Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".
материал (логопедия) по теме

Кромская Алла Ивановна

 

       Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные материалы  из каждого блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zanimatelnogo_naglyadnogo_materiala.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

         У детей с нарушениями речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и т. д.

В ряде случаев у них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием при овладении грамотой на начальных этапах обучения. На более поздних этапах у этих детей отмечаются затруднения в усвоении грамматической системы родного языка.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Роль наглядности в процессе обучения трудно переоценить. Об этом много говорится в трудах Я. А, Каменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Ушинский, например, считал наглядность абсолютной основой всякого познания. Особую роль наглядность играет в обучении детей с нарушениями речи. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д. ), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия, благодаря чему знания лучше усваиваются и поддерживается интерес к учебной деятельности.

Наглядность выполняет еще одну важную функцию в учебном процессе – содействует выработке у детей эмоционально- оценочного отношения к сообщаемым фактам и понятиям.

Наглядность может служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово логопеда побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

Использование занимательного материала в процессе обучения преследует две цели: одна из них – обучающая, которую ставит перед собой взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели как можно более гармонично дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Действия, выполняемые при использовании занимательного материала, имеют тот или иной результат, который привлекает ребенка, делает для него выполнение этих действий интересным, занимательным, увлекательным.

Результат - основная цель обучения - достигается через реализацию игровых задач. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.

Выбор наглядных пособий обусловливается целями, содержанием, этапом занятия.

Для того чтобы при неоднократном использовании наглядного материала интерес к нему не снижался, его можно модифицировать за счет замены его части, введения новых правил, либо изменения целей использования.

Применение занимательного наглядного материала для подготовки 5 – 6 -летнего ребенка к систематическому обучению облегчает переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, делает его постепенным.

При изготовлении наглядных пособий, дидактических игр я учитывала следующие принципы:

  1. Наглядность должна опираться на программный материал;
  2. Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь;
  3. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям;
  4. Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;
  5. Эти пособия должны быть внешне привлекательными.

       Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведу некоторые наиболее интересные материалы  из каждого блока.

                              Подготовительный этап.                                                 I. Занимательный наглядный материал на уровне обучения навыкам      звукового анализа и синтеза. 

                Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных  его характеристик.

        Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

  1. «Зрительные символы гласных и согласных звуков» предложены Т.А. Ткаченко). Каждый гласный звук обозначается геометрической формой красного цвета, похожей на положение губ при артикуляции соответствующего звука (звук «у» - маленький кружок, «а» - большой круг), а согласный звук обозначается изображением предмета или явления, способного издавать соответствующий звук, синего цвета (звук «в» - ветер воет).

    Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного  звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.  

  1. Звуковые линейки «Солнышко» служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Солнышко обозначает звук, зеленая часть «утро» - начало слова, красная «день» - середина, синяя «вечер» - конец слова.
  2. Той же цели служат пособия «Лодка», «Домик», «Самолет», «Будильник», «Ромашка», «Солнышко», «Снеговик» (с помощью их можно определить, имеется ли определенный звук в слове и где он стоит).
  3. Схема анализа звуков позволяет дать характеристику любому гласному или согласному  звуку. С помощью понятных ребенку условных обозначений сначала дается характеристика артикуляции звука, а затем на ее основе делается вывод, какой же это звук: гласный (красный цветок) или согласный твердый (синий цветок) либо согласный мягкий (зеленый цветок). Звонкость – глухость согласного на схеме обозначается соответственно пчелкой – божьей коровкой.
  4. Игра «Собери букет» позволяет упражнять детей в выделении нужного звука в словах или в различении в словах парных звуков. Например, в одну плоскостную вазу помещаются головки цветов тех оттенков, в названии которых есть звук «р», а в другую – со звуком «л» (или «з»- «ж»).
  5. Игра «Украсим ёлку». Предлагается «повесить» на ёлку шары с картинками, в названии которых есть определенный звук, или же один ребёнок «вешает» шары с одним парным звуком («с»), а другой – со вторым («ш»).
  6. Игра «Отпусти рыбку в пруд». Ребенок отгадывает, с какого звука начинается картинка, изображенная около «пруда» и «отпускает» в пруд бумажную рыбку.
  7. Игра «Кто в домике живет?» также развивает умение определять наличие звука в слове. Например, надо поселить в домик только тех домашних, в названии которых есть звук «л» и т.д.
  8. Игра «Цепочка слов» предполагает выстраивание цепочки картинок в определенном порядке. Для этого необходимо определить последний звук слова, затем найти следующую картинку, чье название начинается с этого звука, затем определить последний звук в этом слове и подобрать следующую картинку с этого звука и т. д.

