формирование неречевых психических функций. Уже в процессе обследования выявляется неустойчивость внимания, ограниченная возможность его распределения. При относительно сохранной смысло-логической памяти у таких детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления – наблюдается отставание в развитии словесно-логического мышления, дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

 У детей - логопатов, особенно с ОНР и дизартрией, отмечается расторможенность, неловкость, дискоординация, нарушение  объема, точности, переключаемости при выполнении целенаправленных движений или действий. При выполнении заданий по пространственно- временным параметрам  нарушается последовательность элементов действия, опускаются его составные части.

При формировании двигательных функций артикуляторного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, нарушена динамика движений. Они становятся вялыми, замедленными, скорость переключения с одного движения на другое снижена.

        Для детей с речевой патологией трудновыполнимыми  оказываются различения близких по звучанию звуков и слов, подбор слов на заданный звук, узнавание слогов и другое.

        Таким образом,  мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияния на звуковое восприятие всей звуковой системы и не дают возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, что способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.

        Поэтому решение данной проблемы имеет существенное значение в коррекционно-логопедическом воздействии.

        Успешное обучение детей с речевым дефектом предусматривает создание благоприятных условий для его коррекции и требует от логопедов целенаправленной, вдумчивой и творческой работы, которая учитывает как речевые, так и неречевые особенности дефекта.

        Очень часто логопеды во время работы с детьми наблюдают мышечную напряженность, утомляемость, отвлекаемость, что затрудняет эффективную работу по коррекции речевого дефекта. Включение в процесс обучения  игровых упражнений, загадок, веселых потешек, четверостиший, которые  делают занятия веселыми, эмоциональными и увлекательными, мы предоставляем детям возможность выбора наиболее сохранных компенсаторных путей  для успешного усвоения материала. Дети, увлекаясь игрой, не замечают, что их учат, а значит, процесс коррекционной работы протекает быстрее и активнее.

        Еще одним из условий проведения занятий по коррекции дефекта является его комплексность и многоцелевой характер.

Упражнение «Испугались»

Лежала собака, тихонько дышала (Широкий распластанный язык лежит на нижней губе, короткие частые выдохи – имитация дыхания собаки)

Прилетела оса, ужалила пса. (Указательные пальцы выдвинуты вперед, остальные собраны в кулачок. Круговые движения указательными пальцами.)

Пес залаял громко, громко: «Аф! Аф! Аф!» (Вдох носом – плавный короткий выдох.)

Напугал котенка в кустах. (Пальцы сжаты в кулачки, локти в стороны.)

Кот сердито зафырчал: «Ффф! Ффф! Ффф!» ( Вдох носом – короткий резкий выдох.)

Спинку выгнул, хвост поднял (Выгнуть спинку. Сжать пальцы в кулачки и поднять большие пальцы вверх.)

И царапки показал: (Дети имитируют «царапки».)

«Кххх! Кххх! Кххх!» ( Вдох - резкий короткий выдох.)

Дети любят  эту игру, охотно выполняют все движения и старательно контролируют дыхание.

                             Упражнение «Заборчик»

Чтобы козлик не проказил, (Двумя руками показать рожки козлика.)

В огород он чтоб не лазил. (Погрозить указательным пальчиком правой руки. При повторе игры меняем руку.)

Сейчас заборчик мы построим, (Выполнить артикуляционное упражнение  «Заборчик».)

Теперь воротики закроем. (Плотно сжать губы.)

Раздается тихий стук: «Тук-тук! Тук-тук!» (Ударить кулачком о кулачек.)

Раздается громкий стук: «Тук-тук! Тук-тук!» (Ударить кулачком о кулачек.)

Эй, детвора! Открывайте ворота! (Широко открыть рот.)

Постепенно происходит усложнение материала. Игры на формирование пальчиковой моторики начинают сочетаться с упражнениями на формирование силы, направленности, длительности выдоха.

                      « Мяч на ладошку положу

                         и немножко подержу.

                         Мяч по ладошке покатаю,

                         теперь с ладошки мяч сдуваю»

(Вдох носом – плавный выдох на легкий пенопластовый мячик).

В таких играх формируется координация и сила движений, а так же сила и направление выдоха. Они не занимают много времени, протекают весело, непринужденно и не требуют волевых усилий.

При проведении артикуляторных подготовительных упражнений очень часто используются веселые картинки, которые помогают концентрировать внимание, а так же поддерживать интерес к проведению того или иного артикуляторного упражнения.

Очень помогают в формировании слухового внимания загадки – добавлялки, которые заставляют ребенка внимательно слушать её, а затем правильно досказать «нужное» словечко, четко соблюдая структуру слова .

  1. Ждем в игре мы лишь удач

От тебя весёлый … (мяч).

  1. Детвора и обезьяны любят сладкие … (бананы).
  2. Не прольётся солнца луч

Из-за толстых, серых … (туч).        

  1. В клубок свернулась у окошка и мурлычет нежно … (кошка).

Для формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией  разучиваем считалочки, веселые стихи, скороговорки.  

Например:

  • Варит сам самовар. //
  • Валит сам самосвал.//
  • Ходит сам самоход. //
  • Сам летает самолет. //
  •  - вдох, // – пауза.

Разучиваются и воспроизводятся стихи с соблюдением определенных правил:

- делать вдох носом, а воспроизводить стихотворение на выдохе, экономно расходуя объем воздуха;

- соблюдать паузы и соответствующую интонацию;

- следить за правильностью произношения поставленных звуков.

Или считалки:

На сосне сидит сова,

Под сосной сидит лиса.

На сосне сова осталась,

Под сосной лисы не стало.

Раз, два, три, четыре, пять –

Ты иди лису искать.

Выучив считалку, дети воспроизводят её с движением руки, что не только координирует движения, но и формирует правильный темп и ритм речи, четко произносятся звуки, автоматизируемые в считалке (в данном случае звуки [C], [C’]).

В скороговорках дети не только контролируют свою речь, четко произнося поставленные звуки, проводится работа по увеличению объема фразы и удлинению речевого выдоха.

  • Было весело на горке / Симе, Сане и Алёнке. //
  • А Маруся не каталась, / в снег упасть она боялась. //
  • - вдох, // – пауза.        

            Таким образом, занимательные задания, игры-шутки позволяют более эффективно проводить коррекционную работу, поддерживают интерес к занятиям, воспитывают усидчивость, развивают внимание, память.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

"Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников"

     Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и воспитателя становится  всё более востребованным. Педагоги ищут ...

Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод п...

коррекция нарушения речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования

Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздейс...

ИКТ-технологии как средство успешной коррекции нарушений речи у дошкольников с ОВЗ в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО

В апреле 2020г., когда образовательные учреждения были переведены на дистанционное обучение, нужно было найти такие формы работы, которые бы позволили педагогам - реализовать образовательные задачи, р...