Систематизация речевого материала по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Хомякова Светлана Николаевна

Карточки-задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistematizaciya_rech._mat-la_po_obuch._gramote.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация речевого материала по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

Занятие 1.

Запомнить правила:

1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2. Имена, клички животных, названия рек, городов пишутся с большой буквы.

3. Слова в предложениях пишутся отдельно.

4. В конце предложения ставится точка (восклица тельный, вопросительный знак).

Занятие 2.

Полный анализ слова: Условные обозначения: гласный звук — красный квадрат; Согласный звук (твердый) — синий квадрат; Согласный звук (мягкий) — зеленый квадрат; Слово — длинная полоска; Слог — короткая полоска.

Пример:   слово "пила" — 2 слога, 4 звука: 2 гласных, 2 согласных: 1 твердый, 1 мягкий,

Занятие 3.

Звук и буква А, а

1. Вспомнить, что "а" — гласный.

2. Назвать слова со звуком "а".

3. Определить место звука "а" в словах: аист, утка, мак, муха.

4. В названии каких овощей есть звук "а"? (репа, капуста, кабачок, тыква, картошка, баклажан).

5. Запомнить буквы А, а. На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

(С. Маршак) А — начало алфавита, Тем она и знаменита.

А узнать ее легко: Ноги ставит широко.

(А. Шибаев)

6. Выложить буквы А, а из счетных палочек, це почки, веревочки.

7. Напечатать буквы А, а.

Запомнить, что большая буква пишется в две клеточки, маленькая — в одну. Расстояние между букв в строчке — 1 клетка.

8. Сделать полный анализ слов "бак", "вата". Зари совать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы букв. (Далее на усмотрение логопеда).

Занятие 4.

Звук и буква У, у

1. Вспомнить, что "у" — гласный.

2. Подумать и назвать слова со звуком "у", опреде лить место звука "у" в них.

3. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: улица, танк, куст, аист (утка).

4. На что похожа буква "у"?

У — сучок. В любом лесу Ты увидишь букву "у".

(В. Степанов)

Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. (У. Тарлапан)

5. Выложить букву "у" из счетных палочек, цепоч ки, веревочки.

6. Напечатать буквы У, у. Следить за соблюдением интервалов между буквами.

7. Напечатать слоги ау, уа. Расстояние между сло гами в строчке — 2 клетки.

8. Сделать полный анализ слов "пух", "муха". Зари совать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Какие слова подойдут к данным схемам:

У — (ус, ум, ух)

у — — (ухо, уха, ура)

У — — — (утро, урок)

—У— (суп, дуб, лук, душ)

10. Написать буквы, которые видишь (далее па ус мотрение логопеда):

 Занятие 5.

 Звук и буква М, м

1. Запомнить, что "м" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать продукты питания, начинающиеся на звук "м" (масло, макароны, мука, манка, молоко, морс).

3. Определить место звука "м" в словах: мох, дом, дама, малина, лимон.

4. Вспомнить и назвать слова, начинающиеся на слог:

Ма..... (мама, мак, машина, майка) Му..... (муха, муравей, музыка, мука).

5. На что похожа буква "м"?

Взявшись за руки мы встали И на М похожи стали.

(В. Степанов) Хорошо известно всем: Где метро, там буква М. (А. Шитаев)

6. Выложить букву "м" из счетных палочек, вере вочки.

7. Напечатать буквы М, м; слоги: ам, ум, ма, му; слово мама.

8. Сделать полный анализ слов "дом", "мука". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Отгадать и назвать слова, которые подходят к этим схемам:

М — — (мак, мал, мох, мул, мыл, миг) — — М (дом, ком, сом, моль, дым, сам)

10. Дописать недостающие элементы (буква М).

Занятие 6.

Звук и буква О, о

1. Вспомнить, что "о" — гласный.

2. Вспомнить и назвать слова на звук "о".

3. Определить место звука "о" в словах: дом, овод, гном, пальто, обувь.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: осень, кот, ноты, автобус (окна).

5. На что похожа буква "о"?

В старом дереве дупло Ну совсем как буква "о".

(В. Степанов) Посмотри на колесо И увидишь букву "о".

(А.Шибаев) В этой букве нет угла. Оттого она кругла. До того она кругла Покатиться бы могла. (Е. Тарлапан)

6. Выложить букву О из веревочки, цепочки.

