Использование наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Кравченко Юлия Николаевна

Использование наглядного моделирования в развитии речи у  дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_naglyadnogo_modelirovaniya.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядного моделирования в развитии речи у  дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь в развитии ребёнка занимает важное место. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче ему общаться с  взрослыми и сверстниками, высказывать свои мысли и желания. Хорошая развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

В настоящее время наблюдается значительное количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Одним из наиболее распрастранённых речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи испытывают трудности в произношении и восприятии фонем, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, не владеют навыками связной речи в полном объёме,наблюдаются ошибки в  не правильном  употреблении  предложных конструкций.

В современном образовательном процессе применяю как  традиционные, так и  нетрадиционные  технологии. Некоторые из них успешно использую  в своей  коррекционной работе.

В своей работе  с детьми с Общим недоразвитием речи в качестве эффективной работы я  использую  метод наглядного моделирования. Он позволяет детям дошкольного возраста представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст). Актуальность данного метода заключается в том, что наглядное моделирование  способствует устранению недостатков звуковой и смысловой стороны речи, а также способствует развитию неречевых функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Наглядный материал лучше усваивается вербально и позволяет ребёнку быть активным и творческим участником образовательного процесса.

В своей работе использую пособие  «Игры с язычком». Это наглядный модуль, где представлены рисунки, иллюстрирующие каждое артикуляционное упражнение, помогая ребёнку быстрее запомнить и изобразить.

По автоматизации звуков использую мнемотаблицы. Подбираю небольшие стихотворные тексты на автоматизацию определенного звука. Работать с таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков проходит интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

В работе над звуками я  использую кружки  общепринятых цветов: красный - для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. С помощью кружка  дети определяют место заданного звука в слове.  При нарушении слоговой структуры слова использую фишки,  при помощи которых дети выкладывают слоговую схему слов. Прослушав слова, они выкладывают столько фишек, сколько раз хлопнули в ладоши.

В своей работе использую кубики со схемами предлогов. На гранях каждого кубика изображены схемы предлогов. Дети в игре учатся употреблять в речи предлоги и соотносить картинки предлоги со схемами. Разнообразные игровые задания с предлогами помогают мне занятия сделать увлекательными и интересными.

Также наглядное моделирование применяю при составлении загадок, описательных рассказов.

Использование  в своей работе наглядного  моделирования с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие памяти, внимания, мышления, и способствует устранению звуковой и смысловой стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....