II. Занимательный наглядный материал на уровне обучения слогоделению.

          Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги я использую приемы, направленные на совместную деятельность слухового и кинестетического анализаторов.

  1. Игра «Что везет грузовик ? ». Дети разглядывают картинку, делят ее со устно на части и «загружают» в грузовик  столько мешков, сколько слогов в данном слове. Красный мешок обозначает ударный слог.
  2. Игра «Делим слова на слоги». Детям предлагается назвать картинки и разделить слова на слоги. Затем картинки раскладываются по вагончикам. В вагончик с одним окошком собираются карточки со словами из одного слога, в вагончик с двумя окошками – карточки со словами из двух слогов и т. д. Также детям предлагается подобрать схемы к словам, учитывая ударный слог.
  3. Той же цели может служить пособие «Домик» с тремя этажами: на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трех. Аналогично проводится работа с пособием «Снеговик», где вместо трех этажей – три кома снега.
  4. Игра «Украсим елку». Используется первый вариант - снять с елки «игрушки» с картинками, чьи названия состоят из одного слога, из двух слогов и т. д. и разложить их по трем коробочкам. Или наоборот: «повесить» на елку игрушки, чьи названия состоят из двух слогов, из одного слога, из трех слогов.

                                   Этап обучения чтению.

I.Занимательный наглядный материал на уровне обучения знанию букв.

          При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонематический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы-  это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

           Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школах.  

  1. «Учим буквы в стихах» ( по материалам книги В. В, Волиной «Занимательное азбуковедение»). Предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Например, буква «п» изображается в виде футбольных ворот. К ней прилагается стихотворение: «На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле».
  2. Игра «Сложи букву» предлагает сконструировать любую печатную букву из двух элементов, перед этим можно предложить детям угадать букву по ее одному элементу.
  3. Игра «Умные глазки». Графические изображения букв накладываются друг на друга с совпадением общих элементов или без совпадения.
  4. Игра « Умные ручки» предлагает на ощупь узнать букву в тряпочном мешочке.
  5. Пособие «Кот и мышь». На листе картона изображения кота и мыши, а в их лапах, хвостах, ушах «спрятались» буквы, которые нужно найти и показать.
  6. Пособие «Найди буквы». Изображена сложная геометрическая фигура, в которой предлагается найти определенные буквы.
  7. Пособие « Посчитай буквы». Посчитать в газетной вырезке количество букв «А» (или любых других).
  8.  Пособие «Разгляди буквы». На листе картона изображены буквы, имеющие общие элементы. Показать, сколько ты видишь тут букв В, или Г, или других?
  9. Для закрепления умения правильно соотносить звук с буквой применяю игру «Отпусти рыбку в пруд». Ребенок определяет первый (последний) звук в слове, называющем предмет около пруда и «отпускает» в пруд рыбку с соответствующей буквой.

      Большую роль в усвоении образов букв детям оказывает работа с изографами, когда дети занимаются вычленением и называнием составляющих изограф букв.

 II. Занимательный наглядный материал на уровне слога.

         На этапе обучения звукоанализу дети научились соединять звуки между собой, выделять звуки в потоке других звуков, и для них уже не составит труда проделать ту же работу на уровне написанного слога. Работа по чтению слогов ведется с каждой отдельно изучаемой буквой.

  1. Пособие «Корабль и пристань» служит для обучения слиянию букв в  слоги (корабль с буквой «плывет» к пристани с другой буквой; когда он приплывает, образуется слог.
  2. Игра «Украсим елку». Используется второй вариант: на елке висят      «игрушки» с написанными на них слогами. Дети подбирают две игрушки друг к другу так, чтобы получилось слово, и заменяют их одной «игрушкой» с картинкой.
  3. Игра «Слоговые часы». На картонных часах кармашки для слогов, две      передвигающиеся стрелки, набор слогов. Необходимо поставить часовую  стрелку на первый слог, а минутную на второй слог так, чтобы получилось слово.

