Конспекты логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква А»

Цель: формирование представлений о звуке [А] и букве А.

Образовательные задачи:

1.Уточнить артикуляцию и характеристику звука [А].

2.Формировать умение выделять звук [А] из ряда гласных, слогов и слов.

3.Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука [А] в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звука.

6.Обучать соотносить звук и букву.  

Коррекционно-развивающие задачи: 

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать графические навыки.

4.Развивать внимание, память, мышление.

5.Развивать координацию речи с движениями.

6.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: символы звуков, карточки для определения места звука в слове, предметные картинки, буква А, карточки для штриховки буквы, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие

2. Введение в тему

- Отгадайте загадки:  

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус

Что это за шар? (Арбуз)

Отвезу, куда хотите,

Только вы билет купите!

За рулем сидит шофер,

И гудит во мне мотор,

Фары круглые, как глобус –

Называюсь я … (Автобус)

Свое гнездо

На крыше вьет,

Чем очень

Радует народ. (Аист)

- С какого звука начинаются слова арбуз, автобус, аист?

- Сегодня мы поговорим о звуке А.

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звука А

- Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, воздух не встречает преграду. Звук А – гласный.

- Гласные звуки обозначаются красным квадратом.

- Звук А может находиться в начале, середине и в конце слова.

Игра «Передай характер»

- Попробуйте спеть звук А спокойно, плаксиво, вопросительно, с интересом.

Игра «Поймай звук»

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук А, слоги и слова с этим звуком.

Материал: а, у, а, и, а, ам, ап, на, са, аист, автор, лес, август, пес, лак, мак…

Игра «Слушай внимательно»

- Послушайте стихотворение и назовите все слова, которые начинаются со звука А.

Аист вез из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Игра «Закончи предложение»

- Добавьте нужное слово в конце предложения

Носорог и жираф живут в …Африке.

Военные стреляют из… автомата.

Мама варит варенье из… абрикос.

Маша рисует красками в… альбоме.

Игра «Где звук»

- Покажите на схеме и скажите, где слышится звук А в отобранных словах.

Физкультминутка

 (Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения)

– Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
-Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой. 

Знакомство с буквой А:

- Вспомните, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

- Давайте познакомимся с буквой А.

- На что похожа буква А?

- Возьмите три палочки для А.

Наклоните две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.  

- Рассмотрите букву А и выложите из палочек.

- Выполните штриховку буквы А.

4. Итог:

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- С какой буквой познакомились?



Предварительный просмотр:

Звуки В, Вь. Буква В

Цель: Формирование представлений о звуках [В], [Вь] и букве В.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков [В], [Вь] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой В.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, символы звуков, светофоры (синий и зеленый), карточки с определением места звука в слове, предметные картинки, буквы, схемы предложений, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.

2.Введение в тему

- Ребята, сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, вы сами чуть позже скажете.  Давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам в гости.  

- Это Вова и Вика.

- С какого звука начинается слово «Вова»?

- С какого звука начинается слово «Вика»?

- Сегодня мы с Вовой и Викой поговорим о звуках В, Вь.

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звуков В, Вь.

-  Когда мы произносим звук В нижняя губа поднимается к верхней, между зубами узкая щель, язык спокойно лежит во рту.

- Воздушная струя встречает преграду?

- Горлышко дрожит или нет?

- Значит звук В согласный, твердый, звонкий.

- Он обозначается синим квадратом.

- Произнесите звук Вь.

- Дайте характеристику звуку Вь.

- Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

- Он обозначается зеленым квадратом.

- Чем отличаются звуки В и Вь?

Игра «Поймай звук»

- Поделитесь на две команды: Мальчики будут в команде Вовы, девочки в команде Вики.

- Я буду называть звуки В, Вь, слоги и слова сними.

- Когда услышите звук В, слоги и слова с ним, то команда Вовы хлопает.

- Когда услышите звук Вь, слоги и слова с ним, то команда Вики топает.

Материал: в, вь, ва, ви, ву, вя, ваза, веер, вата, вьюга, вечер, вода, ветер, снеговик, гвоздь, дрова, боровик, дерево…

Игра «Скажи наоборот»

- Я буду называть слоги. Команда Вовы превращает слоги со звуком В в слоги со звуком Вь. Команда Вики – наоборот.

Игра «Разберем картинки»

- Вова и Вика спорят. Вова считает, что слов со звуком В больше, чем слов со звуком Вь. Вика считает, что наоборот.

