Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
статья по логопедии

Антоненкова Наталья Валерьевна

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.

Возможности использования наглядных моделей в логопедической работе  широки. Оно позволяет ребенку зрительно представить изучаемые понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_priemov_naglyadnogo_modelirovaniya.docx1006.03 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов наглядного моделирования

 в коррекции нарушений речи у дошкольников

                                             Автор статьи:     Антоненкова Н.В.

                                                                          учитель-логопед

                                                                          МБДОУ д/с №3

                                                                          г. Ярцева Смоленской обл.

Количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Речевые нарушения, в свою очередь,  негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Нарушения речи снижают успеваемость в школе и зачастую являются причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать дошкольную коррекционную логопедическую работу.

Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта», и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.

Ребенок постигает мир, используя наиболее сохранный и развитый канал поступления информации: оптический (в картинах), акустический (в звуках), кинестетический (в ощущениях).

Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает  процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д.

Учитывая вышеизложенное, перспективным направлением оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения в детском саду (и не только), по мнению Ю.Ф. Гаркуши, является использование наглядного моделирования.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.

Возможности использования наглядных моделей в логопедической работе  широки. Оно позволяет ребенку зрительно представить изучаемые понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова , А.Н. Леонтьев).

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит - готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Как известно, модель - это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства изучаемого предмета. Модель используется в качестве заместителя предмета. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественных свойств, служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть информационными (наглядно-образными, логико-символическими). Особое место в работе с дошкольниками занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемов работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частном или полном графическом воспроизведении.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику. Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий и т.д), слова (определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец). Также включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий. При этом используемые модели могут включать схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования и т.п.

В своей практической работе я использую приемы моделирования на всех этапах коррекционно-развивающего обучения. Я расскажу о видах работ, познакомлю с играми и упражнениями.

В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения не раз доказали свою эффективность мнемотаблицы для формирования артикуляционного праксиса:

  • упражнение «Качели»

  • упражнение «Вкусное варенье»

.

В процессе автоматизации поставленных звуков также не обходится без наглядных опор. В таких таблицах изображаем совместно с ребенком правильное положение губ, языка, зубов, по возможности, направление воздушной струи. Это помогает ребенку самостоятельно контролировать правильность артикуляции при произнесении звука.

Трудно переоценить значение мнемотаблиц для заучивания стихотворных текстов, а также для пересказа сказок, рассказов, самостоятельного составления описательных и сравнительных рассказов.  Это направление  неоднократно описывалось, можно только добавить, что эффективность этого метода подтвердилась даже в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, и у детей с аутистическими  проявлениями.

http://tvov.ru/tw_files2/urls_1/31/d-30801/30801_html_9ba8e11.jpg

Использование мнемотаблиц позволяет обеспечить следующие результаты в работе с детьми:

•        с помощью условных  обозначений на мнемотаблицах расширяются  знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

•        развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;

•        формируется артикуляционный праксис;

•        развиваются  психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);

•        значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Башинская Т. В. «Словечки-человечки» или Веселая подготовка к обучению грамоте. – Мозырь, «Белый ветер», 2010 г.
  2. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. – СПб: КАРО, 2007.
  3. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я., Савченко С. Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. – СПб, «Каро»,2009 г.
  4. Пятница Т. В. Грамота? – Да! – Мозырь, «Белый ветер», 2012 г.
  5. Пятница Т. В. Лексика+грамматика=…В 3-х частях – Мозырь, «Белый ветер», 2011 г.
  6. Ханьшева  Г. В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
  7. Фразовый конструктор. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. – издательство «Книголюб».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»

В статье раскрывается суть одного из  подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных  задач, решаемых...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....

Использование наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование наглядного моделирования в развитии речи у  дошкольников с общим недоразвитием речи...

Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»

Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...