Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

milaeva_nnn@

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gram.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму.

Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду, посещать занятия с дефектологом. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определённые знания и умения: это и хорошая устная речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом, умение держать карандаш и ручку, различать строчки в тетради. Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.

Система работы с 5—6-летними детьми, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, позволяет эффективно обучать чтению и письму под диктовку печатными буквами, формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, помогает предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе, т.е. служит профилактикой дисграфий и дислексий.

В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ). Наряду с анализом метод предполагает соединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения и т.д. (синтез). Со словом, а также со звуками речи дети начинают знакомиться ещё в средней группе детского сада.

Предваряет эту работу знакомство с неречевыми звуками. Дети узнают, что мы живём в мире звуков. Это и звуки природы: шум ветра, дождя, грома, шелест листвы, пение птиц, и звуки, которые издают животные; звуки различных предметов: шум машин, гудение самолётов, стук каблуков. Дети узнают, что любой предмет (и живой, и неживой) может звучать, и у каждого свой звук, свой голос. Им очень нравятся такие игры: «Угадай, что звучит», «Узнай по голосу», «Хозяйка зовёт животных». Сами они с удовольствием имитируют звуки окружающего мира. Для этого используются картинки-символы, вызывающие активное звукоподражание, а также различные игровые приёмы.

Постепенно ребята начинают понимать, что все, что мы слышим вокруг себя, — это звуки. Радостным открытием для малышей является то, что и сами они могут издавать звуки: ногами, руками, ртами. Они увлечённо топают, хлопают, произносят звуки. Здесь же можно поработать и над силой голоса, и над такими понятиями, как «тихо», «громко», «быстро», «медленно». На следующем этапе дети учатся слышать, различать фонемы родного языка. Они узнают, что звуки бывают разные. Одни из них можно петь, тянуть, громко кричать.

У всех этих звуков есть голос и называются они гласными. Гласных звуков всего шесть, и дети быстро их запоминают в процессе игр и упражнений. Они успешно пользуются зрительными символами гласных звуков. Это геометрические фигуры на красном фоне. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А — большой круг, У — маленький кружок, И — горизонтально расположенный узкий прямоугольник, О — вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половинка круга, Э — горизонтальный овал.

Дети узнают, что все остальные звуки нельзя петь и тянуть, нельзя громко крикнуть. Это согласные звуки, которые «умеют» многое другое. Они могут шипеть, жужжать, звенеть, свистеть, рычать, мычать, хрипеть, ныть, стучать и т.д. Дети с удовольствием все это воспроизводят. Они узнают, что у согласных звуков есть пары: старший братец — твёрдый звук и младший братец — мягкий звук. Малыши быстро учатся различать на слух твёрдые и мягкие звуки в играх «Старший и младший братцы», «Карлики и великаны». На первых порах зорко следят за артикуляцией взрослого. Ведь твёрдые звуки всегда серьёзные, никогда не улыбаются, а мягкие — всегда произносятся с улыбкой.

В средней группе дети учатся узнавать определённый звук и выделять его в потоке других звуков, а также в речи. Любимым занятием малышей становится игра в звуки. Вариантов такой игры очень много:

l Придумайте слова на определённый звук из различных лексических групп. Например, «Придумайте домашних животных на звук К», «Назовите ягоду на звук М», «Какую вы знаете мебель на звук ДЬ».

  • Придумайте имена для мальчиков и для девочек на заданный звук.
  • Хлопните в ладоши, чьё имя начинается на звук Т.
  • Выберите среди картинок (или предметов) только те, которые начинаются на звук У.
  • Кто больше придумает слов на звук А.

К концу пребывания в средней группе дети без труда выделяют первый звук в слове, правильно его называют, различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

Я постепенно приучаю детей к цветовому обозначению различных звуков. Это пригодится им в старшей группе при составлении схем из красных, синих и зелёных фишек. Пока же мы строим домики для звуков из кубиков: для гласных — красный, для твёрдых согласных (старших братцев) — большой синий, для мягких согласных (младших братцев) — маленький зелёный. Можно использовать и домики из цветного картона. Ребята очень любят расселять в эти домики слова и объяснять, почему слово на тот или иной звук попало именно в этот домик.

В средней группе я знакомлю детей и со словом, и с предложением. Они постоянно слышат эти термины в играх и упражнениях и постепенно учатся их различать:

  • Назови одним словом (закрепление обобщающих понятий).
  • Назови слова, которые обозначают предметы посуды, мебели и т.д.
  • Подскажи словечко (в стихах).
  • Скажи одним словом, что делает мальчик.
  • Назови слово «наоборот» (с противоположным значением — антонимы).
  • Придумай похожее слово (кот — рот, мама — рама, лапки — тапки).
  • Назови предмет «ласковым» словом.
  • Какими словами можно рассказать про куклу, яблоко, огурец?
  • Придумай слова, которые начинаются со звуков А, У.

Существует множество интересных игр в слова, в которые дети играют с удовольствием, с увлечением. Они любят «искать» слова на небе, на дереве, в шкафу, в тарелке с супом и т.д. Любят придумывать слова «сладкие», «круглые», «полосатые», «колючие», подыскивать словам «друзей». Например, слово «подушка» может дружить со словами «кровать», «одеяло», «голова», «ухо», «простыня».

Включаю в формулировки заданий и термин «предложение»:

  • Придумай предложение по картинке.
  • Придумай предложение с этим словом.
  • Придумай предложение про эту игрушку.
  • Отвечай полным предложением.

В средней группе я готовлю детей к умению делить слова на слоги. Они узнают, что слова бывают короткими и длинными. Мы эти слова произносим по частям (слогам) и одновременно выполняем какие-либо действия: шагаем, хлопаем в ладоши, рисуем карандашами длинные и короткие дорожки. После серии таких практических упражнений малыши без особого труда придумывают короткие слова: лук, дом, кот, сыр, пол, кит... и длинные слова: ве ло си пед, ма ши на, ми ли ци о нер, те ле ви зор. «Эти упражнения полезны ещё и тем, что учат детей правильно произносить слова сложной слоговой структуры. Поделённое на «кусочки» слово легче произнести правильно. В старшей группе продолжается работа над звуком, словом, предложением на более высоком уровне.

Дети узнают, что слова бывают разные. Одни из них обозначают предметы — живые и неживые. Живые отвечают на вопрос «Кто?». (Это люди, звери, птицы, насекомые — все, кто двигается, растёт, питается, дышит.) Неживые отвечают на вопрос «Что?». Это закрепляется в различных игровых упражнениях. Есть слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос «Какой?». Придумывая о каждом предмете как можно больше слов-признаков, дети готовятся к составлению в дальнейшем описательных рассказов.

Ещё дети узнают о словах-действиях, которые отвечают на вопрос «Что делает?». Учатся подбирать к каждому предмету слова-действия. Полезно для закрепления всех этих слов играть с малышами в «Загадалки». Дети загадывают друг другу загадки, называя только действия предмета (летает, клюёт, кудахчет, яйца несёт) или только его признаки (круглый, сладкий, оранжевый, сочный).

Эти упражнения обогащают словарный запас, активизируют его, развивают мышление.

Играя, дети учатся составлять предложения по демонстрируемому действию, односюжетной картинке, предметной картинке, опорному слову и т.д.

Ирина Лебедева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием  речи»....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...