- Давайте разберем картинки. Вове отдадим картинки, в названии которых слышится звук В. Вике отдадим картинки, в названии которых слышится звук Вь.

- Посчитайте картинки.

- Каких слов больше? (одинаково)

- Определите место звуков В, Вь  (начало, середина, конец) в названии этих предметов.

Игра «Подбери действие»

- Договорите предложения, подбирая действия.

Медведь, бежал, бежал и в кусты (вбежал), а потом из кустов (выбежал).

Сова летела, летела и в дупло (влетела), а потом вылетела.

Вова ехал на велосипеде и в гараж (въехал), а потом (выехал).

Вика несла сумку и в дом ее (внесла), а потом (вынесла).

Физминутка

Мы топаем ногами,

Мы руками хлопаем,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

И кружимся потом.

(Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Знакомство с буквой В

- Звуки В, Вь мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву В.

Вот буква В видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

(С.Маршак)

- На что похожа буква В?  

- Найдите букву В среди других букв.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: ав, ов, ув, ыв, эв, ив, ва, во, ву, вы, вэ, ви.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ и т.д.

Материал: Вова, Вика.

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Звуки Л, Ль. Буква Л

Цель: Формирование представлений о звуках [Л], [Ль] и букве Л.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков [Л], [Ль] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить  с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой Л.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, цепочки слогов, светофоры (синий и зеленый), плоскостные самолеты (синий и зеленый), предметные картинки, буквы, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.

2.Введение в тему

- Посмотрите на картинку, которая находится на доске. Представьте, что мы летим на большом самолете. Вот как гудит его мотор: Л-Л-Л. Повторите звук вместе со мной.

- Теперь представьте, что мы летим на маленьком самолете. Вот как гудит его мотор: Ль-Ль-Ль. Повторите звук вместе со мной.

- Как вы думаете о каких звуках мы сегодня поговорим?

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звуков Л, Ль.

- Когда мы произносим звук Л, кончик языка сильно упирается в верхние зубы и мешает проходить воздуху, поэтому он проходит по бокам.

- Какой звук Л гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Каким символом обозначим согласный, твердый, звонкий звук Л?

- Дайте характеристику звуку Ль.

- Каким символом обозначим согласный, мягкий, звонкий звук Ль?

Игра «Светофор»

- Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Л, то поднимите синий светофор. Если услышите звук Ль – зеленый светофор.

Материал: л, ль, ла, ля, ло, лы, ли, лю, ал, уль, лось, липа, лото, лифт, лапа, лимон, блин, болото, апельсин, масло, яблоко, кисель, кол…

Игра «Запомни, повтори»

- Повторите слоги так же.

Материал: ла-ла-ля? лу-лу-лю. лы-лы-ли! ля-ла-ля! лю-лу-лу? ли-лы-ли…

Игра «Наоборот»

- Я буду называть слоги, а вы будете превращать твердые звуки в мягкие и наоборот. Например, ла-ля.

Игра «Груз»

- Самолеты перевозят различные грузы. Но все предметы перемешались. Давайте разберем картинки.

- Предметы в названии которых слышится звук Л загрузим в большой самолет. Предметы в названии которых слышится звук Ль – в маленький.

- Определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Физминутка

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередные наклоны влево, вправо)

На полянку тихо сели

(присесть)

Да и снова полетели.

Знакомство с буквой Л

- Звуки Л, Ль мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву Л.

- На что похожа буква Л?  

- Найдите букву Л среди других букв.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: ал, ол, ул, ыл, эл, ил, ла, ло, лу, лы, лэ, ли.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов 

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

Материал: лапа, липа.  

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Звуки С, Сь. Буква С

Цель: Формирование представлений о звуках [С], [Сь] и букве С.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков [С], [Сь] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой С.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: символы звуков, светофоры (синий и зеленый), карточки с определением места звука в слове, предметные картинки, буквы, схемы предложений, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.

2.Введение в тему

- Ребята, кто к нам сегодня пришел в гости? (садовник)

- Чем занимается садовник?

- У садовника есть два насоса. Большой насос свистит так: С-С-С. Маленький насос свистит так: Сь-Сь-Сь.

- Сегодня вместе с садовником мы поговорим о звуках С и Сь..

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звуков С, Сь.

-  Произнесите звук С.

- Дайте характеристику звуку С.