7. Напечатать буквы О, о; слоги: ом, мо, мом, ум, ам.

8. Сделать полный анализ слов "мох", "нота". Зари совать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Какие слова подойдут к схеме:

— О — (рот, дом, мох, нос, сон, пол, гол, вол)

10. Написать буквы, которые видишь среди многих.

Занятие 7.

Звук и буква П, п.

1. Вспомнить, что "п" — согласный, глухой, твердый.

2. Назвать одежду на звук "п" (пальто, плащ, пла тье, пуловер).

3. Определить место звука "п" в словах: паук, тап ки, пух, суп.

4. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:

Па..... (папа, палец, панама, паутина, палуба) По..... (пол, пони, палка, поезд, поле, повар, попчик) Пу..... (пух, пума, пушка, пудель, пуля)

5. На что похожа буква "п"?

На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. (В. Степанов) Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали. — Ну-ка, милый не ленись — Подойди да подтянись. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "п" из счетных палочек, цепочек.

7. Напечатать буквы П, п; слоги: ап, уп, оп, па, пу, по; слова поп, пуп, папа. Расстояние между словами в строч ке — 2 клетки.

8. Сделать полный анализ слова "пума". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Подобрать и назвать слова к схеме: П — — (пух, пол, поп, пир)

10. Дописать недостающие элементы (буква П).

11. Напечатать знакомые буквы, "спрятанные" в этом рисунке.

Занятие 8.

Звук и буква Т, т

1. Запомнить, что "т" — согласный, глухой, твердый.

2. Вспомнить посуду, в названии которой есть звук "т" (тарелка, кастрюля, стакан, розетка)

3. Определить место звука "т" в словах: кот, тумба, каток, канат, ноты.

4. Назвать имена детей, начинающиеся на слог: Та..... (Таня, Тамара, Тарас) То..... (Толя, Тома, Тося, Том)

5. На что похожа буква "т"?

Молоток стучит: 'Тук-тук! Букве Т я старый друг".

(В. Степанов) Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том. Т в антенну превратилось И на крыше очутилось. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "т" из счетных палочек, вере вочек.

7. Напечатать буквы Т, т; слоги: ат, ут, от, уат, та, ту, то; слова: тут, тот, там, том, пот, Тома.

8. Запомнить, что с большой буквы пишем имена, названия городов, рек и первое слово в предложении.

9. Напечатать предложения:

Тут Тома. Там Том.

Запомнить, что слова в предложениях пишутся отдельно. В конце предложения   ставится точка.

Сделать полный анализ слова "туман". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

10. Подобрать слова к данным схемам:

Т — — (том, так, ток, тур)

— — Т (кот, сыт, вот, тот, лот, пот)

11. Дописать недостающие элементы (буква Т).

Занятие 9.

Звук и буква К, к

1. Вспомнить, что "к" — согласный, глухой, твердый.

2. Назвать одинаковый звук в словах: бык, тыква, конь, мак. Определить позицию звука "к" в словах.

3. Подумать и назвать мебель со звуком "к" (кро вать, шкаф, кресло, тумбочка, табуретка, полка).

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: кофта, обувь, танк (кот).

5. На что похожа буква "к"?

Сигнальщик держит два флажка. С флажками он как буква К. (В. Степанов) Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился. (Л. Леонова)

6. Выложить букву "к" из счетных палочек, цепо чек, веревочек.

7. Напечатать буквы К, к; слоги: ак, ук, ок, уак, аок, аук, ка, ку, ко; слова: как, кок, кот, мак, ком; предложение: Тут кот.

8. Сделать полный анализ слов "кони", "утка". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы (буква К).

10. Написать буквы, которые увидел(а).

Занятие 10.

Звук и буква Э, э

1. Вспомнить, что "э" — гласный.

2. Подумать и назвать слова на звук "э" (эхо, этаж, эскимо, этажерка, эмблема, эфиоп).

3. Определить позицию звука "э" в словах: поэт, эльф, статуэтка, эвкалипт.

4. Отгадать имя девочки по первым буквам слов: мак, антенна, эскимос, машина (Эмма).

5. На что похожа буква "э"?

Это — Э

С открытым ртом И большущим языком. (Г. Юдин)

6. Выложить букву "э" из веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы Э, э; слоги: эм, эп, эт, эк, мэ, пэ, тэ, кэ; слова: это, эму, Эмма; предложения: Тут Эмма. Там эму.

