Нужна ли артикуляционная гимнастика?
консультация по логопедии

Анастасия Королева

Чтобы речь была чистой, чёткой и красивой, язык должен уметь принимать нужные положения, которые будут быстро сменять друг друга. Каждому звуку речи соответствует свой уклад языка. Только в случае правильного уклада мы произносим чёткие звуки.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие силы и подвижности органов речевого аппарата (языка, губ, щёк, мягкого  нёба, нижней челюсти). Она помогает сформировать их согласованные и чёткие движения. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, если органы артикуляции будут хорошо подготовленными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужно ли делать артикуляционную гимнастику?

Чтобы речь была чистой, чёткой и красивой, язык должен уметь принимать нужные положения, которые будут быстро сменять друг друга. Каждому звуку речи соответствует свой уклад языка. Только в случае правильного уклада мы произносим чёткие звуки.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие силы и подвижности органов речевого аппарата (языка, губ, щёк, мягкого  нёба, нижней челюсти). Она помогает сформировать их согласованные и чёткие движения. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, если органы артикуляции будут хорошо подготовленными.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

  1. Упражнения выполнять ежедневно перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. Ребёнок должен хорошо видеть своё лицо, чтобы контролировать чёткость выполнения. Взрослый показывает, ребёнок повторяет.
  2. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, затем – быстрее. Но не спешить. Добиваться чёткого выполнения каждого упражнения. Прежде всего качество, а не количество.
  3. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Статические упражнения удерживаются под счёт взрослого от 1 до 7-10.
  4. Гимнастику следует выполнят в игровой форме и хорошем настроении, иначе она может наскучить уже через несколько дней.
  5. Начинать лучше с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  6. Время гимнастики не должно превышать 10 минут.
  7. Когда ребёнок будет правильно выполнять упражнения, зеркало можно  убрать. Иногда (если ребёнок согласен) полезно делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребёнка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребёнку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.
  8. Не удивляться и не сердиться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже со второго раза.
  9.  Если у ребёнка не получается какое-то движение, помогать ему – ватной палочкой, шпателем, чайной ложкой или просто чистым пальцем.
  10.  Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Комплекс упражнений для свистящих звуков:

Заборчик

Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Рот не открывать. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Месим тесто

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губками, произнести: ПЯ-ПЯ-ПЯ

Затем покусать язычок.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

Почистим зубки

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе

Киска сердится

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поставить за нижние резцы, а спинку выгнуть. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Комплекс упражнений для шипящих звуков:

Трубочка

Вытянуть губы вперёд трубочкой. Сделать трубочку широкой. Зубы сомкнуты. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Месим тесто

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губками, произнести: ПЯ-ПЯ-ПЯ

Затем покусать язычок.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

Почистим зубки

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе

Вкусное варенье

Улыбнуться, приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Рот не закрывать, следить, чтобы язык был широким. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.

Чашечка

Рот открыть, сделать язык в форме чашечки, приподняв его боковые края. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

Заборчик

Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Рот не открывать. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Почистим зубки

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе

Вкусное варенье

Улыбнуться, приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Рот не закрывать, следить, чтобы язык был широким. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.

Чашечка

Рот открыть, сделать язык в форме чашечки, приподняв его боковые края. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Маляр

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. При движении вперёд язык должен доходить до верхних резцов, за зубы язык не высовывать. Рот не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.

Индюк

Улыбнуться, приоткрыть рот, языком водить вперёд-назад, то высовывая его изо рта, то пряча обратно в рот. Нижняя челюсть неподвижна. Затем добавить голос, чтобы получилось: БЛ-БЛ-БЛ

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и постучать им о твёрдое нёбо, произнося: Д-Д-Д… Рот не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна

Комплекс упражнений на звук Л:

Заборчик

Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Рот не открывать. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

Почистим зубки

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе

Маляр

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. При движении вперёд язык должен доходить до верхних резцов, за зубы язык не высовывать. Рот не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.

Качели

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка сначала поднять за верхние зубы, затем опустить за нижние. Каждое положение удерживать по 2-3 секунды, повторить 5-7 раз. Рот не закрывать.

Литература:

  1. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013.
  2. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2009.
  3. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - М.: Каро, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол для педагогов "Нужна ли артикуляционная гимнастика"

В консультации описывается значение артикуляционной гимнастики для дошкольников, рекомендации....

Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?

Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено...

Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику?

Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения....

Мастер класс для родителей детей старших групп "Нужна ли артикуляционная гимнастика"

Масиер класс для родителей детей старшего возраста о значении артикуляционной гимнастики...

Для чего нужна дошкольникам артикуляционная гимнастика

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. В настоящее время все большее и большее количество детей имеют речевые недостатки, непра...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....