- Звук С – согласный, твердый, глухой.

- Он обозначается синим квадратом?

-  Дайте характеристику звуку Сь.

- Звук Сь согласный, мягкий, глухой.

- Он обозначается зеленым квадратом.

- Чем отличаются звуки С и Сь?

Игра «Светофор»

- Когда услышите звук С, слоги и слова с ним, поднимите синий светофор.

- Когда услышите звук Сь, слоги и слова с ним, поднимите зеленый светофор.

Материал: с, сь, са, си, су, ся, сон, сени, сила, сын, семья, кисель, косынка, карась, лес, лось, кокос, гусь…

Игра «Скажи наоборот»

- Я буду произносить слоги, как большой насос, а вы произнесите наоборот, как маленький насос. Например: Са-ся.

Игра «Подарки»

- Садовник нам принес много картинок с изображением различных предметов.

- Определите место звуков С, Сь  (начало, середина, конец) в названии этих предметов.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Скачет зайка косой

(показываем пальцами уши зайца)

Под высокой сосной

(показываем дерево рукой)

Под другой сосной

(показываем дерево другой рукой)

Скачет зайка второй

(показываем пальцами уши зайца)

Знакомство с буквой С

- Звуки С, Сь мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву С.

- На что похожа буква С?  

- Найдите букву С среди других букв.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: ас, ос, ус, ск, эс, ис, са, со, су, сы, сэ, си.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ и т.д.

Материал: сон, сын.

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква У»

Цель: формирование представлений о звуке [У] и букве У.

Образовательные задачи:

1.Уточнить артикуляцию и характеристику звука [У].

2.Формировать умение выделять звук [У] из ряда гласных, слогов и слов.

3.Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука [У] в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звука.

6.Обучать соотносить звук и букву.

7.Упражнять в составлении предложений с предлогом «У».  

Коррекционно-развивающие задачи: 

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать графические навыки.

4.Развивать внимание, память, мышление.

5.Развивать координацию речи с движениями.

6.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: символы звуков, карточки для определения места звука в слове, предметные картинки, буква У, картинки для составления предложений, карточки для штриховки буквы, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие

2. Введение в тему  

- Кто это? Утенок.

- Он, наверное, заблудился и случайно попал в наш детский сад.

- Какой первый звук в слове «утенок»?

- Сегодня мы поговорим о звуке У.

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звука У

- Когда мы произносим звук У, то губы вытянуты вперед. Воздух не встречает преграду. Звук У - гласный.

- Гласные звуки обозначаются красным квадратом.

- Звук У может находиться в начале, середине и в конце слова.

Игра «Поймай звук»

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук У, слоги и слова с этим звуком.

Материал: о, у, у, и, у, ум, уп, но, су, улитка, оса, ужин, уж, книга, булка, буква, сыр, утро…

Игра «Отгадай слова-действия»

- Утка хочет загадать вам слова-действия, которые начинаются со звука У.

Улитка ползла, ползла и что сделала?

Правильно: уползла.

Лексический материал: самолет летел-улетел, мальчик шел-ушел, автобус ехал-уехал, заяц бежал-убежал.

Физкультминутка

Раз-два - шли утята

Раз-два - шли утята,            

(Шагаем на месте.)

Три-четыре - шли домой.      

 (Прыжки на месте.)

Вслед за ними плелся пятый,          

(Хлопаем в ладоши.)

Впереди бежал шестой,            

(Топаем ногами.)

А седьмой отстал от всех -        

 (Шагаем на месте.)

Испугался, закричал:          

(Хлопаем в ладоши.)

- Где вы, где вы?        

(Прыжки на месте.)

-Не кричи, мы тут рядом, поищи!    

(Топаем ногами.)

Знакомство с буквой У:

- Вспомните, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

- Давайте познакомимся с буквой У.

- На что похожа буква У?

- Выполните штриховку буквы У.

- Нарисуйте в воздухе букву У.

- Штриховка буквы У.

4. Итог:

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Вспомните слова со звуком У.

- С какой буквой познакомились?



Предварительный просмотр:

Звуки Б, Бь. Буква Б

Цель: Формирование представлений о звуках [Б], [Бь] и букве Б.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков [Б], [Бь] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить  с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой Б.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: символы звуков, светофоры (синий и зеленый), предметные картинки, буквы, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.

2.Введение в тему

- Отгадайте, кто это?

Под водою целый склад!

Плот из веток мастерят.

Зубы так у них остры!

Точат дерево…(Бобры)

Кто под ёлкой ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Как вы думаете о каких звуках мы сегодня поговорим?

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звуков Б, Бь.

- Когда мы произносим звук Б, то губы смыкаются и размыкаются, образуют преграду для воздуха.

- Какой звук Б гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Каким символом обозначим согласный, твердый, звонкий звук Б?

- Дайте характеристику звуку Бь.

- Каким символом обозначим согласный, мягкий, звонкий звук Бь?

Игра «Светофор»

- Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Б, то поднимите синий светофор. Если услышите звук Бь – зеленый светофор.

Материал: б, бь, ба, бя, бо, бы, би, бю, аб, убь, банан, билет, балет, бочка, обед, кабина, кабель…

Игра «Запомни, повтори»

- Повторите слоги так же.

Материал: ба-ба-бя? бу-бу-бю. бы-бы-би! бя-бя-ба! бю-бю-бу? би-би-бы…

Игра «Скажи наоборот»

- Барсук и белка любят играть, превращать твердые звуки в мягкие и наоборот. Например, ба-бя.

Игра «Подарки»

- Барсуку подарите картинки со звуком Б, а белке – со звуком Бь.

- Определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться!

Знакомство с буквой Б

- Звуки Б, Бь мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву Б.

Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

- На что похожа буква Б?  

- Штриховка буквы Б.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: аб, об, уб, ыб, эб, иб, ба, бо, бу, бы, бэ, би.

Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов 

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

Материал: аб, иб, бы, би.  

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Звуки К, Кь. Буква К

Цель: Формирование представлений о звуках [К], [Кь] и букве К.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков [К], [Кь] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой К.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: символы звуков, светофоры (синий и зеленый), карточки с определением места звука в слове, предметные картинки, буквы, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.

2.Введение в тему

- Сегодня у нас в гостях Кот и Кит.

- Какой первый звук мы слышим в слове «кот»?

- Какой первый звук мы слышим в слове «кит»?

- Сегодня мы с вами поговорим о звуках К, Кь.

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звуков К, Кь.

- Когда мы произносим звук К, то губы свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть языка поднимается к небу, горлышко не дрожит.

- Звук К – согласный, твердый, глухой.

- Он обозначается синим квадратом?

-  Дайте характеристику звуку Кь.

- Звук Кь согласный, мягкий, глухой.

- Он обозначается зеленым квадратом.

- Чем отличаются звуки К и Кь?

Игра «Запомни, повтори»

- Повторите слоги с разными паузами.

Материал: ка-ка- -кя, ку- -ку-кю, кы-кы- -ки, кя- - -кя-ка, кю-кю- - -ку, ги-ги-гы…

Игра «Светофор»

- Когда услышите звук К, слоги и слова с ним, поднимите синий светофор.

- Когда услышите звук Кь, слоги и слова с ним, поднимите зеленый светофор.

Материал: к, кь, ка, ки, ку, кя, колос, кино, касса, косы, кольца, килька, кедр, канава, песенка, машинки, венок, тюбик…

Игра «Назови ласково»

- Назовите ласково слова. Например, рот-ротик.

Материал:

Нос-носик

Лоб-лобик

Стол-столик

Пес-песик

Билет-билетик

Лес-лесок.

- Какой звук появился в конце слов, которые вы произнесли?

Игра «Подарки»

- Картинки в названии которых мы слышим звук К, подарите коту.

- Картинки в названии которых мы слышим звук Кь, подарите киту.

- Определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Физминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

(наклоны влево, вправо)

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

(хлопки)

А в часах сидит кукушка

У нее своя избушка

(присесть)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

(закрыть лицо ладошками)

Знакомство с буквой К

- Звуки К, Кь мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву К.

- На что похожа буква К?  

- Штриховка буквы К.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: ак, ок, ук, ык, эк, ик, ка, ко, ку, кы, кэ, ки.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ и т.д.

Материал: кот, кит.

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Звук Ш. Буква Ш

Цель: Формирование представлений о звуке [Ш] и букве Ш.

Образовательные задачи:

1.Формировать навыки выделения и произношения звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой Ш.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, символы звуков, игрушка Мишутка, карточки с определением места звука в слове, предметные картинки, буквы, схемы предложений, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.

2.Введение в тему

- Шапка и шубка – вот наш Мишутка.