8. Сделать полный анализ слова "эму".

9. Подобрать слова к схеме: Э — — (это, эхо, эму, эра).

10. Дописать недостающие элементы (буква Э).

11. Найти букву "э".

Занятие 11.

Звук и буква Н, н.

1. Запомнить, что "н" — согласный, звонкий, твердый.

2. Определить позицию звука "н" в словах: окна, ноль, лен, нота, сон.

3. Назвать части тела со звуком "н" (нос, ноги, спи на, колено, ногти).

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: носорог, осы, туча, апельсин (нота).

5. На что похожа буква "н"?

Там я букву Н найду,

 Где гамак висит в саду.

(В. Степанов)

На букве Н Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

(Е. Тарлапан)

6. Выложить букву "н" из счетных палочек, це почек.

7. Напечатать буквы Н, н; слоги: ан, ун, он, эн, на, ну, но, нэ; слова: тон, пан, нота, Ната; предложение: Вот Ната.

8. Написать буквенный диктант (писать большие и маленькие буквы по памяти): У, А, п, т, а, О, к, э.

9. Сделать полный анализ слова "канат". Зарисо вать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

10. Расставить буквы в соответствии с их порядко выми номерами. Полученное слово записать.

4231

КАНТ     (танк)

11. Дописать недостающие элементы (буква Н).

12. Написать буквы, которые видишь.

Занятие 12.

Звук и букваХ, х.

1. Запомнить, что "х" — согласный, глухой, твердый.

2. Вспомнить и назвать продукты питания со зву ком "х" (хлеб, сахар, халва, сухари).

3. Определить позицию звука "х" в словах: мох, хо бот, бухта, хомяк, мех.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: мыло, ухо, хомяк, аист — (муха).

5. На что похожа буква "х"?

X — забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка —

Ветру вольному подружка.

(В. Степанов)

6. Выложить букву "х" из счетных палочек, верево чек, цепочек.

7. Напечатать буквы X, х; слоги: ах, ух, ох, эх, ха, ху, хо, хэ; слова: мох, пух, уха, муха, хата; предложение: Эта муха тут.

8. Сделать полный анализ слова "хвост". Зарисо вать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы (буква X).

10. Напечатать буквы, которые видишь.

Занятие 13.

Звук и буква Ы.

1. Вспомнить, что "ы" — гласный.

2. Назвать слова со звуком "ы" (дыня, дым, коты, диваны, тыква, бык).

3. Определить позицию звука "ы" в словах: пыль, винты, улыбка, годы.

4. На что похожа буква "ы"?

Вот топор. Полено рядом, Получилось то, что надо: Получилась буква Ы — Все мы знать ее должны. (В. Степанов) А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

5. Выложить букву "ы" из веревочек, цепочек.

6. Напечатать букву Ы; слоги: ым, ып, ыт, ык, ын, ых, мы, пы, ты, кы, ны, хы; слова: ноты, мамы, папы; предло жение: У мамы ноты.

7. Сделать полный анализ слова "ноты". Зарисо вать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

8. Подобрать слова к данным схемам:

— ы — (бык, сыр, дым, мыс, рык, тыл)

— ы — — (рыба, дыра, мыло, лыжи)

— — — ы (куры, горы, норы, коты, лапы, ноты)

9. Дописать недостающие элементы (буква Ы).

10. Найти букву Ы среди других.

Занятие 14.

Звук и буква Ф, ф.

1. Запомнить, что "ф" — согласный, глухой, твердый.

2. Определить место звука "ф" в словах: буфет, фонтан, гольф, фантик, конфета.

3. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог: Фа..... (факел, фара, фамилия, фазан, факир, фабрика) Фо..... (форма, фокус, фон, фото, форточка)

4. На что похожа буква "ф"?

С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.

(Е. Тарлапан) Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)

5. Выложить букву "ф" из цепочек, веревочек.

6. Напечатать букву Ф, ф; слоги: аф, уф, оф, ыф, фа, фу, фо, фы.

7. Сделать полный анализ слова "фант". Зарисо вать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

8. Дописать недостающие элементы (буква Ф).

9. Напечатать буквы, которые видишь.

Занятие 15.

Звук и буква Б, б.

1. Запомнить, что "б" — согласный, звонкий, твердый.

2. Вспомнить и назвать слова со звуком "б".

3. Определить место звука "б" в словах: банан, гу бы, буквы, соболь.

4. Назвать животных со звуком "б" (бык, буйвол, кабан, собака, баран, зебра, бобр, соболь, бизон).

5. Придумать как можно больше слов на слог: Ба..... (баня, банка, бабушка, баран, башня, башмак). Бу..... (бутон, бутылка, булка, бусы, бугор, бумага).

6. На что похожа буква "б"?

Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.

(А. Шибаев)

Вот посмотрите — кто такой, Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, Согнув баранкой ногу. (С. Маршак)

7. Выложить букву "б" из цепочек, веревочек.

8. Напечатать буквы Б, б; слоги: ба, бу, бо, бэ, бы; слова: бак, бум, баба, батон, бутон; предложения: Там бутон. Тут батон.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну гласную в слове:

Бок — (бак — бук — бык)

10. Сделать полный анализ слова "банка". Зарисо вать схему, под схемой напечатать буквы на своих местах.

11. Поменять местами слоги в слове "банка". Полу ченное слово записать.

12. Дописать недостающие элементы (буква Б).

Занятие 16.

Звук и буква Д, д

1. Запомнить, что "д" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать слова на звук "д" (дом, душ, дама, дым, дорога, друг, дверь, дуб)

3. Определить позицию звука ид" в именах: Даша, Федот, Лида, Данила, Богдан.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: муха, обувь, дом, автобус (мода).

5. На что похожа буква "д"?

Вот стоит, дымок пуская, Буква Д — труба печная.

(В. Степанов) Видны за окнами дома И дети на дорожках. А вот и буква Д сама На самоварных ножках. (С. Маршак)

6. Выложить букву из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Д, д; слоги: да, ду, до, ды, дэ; слова: дам, дом, дым, дама, мода; предложения: Тут дом. Дама дома.

8. Расставить буквы по росту и составить слово.

УыДб

Ответить на вопросы:

—   Сколько слогов в слове? Какой первый (второй)?

—   Сколько гласных в слове? Какие? Сколько согласных? Какие?

9. Дописать недостающие элементы (буква Д).

10. Назвать, какие буквы спрятались. Напечатать их.

Занятие 17.

Звук и буква Г, г

1. Запомнить, что "г" — соглаеный, звонкий, твердый.

2. Назвать фрукты со звуком "г" (груша, виноград, гранат, манго).

3. Определить место звука "г" в словах: гайка, кни га, губы, нога, голова.

4. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог: Га..... (гамак, галка, гармонь, гараж, гайка, Галя, газон, галстук)

Го..... (год, город, гость, горький)

Гу..... (гусь, гуашь, гусеница, гусенок, губка)

5. На что похожа буква "г"?

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

(С. Маршак)

Букву на плече носил,

На лугу траву косил.

(Е. Тарлапан)

6. Выложить букву "г" из счетных палочек, верево чек, цепочек.

7. Напечатать буквы Г, г; слоги: га, гу, го, гы; сло ва: гам, губы, гудок, гамак; предложения: Там гамак. Тут губы.

8. Сделать полный анализ слова "гамак". Зарисо вать схему, под схемой напечатать буквы на своих местах.

9. Найти слова в слове: — гамак —    (гам, мак).

10. Показать и обвести правильную букву "г".

11. Дописать недостающие элементы (буква Г).

Занятие 18.

Звук и буква В, в

1. Запомнить, что "в" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать имена на звук "в" (Вова, Ваня, Валя, Ва ся, Владик, Варя).

3. Подумать и назвать птиц со звуком "в" (ворона, воробей, иволга, сова, скворец, жаворонок).

4. Определить позицию звука "в" в словах: вата, тыква, вода, диван.

5. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: ворона, аист, ножницы, ноты, автобус (ванна).

6. На что похожа буква "в"?

Палочка, рядом две ровные дужки -Вот и готовы очки... для лягушки.

(Е. Тарлапан) Вот буква В видна вдали —

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

7. Выложить букву "в" из цепочек, веревочек.

8. Напечатать буквы В, в; слоги: ва, во, ву, вы, вэ; слова: вам, вот, вон, вата, ванна; предложения: Вот ванна. Вот вата.

9. Сделать полный анализ слов "вагон", "вдох". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы.

10. Расставить правильно слоги и напечатать полу чившиеся слова:

вы   —   бук та   —   ва

11. Дописать недостающие элементы (буква В).

12. Назвать какие буквы спрятались. Напечатать их.

Занятие 19.

Звук и буква Л, л.

1. Вспомнить, что "л" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать игрушки со звуком "л" (лопатка, кукла, лошадка, слоненок, голыш, скакалка).

3. Определить позицию звука "л" в словах: лупа, пол, вилка, гол, полка.

4. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:

Л а..... (лампа, лавка, ладонь, лама, ласточка)

Л у..... (лупа, лужа, лук, луна)

Ло..... (ложка, лошадь, лом, локоть, лодка)

5. На что похожа буква "л"?

Люди, видите слона? Хобот есть. Нога видна. (Г. Виеру)

Алфавит продолжит наш Буква Л — лесной шалаш. (В. Степанов)

6. Выложить букву "л" из цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Л, л; слоги: ал, ул, ол, ыл, эл, ла, лу, ло, лы, лэ; слова: лак, лук, лупа, лапа, галка, флот; предложения: Вот лак. Тут галка.

8. Сделать полный анализ слов "лупа", "плот". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну гласную в слове:

Мал — ..... (мол, мул, мыл)

10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам:

Л — — (лак, лук, лоб, лом, лад)

— — Л (гол, пол, вол, бил, кол, мал)

11.         Дописать недостающие элементы (буква Л).

12. Написать буквы, которые видишь.

 Занятие 20.

Звук и буква И, и.

1. Вспомнить, что "и" — гласный. Запомнить, что "и" смягчает предыдущую согласную и она читается мягко (пики).

2. Назвать имена на звук "и" (Инна, Игорь, Ира, Илья, Иван).

3. Определить место звука "и" в словах: иней, липа, ноги, кино, индюк.

4. Отгадать имя мальчика по первым звукам слов: игрушки, валенки, автобус, нос (Иван).

5. На что похожа буква "и"?

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

(В. Степанов)

6. Выложить букву "и" из счетных палочек, це почек.

7. Напечатать буквы И, и; слоги: им, ип, ик, ми, пи, ти, ки; слова: кит, пик, ива, Иван; предложения: Вот ива. У ивы Иван.

8. Сделать полный анализ слов "вилка", "клин". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить правильно слоги и напечатать полу чившиеся слова:

НО —КИ,     ВАН —ДИ,      ГА —КНИ

10.         Дописать недостающие элементы (буква И).

11. Отгадать ребус: "и"   в   "а"

Занятие 21.

Звук и буква С, с.

1. Вспомнить, что "с" — согласный, глухой, твердый.

2. Определить позицию звука "с" в словах: сок, нос, коса, поднос, сова.

3. Придумать и назвать животных со звуком "с". (собака, свинья, лиса, слон, барс).

4. Назвать слова, начинающиеся на слог: Са..... (сани, сад, сабля, самокат, салат, сапоги) Су..... (сушка, судно, сухари, суп) Со..... (сосны, соль, сода, соболь, совы, Соня)

5. На что похожа буква "с"?

Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. (В. Степанов) Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (Г. Виеру)

6. Выложить букву "с" из веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы С, с; слоги: ас, ус, ос, ыс, эс, ис, са, су, со, сы, сэ, си; слова: сок, сад, сын, осы, косы, Алиса, каска; предложения: Вот Алиса. У Алисы косы.

8. Расставить буквы в соответствии с порядковыми номерами. Сделать полный анализ получившегося слова. 4231 Т   И С Л

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове:

Сок — ... (сук — лук — лак — мак — бак — как — кок — кот — ком — кол — пол...)

10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам: С — — (сок, сук, сын, сон, сом, суп...) — — С (нос, вес, лес, пес, бас, лис...)

11. Найти правильную букву "с":

12. Отгадать ребус:    100   ЛБ     (СТОЛБ).

Занятие 22.

Звук и буква 3, з.

1. Вспомнить, что "з" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать имена со звуком "з" (Лиза, Зоя, Захар, Роза, Злата).

3. Определить позицию звука "з" в словах: зубы, гнездо, ваза, забор.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: заяц, осы, нос, туфли (зонт).

5. На что похожа буква "з"?

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. (С. Маршак) 3 не просто завитушка, 3 — пружинка, крендель, стружка. (В. Степанов)

6. Выложить букву "з" из цепочки, веревочки.

7. Написать буквы 3, з; слоги: за, зу, зо, зы, зэ, зи; слова: зал, тазы, козы, Лиза, зонт; предложения: Вот Лиза. У Лизы зонт.

8. Расставить буквы по росту и составить слово. Сделать полный анализ этого слова. Зарисовать схему, напе чатать знакомые буквы на своих местах.

МИаЗ

9. Составить слова из слогов (зу, ва, бы, за). Напе чатать получившиеся слова.

10. Найди правильную букву "з".

11. Назвать и показать знакомые буквы, "спрятанные" в рисунке.

Занятие 23.

Звук и буква Ш, ш.

1. Вспомнить, что "ш" — согласный, глухой, всегда твердый.

2. Определить позицию звука "ш" в словах: душ, машина, шапка, катушка.

3. Отгадать название одежды по первым звукам каждого слова: шар, улитка, барабан, автомат (шуба).

4. Назвать слова, начинающиеся на слог: Ша..... (шайба, шалаш, шапка, шахматы) Шу..... (шуба, шум, шуруп)

5. На что похожа буква "ш"?

На что похожа буква Ш? На зубья этого ковша.

(В. Степанов) Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша,

Потому что из нее Можно сделать Е и Е. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "ш" из счетных палочек, це почек.

7. Запомнить:    — ШИ — всегда пиши с буквой "И".

8. Напечатать буквы Ш, ш; слоги: аш, уш, ош, ыш, иш, ша, шу, шо, ши; слова: шум, наш, душ, Маша, Миша, ши на, каша, шаги; предложения: У Маши каша. У Миши кошка.

9. Сделать полный анализ слова "мошки". Зарисо вать схему, подсхемой напечатать знакомые буквы.

10. Найти слово в слове: КАМЫШИ (МЫШИ); МАШИНА (ШИНА).

11. Какие буквы пропущены в словах? Назвать слова. — — ша (Маша, Даша, каша, наша, ваша, Луша, туша...)

12. Дописать недостающие элементы (буква Ш).

 Занятие 24.

Звук и буква Ж, ж.

1. Вспомнить, что "ж" — согласный, звонкий, все гда твердый.

2. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: жираф, ананас, банка, автобус (жаба).

3. Назвать имена на звук "ж" (Женя, Жанна, Жора)

4. Определить позицию звука "ж" в словах: пижа ма, жилет, пиджак, жакет. Вспомни, как можно назвать все эти слова одним словом? (одежда).

5. На что похожа буква "ж"?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж.

(С. Маршак) Это — Ж, а это — К, Целый жук и полжука. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "ж" из счетных палочек, вере вочек, цепочек.

7. Напечатать буквы Ж, ж; слоги: жа, жу, жо, жи; слова: жук, ужи, кожа, Жанна; предложения: Вот Жанна. У Жанны жук. В саду ужи.

8. Запомнить: "жи" — всегда пиши с буквой "и".

9. Сделать полный анализ слов "ужин", "живот". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

10. Составить слова из слогов (жи, ба, вот, жа). На печатать получившиеся слова.

11. Расставить буквы в соответствии с их порядко выми номерами. Выложить слово из букв разрезной азбуки    Ж Л И Ы

12. Дописать недостающие элементы (буква Ж).

Занятие 25.

Звук и буква Щ, щ.

1. Запомнить, что "щ" — согласный, слухой, мягкий.

2. Вспомнить и назвать инструменты со звуком "щ" (щипцы, щетка, клещи).

3. Определить позицию звука "щ" в словах: щенок, клещи, щепка, ящик, лещ).

4. Отгадать слово по первым звукам каждого слова: щетка, иголка, табуретка (щит).

5. На что похожа буква "щ"?

На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. (В. Степанов)

6. Выложить букву "щ" из счетных палочек, цепо чек, веревочек.

7. Напечатать буквы Щ, щ; слоги: ащ, ощ, ущ, ищ, ща, ту, щи; слова: ищу, щука, плащ; предложения: У Сани плащ. В тазу щука.

8. Сделать полный анализ слов "щит", "щука". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить буквы по росту и назвать слово.

АПщЛ

10.         Дописать недостающие элементы (буква Щ).

11. Найти правильную букву "щ".

Занятие 26.

Звук и буква Р, р.

1. Вспомнить, что "р" — согласный, звонкий, твер дый.

2. Вспомнить и назвать профессии со звуком "р" (врач, продавец, строитель, шахтер, шофер).

3. Определить позицию звука "р" в словах: ракови на, пароход, самовар, морковка, костер.

4. Назвать слова, начинающиеся на слог:

Ра..... (рак, рама, ракета, раковина)

Ро..... (робот, рок, рот, рог, ров)

Ру..... (рука, рубашка, ружье, руль)

Ры..... (рыба, рысь, рынок, рыжик, рыбак, рыбалка).

5. На что похожа буква "р"?

Буква Р — на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. (В. Степанов) Ручка круглая у трости. Трость для деда сделал Костя. (Г. Виеру)

6. Выложить букву "р" из цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Р, р; слоги: ар, ор. ур, ир, эр, ыр, ра, ро, ру, ры, ри, рэ; слова: рак, рис, шар, Рита, Рома, ро за; предложения: У Риты розы. У Ромы шары.

8. Сделать полный анализ слов "мир", "шарик". За рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове,

Рак — ..... (рок — рык — бык — бак — мак — лак — лук — сук — жук.....)

10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам:

р — — (рак, рок, рог, рык, рис)

— — ра (нора, кора, гора, Вера, тара, фара)

11. Найди правильную букву "р".

12. Отгадать ребус: (ворона)

Занятие 27.

Звук и буква Ц, ц,

1. Вспомнить, что "ц" — согласный, глух'ой, твердый.

2. Подумать и назвать слова на букву "ц" (цифра, цепь, цыпленок, цветы, цирк).

3. Определить позицию звука "ц" в словах: цифра, пловец, птица, певец, цирк.

4. Придумать слова, оканчивающиеся на:

..... ца (синица, лисица, луковица, курица, медведица,

тигрица, овца, волчица)

..... цы (спицы, огурцы, птенцы, синицы, концы, скворцы,

кузнецы)

5.    На что похожа буква "ц"?

Буква — Ц

Внизу крючок,

Точно с краником бочок.

(Е. Тар лапан)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок — царапка

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

6. Выложить букву "ц" из счетных палочек, цепо чек, веревочек.

7. Напечатать буквы Ц, ц; слоги: ац, уц, оц, ыц, и ц, ца, цу, цо, цы, ци; слова: лицо, цапли, синица, птица; предло жения: Вот синица. Синица — птица.

8. Сделать полный анализ слова "синица". Зарисо вать схему, напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить буквы в соответствии с их порядко выми номерами. Напечатать получившееся слово. 3142 Р    Ц   К   И

11. Дописать недостающие элементы (буква Ц).

12. Назвать, какие буквы "спрятались". Напечатать их

Занятие 28.

Звук и буква Ч, ч.

1. Запомнить, что "ч" — согласный, глухой, мягкий.

2. Назвать слова на звук "ч" (чайник, чубчик, чаш ка, чайка, чемодан, человек, чучело).

3. Вспомнить насекомых со звуком "ч" (кузнечик, бабочка, сверчок, паучок, светлячок).

4. Определить позицию звука "ч" в словах: чайка, меч, качели, мяч, речка, кирпич.

5. Отгадать слово по первым звукам каждого слова: лампа, удочка, чайник (луч).

6. На что похожа буква 'ч'?

Ч с четверкой спутал чижик И прочел: " Четыре ижик",

(Г.Виеру)

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)

7. Выложить букву "ч" из счетных палочек, цепо чек, веревочек.

8. Напечатать буквы Ч, ч; слоги: ач, уч, оч, ыч, ич, ча, чу, чо, чи; слова: луч, дача, бычок, ручка, грач; предложе ния: Вот дача. На лугу бычок.

9. Расставить буквы по росту. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

ЧТАУ

10. Продолжить цепочку слов, меняя только первую согласную в слове:

Бочка — (дочка — почка — кочка — ночка — точка — мочка)

11. Найти слово в слове: УДАЧА (ДАЧА), КОЧКИ (ОЧКИ), ЛУЧИ (УЧИ).

12. Найти правильную букву "ч"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе....

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием  речи»....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...