III. Занимательный наглядный материал на уровне слова. 

  1. Игра «Как их зовут?». В ней, для того чтобы узнать имя изображенной девочки (мальчика) или кличку собаки, нужно определить первый (последний) звук в стоящих ниже картинках, заменить их на буквы и прочитать получившееся из них слово
  2. Игра Магазинчик». Предлагается подобрать табличку с названием к продающемуся в магазине предмету, а затем найти обобщающее слово- понятие для всех предметов.
  3. Игра «Умный телефон» помогает в доступной и занимательной форме дать детям начальные навыки правописания. Нужно набрать написанное слово по буковке на диске телефона. Если слово набрано верно, стрелка указывает на нужный предмет.
  4. Игра «Сложи слово». Предлагается так подобрать верхние и нижние части слов на табличках друг к другу, чтобы получились попятные слова. Если слово собрано верно, на обороте таблички получается этот предмет.
  5. «Ребусы». В них слова закодированы рисунками или цифрами.
  6. «Кроссворды», где слова загадываются либо рисунками, либо по темам («в этом кроссворде спрятались домашние птицы»), либо комплексно (вниманию детей предлагаются и картинки, и кроссворд, и дается инструкция: «В этом кроссворде участвуют слова, в которых есть буква Т. А подсказки рядом.».
  7. «Подбери картинку к схеме».Предлагается схема какого- либо слова с пропущенными буквами и три картинки, из которых  нужно выбрать одну, подходящую к схеме.
  8. Игра «Расшифруй слова» помогает детям закрепить навыки чтения слов и звукобуквенного анализа. Детям предлагается прочитать слова на карточках, расположить буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитав слово, нужно подобрать к нему подходящую картинку. Можно также предложить ребенку составить эти и другие слова при помощи карточек с буквами.

IV.Занимательный наглядный материал на уровне предложения.

  1. Игра «Чего не хватает?». Предлагаются таблички с написанным предложением и картинкой. Требуется прочитать предложение, определить, какого предмета на табличке не хватает и найти его среди предлагающихся предметных картинок.
  2. «Исправь предложение». Детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова предложения на карточке.
  3. Игра «Часики» основной целью имеет усвоение логической связи между двумя словами и составление с ними предложения. Логопед ставит стрелки часиков на две предметные картинки, дети составляют с этими словами предложение.
  4.  Широко использую в работе с предложением условные обозначения приставочных глаголов движения и предлогов пространственного значения. Дети с удовольствием придумывают предложения с заданным глаголом либо подбирают к сказуемому в предложении подходящую схему приставочного глагола ; определяют, какое «маленькое» слово «спряталось» в предложении и находят его схему и т. д.  

            Наконец, на любом этапе обучения грамоте можно использовать графические схемы предложения, где само предложение обозначается зеленой «тропинкой», слова- домиками, первое слово в предложении- домиком с трубой, слоги- вазочками, звуки- цветочками разного цвета (красные, синие, зеленые). Звонкость и глухость согласных звуков изображается с помощью «пчелок» или «божьих коровок» соответственно. С помощью графических схем можно научить дошкольников проводить полный анализ предложений, слов, слогов вплоть до звуков.

           Игра для ребенка- это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

           К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

           Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. «В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме …есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося». Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога- классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками и способствует более быстрому, прочному, осознанному овладению элементами грамоты.

                     

                                                       Литература:

  1. Аксенова А. К., Якубовская А. В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы», Москва, Просвещение, 1991г.
  2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников», Москва, Школа – пресс, 1999г.
  3. Венгер Л. «Как дошкольник становится школьником?», журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1995г.
  4. Кислова Т. Р. «Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи», журнал «Дефектология», №6, 1994г.
  5. Кустова О. И. «Игровые приемы в обучении грамоте», журнал «Логопед», №5, 2004г.
  6. Стужук Ю. О., Лагутина С. А. «Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи», журнал «Логопед», №1, 2008г.
  7. Ткаченко Т. А. «Специальные символы в подготовке детей четырех лет к обучению грамоте», Москва, 2000г.
  8. Цвелева И. И. «Наглядные средства при обучении грамоте           дошкольников с ОНР», журнал «Дефектология», №3, 1987г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Наглядный материал для обучения грамоте "Звуковички"

На просторах интернета трудно было найти изображения ярких Звуковичков. Пришлось немного поработать в фоторедакторе.  Состав Звуковичков:девочка в красном платье - Гласный звукмальчик в синем кос...

Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...

Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"

презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...

Консультация " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"

Консультация для педагогов ДОУ " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"...