- Какой звук повторяется чаще всего?

- Сегодня мы вместе с Мишуткой познакомимся со звуком Ш.

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звука Ш.

-  Произнесите звук Ш.

- Когда мы произносим звук Ш губы «колечком», зубы «заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на чашечку.

- Звук Ш – согласный, твердый, глухой.

- Он обозначается синим квадратом.

Игра «Повтори и постучи»

- Мишка принес вам карандаши.  Давайте покажем, что карандашами можно не только писать, но и играть. По очереди попробуйте одновременно повторять слоги и ритмично стучать карандашом.

Слоговые ряды:

Ша-ша---ша---ша

Уш---уш---уш-уш

Ши-ши---ши---ши

Шу-шу---шу-шу и т.д

Игра «Разберем картинки»

- Мишка принес много картинок с изображением различных предметов. Давайте ему поможем определить, есть в названии этих картинок его любимый звук Ш.

- Определите место звука Ш (начало, середина, конец) в названии этих предметов.

Физминутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел,

Улыбнулся и пошел.

Мишка, ну-ка не зевай,

Вместе с нами поиграй.

Лапками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ.

(Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Знакомство с буквой Ш

- Звук Ш мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву Ш.

- На что похожа буква Ш?  

- Найди букву Ш среди других букв.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: аш, ош, уш, ыш, эш, иш, ша, шо, шу, шэ, ши.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ и т.д.

Материал: Миша, Шина.

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Звуки Х, Хь. Буква Х

Цель: Формирование представлений о звуках [Х], [Хь] и букве Х.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков [Х], [Хь] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков.

3.Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.

4.Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

5.Познакомить с графическим обозначением звуков.

6.Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

7.Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой Х.

8.Упражнять в составлении предложений к заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать графические навыки.

5.Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять предложенные задания.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, цепочки слогов, светофоры (синий и зеленый), предметные картинки, буквы, карточки для штриховки, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Приветствие.  

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Ясно, громко говорим,

И, конечно, не спешим!

2.Введение в тему

- Отгадайте:

Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой.

Кто это?
(Хомяк)

Словно с шубы воротник,

Убежал сей озорник!

Этот маленький зверек

Называется….

(Хорек)

Сегодня у нас в гостях хомяк Хом и хорек Хим.

- Покажите, какие у хомяка щеки толстые.

- Какие у хорька щеки худые.

- Как вы думаете о каких звуках мы сегодня поговорим?

3.Основная часть

Артикуляция и характеристика звуков Х, Хь.

- Когда мы произносим звук Х, то кончик языка внизу, отходит от нижних зубов, спинка языка поднимается горкой и мешает воздуху выходить изо рта.

- Какой звук Х гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Каким символом обозначим согласный, твердый, звонкий звук Х?

- Дайте характеристику звуку Хь.

- Каким символом обозначим согласный, мягкий, глухой звук Хь?

Игра «Светофор»

- Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Х, то поднимите синий светофор. Если услышите звук Хь – зеленый светофор.

Материал: х, хь, ха, хя, хо, хы, хи, хю, ах, ух, хомяк, хата, хитрый, хворост, хек, хлопушка, хищник, мухомор, стихи, мех, подсолнух…

Игра «Наоборот»

- Я буду называть слоги, а вы будете превращать твердые звуки в мягкие и наоборот. Например, ха-хя.

Игра «Договори звук»

- Добавьте звук Х в конце слова. Проговорите слово.

Материал: пету-х, пасту-х, сме-х, лопу-х, пу-х, стра-х, коню-х, шоро-х.

Игра «Слоги наоборот»

Хом и Хим часто играют. Хом произносит слоги с твердым звуком Х, а Хим наоборот. Например, ха-хя.

Игра «Подарки»

- Хом и Хим очень любят подарки получать.

- Предметы в названии которых слышится звук Х подарите Хому. Предметы в названии которых слышится звук Хь – Химу.

- Определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Физкультминутка

Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Знакомство с буквой Х

- Звуки Х, Хь мы слышим и говорим, а читаем и пишем мы букву Х.

- На что похожа буква Х?  

- Выложите букву Х из палочек.

- Штриховка.

Чтение слогов обратных и прямых.

Материал: ах, ох, ух, ых, эх, их, ха, хо, ху, хы, хэ, хи.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов 

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ и т.д.

Материал: Хом, Хим.  

4. Итог:

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием  речи»....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...