Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

В статье раскрывается суть одного из  подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных  задач, решаемых  при реализации задач образовательной области "Речевое развитие". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnoe_modelirovanie_v_razvitii_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чермянина Марина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №4» г.Чернушка

 «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»

(опыт работы)

Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества  дошкольников, имеющих нарушения в формировании всех компонентов речевой системы – звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи. Обычно дети, имеющие тяжелые нарушения речи,  зачисляются в специальные группы. Но у многих воспитанников, посещающих общеобразовательные, остаются некоторые трудности в развитии речи, которые необходимо устранить к началу школьного обучения.

Изучая практику коллег, в качестве эффективного  средства остановила свой выбор на методе наглядного моделирования, так как он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Что особенно важно для дошкольников, как подчёркивали Т.В.Егорова, А.Н. Леонтьев, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Модель, как утверждает профессор МПГУ С.Н.Шаховская, – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель может представлять собой опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки – символы, различные по форме и по цвету и т.п. Работа с детьми по методу моделирования выстраивается поэтапно во всех видах деятельности: анализ сенсорного материала и его усвоение; перевод его на знаково – символический язык; работа с моделью (А. В. Запорожец).

         Эффективность использования моделей зависит от следующих условий:

-модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

-быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

-должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Рассмотрим подробнее специфику применения наглядного моделирования в ходе развития речи у детей дошкольного возраста.

При подготовке к обучению грамоте применяю модели при решении следующих задач:

-формирование навыков звукового анализа и синтеза;

-определение позиции звука в слове;

-анализ и синтез предложений;

-отработка навыка послогового чтения и других.

В коррекции данного речевого нарушения большое внимание уделяю формированию словообразовательных навыков. Применение моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций.

Например, в игре «Вкусный сок» дети практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», формирую умение подбирать родственные слова. В данном случае схемы ориентируют детей на поиск слов-«родственников» в определенном лексико – семантическом поле.

Продуктивным является применение наглядных моделей при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов.

На первом этапе работы в данном направлении обучаю детей  конструированию отдельных словосочетаний.  Затем ввожу модели, максимально конкретизирующие структуру предложения. Например, в игре «Кто из животных какую пользу приносит?» в качестве модели использую изображения предметов, о которых говорится в предложении, в сочетании с графическим изображением стрелки на месте сказуемого.

Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (волнистая линия вместо определения; схематические изображения предлогов и союзов и др.), соответственно, усложняется и предложение.

Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению  полноценным   лексическим и синтаксическим анализом предложения в школьный период.

Известно, что часто дети испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи.  По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование моделей облегчает процесс освоения связной речи (О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко). В данном случае модель выступает как своеобразный наглядный план для создания монологов, поэтому данный метод успешно применяю в работе над всеми видами связного высказывания.

В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии использую модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Это напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

В начале обучения составлению описательного рассказа наглядная модель включает ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощ (фрукт)» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей и фруктов.

На последующих занятиях дети учатся описывать объект по наглядным опорам, напоминающим каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа – описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» - внешний вид животного; «кастрюля» - чем питается животное;  «домик» - где живет; «коляска» - как называются детеныши; «ухо» - как подает голос; «человек» - какую пользу приносит человеку.

Постепенно дети учатся составлять план своего высказывания (сначала устно, затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.

Изучение результатов работы показало, что использование моделей помогает в успешном развитии речи у детей дошкольного возраста.

Так, в 2016-2017 учебном году по итогам диагностического обследования выпускников выявлен высокий уровень речевого развития у 70% детей, выше среднего у 20%, средний уровень – у 10%, что говорит об эффективности использования метода в работе воспитателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовк...