ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Петрова Анна Сергеевна

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии и формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Петрова А.С.

МАДОУ №151 г. Мурманск

Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям. За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении  направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии и формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.

Так как у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают и другие психические процессы, в ходе коррекционной работы решаются следующие коррекционные задачи:

  • развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  • развитие слухового и фонематического восприятия;
  • уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, работа над звукопроизношением;
  • развитие графо-моторных навыков.

Коррекционный процесс включает в себя два периода: подготовительный (работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы) и основной (непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы).

Процесс работы над содержанием строится с постепенным усложнением. При выборе приемов коррекционного воздействия особое внимание уделяется соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в работу всех анализаторов ребенка и др.). На обучающих занятиях используется хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается более одного нового понятия, терминологический словарь детей увеличивается постепенно. Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).

Во время подготовительного периода работа ведётся по следующим направлениям:

  • развитие фонематического восприятия и слухового внимания;
  • развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
  • развитие графо-моторных навыков.

Слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей умение слышать и различать неречевые звуки; умение различать высоту, силу, тембр голоса, а также умение различать слова, близкие по звуковому составу.

На этом этапе развитие слухового внимания начинается с различения звуков окружающего мира. От игры к игре задания усложняются, требуя все более тонкой дифференциации. Затем детей необходимо научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых, а также определять различие слов, близких по звуковому составу.

Следующим направлением работы является развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия и пространственной ориентации с целью предупреждения трудностей, которые могут возникнуть при обучении чтению и письму в школе. Вся работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:

  1. работа на плоскости стола:
  • выделение заданных предметов из группы разнородных, однородных;
  • группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях;
  • нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры;
  • определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов;
  • конструирование из счетных палочек,
  1.  ориентация в ограниченном пространстве (в игрушечном домике, в групповой комнате)

       Развитие графо-моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция ведется в двух направлениях – развитие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией. Начинается работа с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы). Дети обводят трафареты, нарисованные контуры, упражняются в штриховании, дорисовывании рисунков, в «письме» букв с помощью трафаретов, а также их печатании с опорой на ограничители и без них.

На втором году обучения, в основной период работа ведётся по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;
  • развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы;
  • формирование грамматического строя речи;
  • овладение детьми навыком чтения по слогам;
  • совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации;
  • развитие графо-моторных навыков.

Формирование правильного звукопроизношения и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, где происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным произношением. Это способствует более тонкому усвоению фонетического образа изучаемого звука, осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить на отдельные звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные знания затем уже являются базой для усвоения материала по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях второго периода дети знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения звука в слове, учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Вся работа осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе.

Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука требует от ребенка не только установления последовательности  звуков в слове, но и определения их качественной характеристики. Для детей с ОНР характерны затруднения в выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная работа с поэтапным овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, делая это утрированно. При этом на модели слова используется дополнительное обозначение ударения.

Параллельно со звуками детей необходимо знакомить и с соответствующими им буквами. Дети овладевают печатными образами гласных и согласных букв, складывают из них слоги и слова.

Одновременно в процессе знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка используются книжки - «самописки» с напечатанными словами .

Таким образом, работа по подготовке детей – логопатов к обучению грамоте позволяет в значительной мере повысить уровень готовности к школе и способствует профилактике дислексии и дисграфии будущих школьников.

Литература

1. Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПРР // Дефектология. – 1995. – №  2.

2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. –  М., 1998.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи. – М., 1985.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. – М., 1997.

5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. –  СПб., 1997.

6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе....

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием  речи»....